Назначение уголовного наказания беременным женщинам

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:03, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – на основании теоретического материала и судебной практики определить и охарактеризовать уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспект института отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а так же выработать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть признаки и цели наказания беременным женщинам, и женщинам имеющим детей в возрасте до трех лет;
-характеризовать основания применяемые для осуждения с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
-выявить особенности применения отбывания наказания беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
-исследовать основания для отмены отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
-изучить порядок отбывания наказания в исправительных учреждениях беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ И ЦЕЛЕЙ НАКАЗАНИЯ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЖДЕНИЯ С ОТСРОЧКОЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИМАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ 20
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ………………...36
ГЛАВА 4. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТМЕНЫ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71

Работа содержит 1 файл

беременные.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

Указанную цель можно  условно разделить на две цели:

1) предупреждение совершения новых преступлений лицами, отбывающими уголовное наказание (специальное предупреждение или специальная превенция);

2) предупреждение совершения преступлений иными лицами, кроме осужденных (общее предупреждение или общая превенция).

Специальное предупреждение новых преступлений состоит в  профилактическом воздействии, надзоре  за лицами, отбывающими наказание, с  тем, чтобы таким образом не дать им возможности совершить новое преступление. Оно ограничено в сфере своего действия:

а) по кругу лиц (воздействию подвергаются только осужденные);

б) по времени (воздействие осуществляется лишь в период отбывания наказания). При исполнении наказания в виде лишения свободы для реализации рассматриваемой цели предназначены специальные службы режима, надзора, в той либо иной мере задействован весь персонал тюрьмы, исправительного или воспитательного учреждения.

Общая превенция имеет  по сфере своего действия лишь одно ограничение – по кругу лиц (не распространяется на осужденных, отбывающих наказание).

Цель общего предупреждения достигается двумя путями:

1) существованием уголовного закона, предусматривающего наказание за нарушение уголовно-правовых запретов;

2) реальным применением наказания за совершенные преступные деяния [51, с. 328].

Дифференциация исполнения наказания, являясь одним из важных принципов уголовно-исполнительного  права и одновременно развитием  уголовно-правового принципа дифференциации уголовной ответственности, направлена на создание необходимых условий для достижения стоящих перед ним целей.

Таким образом, цели наказания достигаются органическим единством назначения и исполнения. Назначение наказания должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности личности виновного. Только тогда оно будет максимально способствовать достижению поставленных перед ним целей. Вместе с тем не меньшее значение имеет и надлежащее исполнение правильно назначенного наказания на основе принципов законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ  ОСУЖДЕНИЯ С ОТСРОЧКОЙ ДЛЯ  ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ

 

 

Отсрочка исполнения наказания – эта такая мера уголовной ответственности, когда исполнение назначенного судом наказания в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет отсрочивается на определенный срок с последующим осуществлением контроля за поведением осужденного в течение срока отсрочки (ст. 77 УК Республики Беларусь) [46].

Отсрочка исполнения наказания (по УК 1960 г.- отсрочка исполнения приговора) была введена в УК Республики Беларусь в 1977 г. Сначала этот институт применялся только в отношении несовершеннолетних, а затем он стал применяться и в отношении лиц, достигших 18-летнего возраста. В процессе своего развития он совершенствовался, а в УК 1999 г. впервые получил статус иной меры уголовной ответственности [38, с. 447].

Применение отсрочки исполнения наказания  освобождает лицо от отбывания назначенного наказания в виде лишения свободы, однако оно претерпевает определенные ограничения, которые не являются по сравнению с карой столь существенными.

Отсрочка наказания  беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет – это отнесение при наличии законных оснований срока отбывания наказания на более поздний период, установленный в законе [38, с. 512].

Отсрочка наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, в возрасте до трех лет, является эффективной формой индивидуализации уголовной ответственности и реализации принципа гуманизма. Она представляет собой самостоятельный уголовно-правовой институт, который имеет: самостоятельность цельного правового воздействия на определенный участок отношений, возникающих в сфере применения отсрочки отбывания наказания и отсрочки отбывания оставшейся части наказания; общность взаимосвязанных между собой норм и относительную его обособленность в системе уголовного законодательства, а также ставящий цель создать благоприятные условия для рождения и воспитания ребенка, а также ресоциализации осужденной. Институт включает в себя две самостоятельные разновидности отсрочек в зависимости от времени их применения:

а) отсрочка отбывания наказания  представляет собой форму индивидуализации уголовной ответственности, выражающуюся в отсрочке исполнения приговора в отношении назначенного судом наказания с последующим освобождением от отбывания наказания при соблюдении осужденной определенных законом обязанностей;

б) отсрочка отбывания оставшейся части наказания представляет собой форму индивидуализации исполнения наказания, которая устанавливается определением суда об отсрочке отбывания оставшейся части наказания с последующим освобождением осужденной от отбывания наказания либо заменой оставшейся части наказания более мягким видом наказания при соблюдении осужденной возложенных на нее законом обязанностей [9, с.45].

Отсрочка наказания  беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, предусмотрена в ст. 93 УК Республики Беларусь. Из содержания ст. 93 УК Республики Беларусь следует, что возможность ее применения предоставлена законом в отношении не всех осужденных к тем или иным наказаниям женщин, а только имеющих детей в возрасте до 3 лет либо находящихся в состоянии беременности.

При этом закон исключает  возможность применения отсрочки к  женщинам, которые формально соответствуют  любой из двух названных характеристик, но которым в соответствии с приговором суда надлежит отбывать наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет за совершение тяжких либо особо тяжких преступлений.

Среди всех находящихся  в местах лишения свободы осужденные женщины составляют относительно небольшую  группу, однако изоляция для них  проходит гораздо сложнее, нежели для мужчин, причем не только психологически, но физиологически.

Следует признать обоснованным утверждение, что «по-видимому, общество не может сразу и полностью  отказаться от применения… лишения  свободы (изоляции от общества) в отношении  большинства женщин, попадающих в поле зрения уголовного правосудия» [1, с. 8].

Учет особенностей этой категории при относительно небольшой  доле ее в местах лишения свободы, наличии в законодательстве норм, непосредственно относящихся к  различным аспектам регулирования отбывания ими лишения свободы, является социально обусловленным. В изоляции такой достаточно тяжелый физически и психологически для женщины период, как беременность, проходит гораздо сложнее в силу ряда причин. Как справедливо отмечает В. А. Сушко – автор одного из первых диссертационных исследований, посвященных анализу отсрочки отбывания наказания женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет или беременными, — на женщинах «в большей мере… сказывается отрыв от детей, невозможность принимать участие в их воспитании, даже если эти дети старше трехлетнего возраста» [41, с. 4].

Законодатель, восприняв  институт отсрочки из ранее действовавшего уголовного законодательства, возраст  ребенка осужденной определил более  льготным. Вместе с тем представляется нелогичным сохранение в наименовании ст. 93 УК Республики Беларусь указания на возможность применения отсрочки в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к числу которых, исходя из содержания ч. 1 ст. 93 УК Республики Беларусь, следует относить детей в возрасте до трех лет.

Смысл и назначение отсрочки отбывания наказания в виде лишения  свободы женщинами рассматриваемой  категории состоит в учете  интересов ребенка. И это само по себе предполагает выяснение и  учет тех материальных и бытовых условий, в которых окажется женщина в случае ее освобождения в связи с беременностью или при наличии ребенка, проживающего с родственниками в период отбывания матерью наказания либо содержащегося в домах ребенка исправительных учреждений. Анализируемая норма действующего законодательства де-юре может быть применена к любой осужденной женщине, находящейся в состоянии беременности либо имеющей ребенка в возрасте до трех лет, следовательно, любая осужденная, подпадающая под применение нормы об отсрочке, вправе на нее претендовать [8, с. 28].

Такое положение вряд ли стоит признать бесспорным еще  и потому, что оно само по себе пусть косвенно, но может побуждать  осужденную к тому, чтобы стать  в период отбывания наказания  матерью и тем самым реализовать  приоритетность своих интересов, направленных на облегчение условий содержания во время пребывания в изоляции.

При всей неоднозначности  утверждения М. М. Поливановой о  том, что «женщины иногда идут на роды в неволе ради смягчения условий  содержания» [29, с. 28], есть некоторые основания с ней согласиться, поскольку в анализируемой норме предусматривается только формальное основание применения отсрочки, которым является факт наличия беременности или ребенка в возрасте до трех лет. И фактически возможность применения отсрочки в уголовном праве никак не связывается с наличием возможности материально содержать имеющегося у осужденной или будущего ребенка, то есть того, что объективно необходимо, исходя из назначения института отсрочки. Представляется важным отметить, что регламентация применения отсрочки в УИК Республики Беларусь выражается в обязанности администрации исправительного учреждения предоставлять в суд такие документы, как характеристика осужденной, справка о согласии родственников или иных лиц принять ее и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания, медицинское заключение о беременности либо справка о наличии ребенка, а также личное дело осужденной.

Перечисленные положения  ч. 3 ст. 189 УИК Республики Беларусь, по существу, детализируют отсутствующее в ст. 93 УК Республики Беларусь материальное основание применения отсрочки, которое, безусловно, должно быть сформулировано в уголовном законе.

Некоторые авторы отсрочку отбывания наказания относят  к разновидности наказания [2]. По мнению И.С. Ретюнских, если исходить из характера принуждения, карательных элементов, которым подвергается осужденный в течение отсрочки исполнения наказания за совершенное им преступление, то эта мера уголовно-правового воздействия ничем не отличается от уголовного наказания [32, с. 45]. По ряду признаков отсрочка имеет ряд общих черт с наказанием:

1) суд от имени государства  публично дает виновной и совершенному  ею общественно опасному деянию  отрицательную оценку;

2) отсрочка отбывания  наказания применяется к лицу, совершившему  преступление;

3) отсрочка отбывания  наказания является актом государственного  принуждения; ей присущи такие  элементы принуждения, как выполнение  возложенных обязанностей, должное  поведение и др.;

4) отсрочка отбывания  наказания призвана, как и наказание, обеспечивать восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений.

Однако наличие общих  черт не может служить доказательством  того, что отсрочка отбывания наказания  беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, является видом наказания. Как справедливо отмечает Ю.М. Ткачевский, «наличие в уголовно-правовом институте принудительных элементов не определяет его юридической природы как уголовного наказания потому, что не всякое принуждение является наказанием и оно свойственно не только наказанию, но и другим мерам государственного воздействия» [43, с. 145].

Некоторые ученые относят  отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, к институту освобождения от наказания (С.Г. Келина, Г.А. Злобин, А.М. Яковлев) [10].

Отсрочка действительно  содержит признаки освобождения от наказания. В случаях соблюдения осужденной женщиной указанных в законе условий  суд может освободить ее от наказания. Однако освобождение от наказания является лишь одним из правовых последствий отсрочки. Если отсрочку отбывания наказания признать освобождением от наказания при вынесении приговора, то тогда резонно возникает вопрос: от чего осужденная женщина должна быть освобождена по истечении ее срока.

Отсрочка отбывания  наказания предусматривает возможность  и реального исполнения назначенного наказания в случаях, предусмотренных  ч. 3 ст. 93 УК Республики Беларусь, например, если осужденная отказалась от ребенка или передала его в детский дом, скрылась с места проживания или продолжает уклоняться от воспитания ребенка и ухода за ним после письменного предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за ее поведением, суд может направить осужденную для отбывания наказания, назначенного приговором [46].

Тем самым можно заключить, что отсрочка отбывания оставшейся части наказания является видом  освобождения от отбывания наказания.

Несмотря на то, что  существует ряд общих признаков отсрочки с такими институтами уголовного права, как условное осуждение, условно-досрочное освобождение, освобождение от наказания в связи с болезнью, она, на наш взгляд, является самостоятельным институтом (имеются в виду самостоятельность правового воздействия на определенные  отношения, возникающие в сфере применения отсрочки отбывания наказания и отсрочки отбывания оставшейся части наказания; общность взаимосвязанных между собой норм и относительная его обособленность в системе уголовного законодательства, имеющей целью создание благоприятных условий для рождения и воспитания ребенка, а также исправления осужденной) и входит в состав более общего института освобождения от отбывания наказания.

Информация о работе Назначение уголовного наказания беременным женщинам