Назначение уголовного наказания беременным женщинам

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:03, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – на основании теоретического материала и судебной практики определить и охарактеризовать уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспект института отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а так же выработать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть признаки и цели наказания беременным женщинам, и женщинам имеющим детей в возрасте до трех лет;
-характеризовать основания применяемые для осуждения с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
-выявить особенности применения отбывания наказания беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
-исследовать основания для отмены отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
-изучить порядок отбывания наказания в исправительных учреждениях беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ И ЦЕЛЕЙ НАКАЗАНИЯ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЖДЕНИЯ С ОТСРОЧКОЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИМАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ 20
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ………………...36
ГЛАВА 4. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТМЕНЫ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71

Работа содержит 1 файл

беременные.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

Личный характер уголовного наказания вытекает из положений о том, что субъектом преступления по уголовному закону может быть только физическое лицо, уголовная ответственность возлагается исключительно на самого преступника, а не на его родных, близких либо иных лиц.

Правовым последствием назначения наказания является судимость, т.е. такое юридическое состояние осужденного, когда на него распространяются определенные ограничения уголовно-правового либо общесоциалыюго характера. К примеру, судимость, образующая рецидив, обязательно учитывается судом при назначении наказания за вновь совершенное преступление в качестве обстоятельства, отягчающего наказание (ч. 1 ст. 65 УК Республики Беларусь) [46].

С точки зрения ограничений  общесоциалыюго характера речь идет, в частности, об ограничении выбора профессии, ряд стран не выдает судимым въездные визы.

Следует отличать уголовное  наказание от сходных мер государственного принуждения.

Прежде всего необходимо иметь в виду отличие наказания  от других уголовно-правовых мер воздействия – воспитательного и медицинского характера.

Принудительные меры воспитательного характера согласно статье 117 УК Республики Беларусь могут быть назначены вместо наказания несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести.

К таким мерам относятся:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Из наименования перечисленных  мер видно, что по своему характеру  они существенно отличаются от наказания, поскольку представляют собой не столько комплекс правоограничений, сколько набор воспитательных мероприятий в отношении несовершеннолетнего, виновного в совершении преступления. Они не влекут судимости.

Принудительные меры медицинского характера в соответствии со статьей 100 УК Республики Беларусь могут быть назначены лицам:

  • психически больных, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные УК;
  • совершивших преступления лиц, признанных уменьшенно вменяемыми;
  • страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией [46].

По своему содержанию принудительные меры медицинского характера  представляют собой различные виды принудительного лечения психически больного человека (ст. 101 УК Республики Беларусь) [46]. В этом отношении они также существенно отличаются от наказания, предназначенного для воздействия на психически здоровых людей. Они не влекут судимости.

Наказание отличается от административных, гражданско-правовых и дисциплинарных мер воздействия. Во-первых, основанием применения наказания является совершение преступления, в то время как основание применения:

  • административного взыскания – административное правонарушение;
  • гражданско-правовой меры – гражданско-правовой деликт;
  • дисциплинарного взыскания – дисциплинарный проступок.

Во-вторых, наказание  предусмотрено уголовным законом, а меры административного, гражданско-правового  и дисциплинарного воздействия – соответствующей, отличной от уголовного, отраслью законодательства.

В-третьих, только наказание  назначается приговором суда, все остальные меры воздействия назначаются другими актами судебной или административной власти.

В-четвертых, виды наказаний (даже совпадающие по наименованию с административными мерами – арест, штраф) по объему содержания и качеству отличаются от мер взыскания (такие наказания, как смертная казнь, пожизненное лишение свободы и др., отсутствуют в административном законодательстве).

В-пятых, только уголовное наказание влечет юридическое последствие в виде судимости [52, с. 305].

Уголовное  наказание  носит  всегда  строго  индивидуальный (личный)  и  публичный характер,  т.е.  применяется  конкретно  к  лицу,  совершившему  преступление,  и  не распространяется  на  других  лиц,  непричастных  к  совершению  преступления (его родственников,  близких).  При  назначении  наказания  проявляется  официальная отрицательная,  моральная  и  правовая  оценка  как  совершенного  общественно  опасного поступка,  так  и  лица,  его  совершившего. Государство,  наказывая  виновного,  тем  самым порицает  его  противоправное поведение. Чем выше степень общественной  опасности преступления и лица,  его  совершившего,  тем  выше  уровень  исправительно-воспитательных элементов в уголовном  наказании [54, с. 251].

Государство с помощью  наказания заставляет преступника искупить  свою вину перед обществом, стать честным гражданином, т.е. принуждает лицо к определенному законопослушному поведению.

Наказание имеет объектами воздействия наиболее значимые для личности блага (жизнь, свобода, честь и достоинство и т.п.),  состоит  в  лишении или ограничении прав и  свобод виновного  лица. Вместе  с  тем  наказание  применяется  на  основании  принципа  экономии использования  воспитательно-карательных  средств  при  наказании  преступников.  Так, лишения,  ограничения  и  иные  тяготы  лицо  испытывает  и  в  процессе  отбывания назначенного наказания.

Только уголовное наказание  влечет судимость, т.е. правовое последствие, связанное с вступлением  обвинительного  приговора  в  законную  силу  и  действующее  до  момента погашения  или  снятия  судимости.  Осуждение  лица  за  совершение  преступлений  может повлечь  некоторые  ограничения,  например,  в  занятии  определенных  должностей  или возможности заниматься определенной деятельностью. Наказание по своему содержанию и объему принудительного воздействия на  правонарушителя  существенно  отличается  от иных  мер  уголовно-правового  воздействия.

Законодательная формулировка  понятия  наказания в уголовном законодательстве Республики Беларусь полностью соответствует международно-правовым  актам  о  правах  человека  и об  обращении  с  осужденными.  В частности, она отвечает требованиям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой  каждый  член  общества  должен  подвергаться  только  таким  ограничениям,  какие установлены  законом  исключительно  с целью  обеспечения  должного  признания  и уважения  прав  и  свобод  других  и  удовлетворения  справедливых  требований  морали, общественного  порядка  и  общего  благосостояния  в  демократическом  обществе [3, с. 2].

Следовательно,  уголовное  наказание  не  имеет  целью  причинение физических страданий или  унижение человеческого достоинства. Это положение находит свое проявление в том, что уголовное законодательство Республики Беларусь не знает телесных или иных позорящих наказаний, что соответствует  требованиям  ст. 5 «Всеобщей  декларации  прав  человека»  и  ст. 7 «Международного Пакта о гражданских и политических правах».

Вместе  с  тем  человек,  совершая  противоправные  действия,  грубо  попирает юридические  и  нравственные  устои  общества и  государства,  создает  ситуацию, при которой оно вынуждено  идти на лишение или ограничение  его основных прав и свобод.  Такие  ограничения  необходимы  в  любом  демократическом  обществе. Ни  одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, поскольку это привело бы к проявлению эгоистического своеволия и анархизма, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов.

Цели  наказания  определены  в  законе. В  соответствии  с  ч. 2  ст. 44 УК  Республики Беларусь «Уголовная ответственность имеет целью исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами» [46]. Также, уголовная ответственность призвана способствовать восстановлению социальной справедливости (ч. 3 ст. 44 УК Республики Беларусь).

Таким образом,  УК  предусматривает  три цели  наказания:

1) восстановление социальной справедливости;

2) исправление осужденного;

3) предупреждение  совершения  нового преступления.

Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания начинает реализовываться, когда преступление уже совершено, социальное равновесие этим фактом нарушено и требуется восстановить его путем применения адекватного наказания [52, с. 307].

Что следует понимать под социальной справедливостью  в уголовном законодательстве и практике его применения относительно наказания, законодатель определяет в ч. 6 ст. 3 УК Республики Беларусь, закрепляющей принцип справедливости: наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, то есть устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного [46].

Исходя из сформулированного  принципа, наказание будет признано справедливым, т.е. обеспечивающим достижение цели восстановления социальной справедливости, если оно отвечает одновременно трем критериям:

1) характеру и степени общественной опасности совершенного преступления;

2) обстоятельствам совершения преступления;

3) личности виновного.

Соответствие наказания  характеру и степени общественной опасности совершенного преступления означает, что, во-первых, в санкциях и при назначении наказания учтен характер совершенного преступления, в котором скрыта качественная характеристика его общественной опасности (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью человека, кража, грабеж, разбой, терроризм и т.д.); во-вторых, отражена степень общественной опасности преступления (количественная характеристика общественной опасности, к примеру убийство простое или квалифицированное, кража простая или квалифицированная и т.п.).

Соответствие наказания  обстоятельствам совершения преступления предполагает:

  • учет обстановки совершения преступного деяния (обычная обстановка, обстановка стихийного бедствия, военное или чрезвычайное положение);
  • наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.

Соответствие наказания личности виновного предусматривает учет при назначении наказания социально-демографической (пол, возраст, состояние здоровья, занятие трудовой деятельностью, социальное положение), уголовно-правовой (судим ли ранее, находится ли в состоянии судимости, применялось ли условное осуждение и др.) и уголовно-исполнительной (какой вид наказания отбывал, поведение в период отбывания наказания, наличие поощрений и взысканий, применялось ли условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и др.) характеристик личности преступника, а также относящихся к ним обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание [52, с. 308].

Кроме указанных критериев, принцип справедливости (ч. 6 ст. 3 УК Республики Беларусь) предусматривает положение о том, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Цель исправления осужденного  предусматривает во время отбывания  назначенного судом наказания осуществление  его ресоциализации, т.е. педагогического  процесса, направленного на приучение преступника к соблюдению действующих в обществе правовых и нравственных норм. Исправление преступника состоит в попытке улучшить его личность за период отбывания наказания, особенно такого, как лишение свободы, с тем, чтобы не допустить с его стороны рецидива преступных деяний (юридическое исправление), обогатить внутренний мир человека, сформировать у него нравственные принципы и правила, полезные для жизни в обществе (нравственное исправление) [52, с. 309].

В уголовно-исполнительном законодательстве вопросы регламентации понятия и процесса достижения цели исправления осужденного во время отбывания наказания регламентированы более подробно.

Например, согласно статье 7 УИК Республики Беларусь под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилами и традициям человеческого общежития.

Основными средствами достижения целей уголовной ответственности  в процессе ее применения являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом форм реализации уголовной ответственности, вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

Предупреждение совершения новых преступлений – традиционная цель уголовного наказания [52, с. 309].

Информация о работе Назначение уголовного наказания беременным женщинам