Назначение уголовного наказания беременным женщинам

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:03, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования – на основании теоретического материала и судебной практики определить и охарактеризовать уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспект института отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а так же выработать предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть признаки и цели наказания беременным женщинам, и женщинам имеющим детей в возрасте до трех лет;
-характеризовать основания применяемые для осуждения с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
-выявить особенности применения отбывания наказания беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
-исследовать основания для отмены отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
-изучить порядок отбывания наказания в исправительных учреждениях беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ И ЦЕЛЕЙ НАКАЗАНИЯ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЖДЕНИЯ С ОТСРОЧКОЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИМАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ 20
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ………………...36
ГЛАВА 4. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТМЕНЫ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71

Работа содержит 1 файл

беременные.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы дипломного исследования обусловлена состоянием женской преступности в Республике Беларусь. За 2009 год осуждено 10767 женщин совершивших преступления (14,6% от общего количества осужденных). Анализ осужденных показал, что 1159 (10,8 %) совершили преступления в группе, 2452 (22,8%) в момент совершения преступлений находились в состоянии алкогольного опьянения, 3558 (33%) осужденных имели непогашенные и неснятые судимости [39].

Все эти обстоятельства обусловливают государственные  задачи по усилению борьбы с женской  преступностью, существенно влияющей на отношение людей к правопорядку, соблюдение правовых норм, общественной нравственности и морали, социальные перспективы в целом.

Среди осужденных женщин, есть беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, отбывающие наказание по приговору суда в местах лишения свободы. В соответствии со ст. 93 Уголовного кодекса Республики Беларусь [46] (далее – УК Республики Беларусь) и ст. 189 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь [48] (далее – УИК Республики Беларусь) к названной категории осужденных возможно применение отсрочки отбывания наказания, которая предоставляется осужденной либо при вынесении обвинительного приговора суда в отношении виновной, либо при отбывании осужденной женщиной уголовного наказания. В юридической литературе институту отсрочки отбывания наказания уделяется недостаточное внимание. А проблема ее исполнения рассматривается лишь в контексте исполнения наказаний и иных уголовно-правовых мер без лишения свободы.

Актуализирует проблему отсрочки отбывания наказания характер уголовно-правовой системы в целом, а система уголовно-исполнительных инспекций в частности. Социальная ценность определяется не только в реализации уголовно-правовых принципов справедливости и гуманности в вынесении судебного решения об отсрочке, но и их исполнении в деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

На первый взгляд, количество осужденных, которым предоставлена  отсрочка отбывания наказания, на фоне общего количества осужденных, отбывающих наказания, может показаться незначительным. Действительно, число осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, составляет чуть больше 1 % от всех осужденных женщин. Однако в данном случае количество не определяет значимость проблемы. Статья 32 Конституции Республики Беларусь, международные правовые акты в области прав человека, провозглашают неотъемлемое право родителей на воспитание детей и обеспечение их благополучия, требуют от государства уважения соответствующего права. Каждый ребенок без всякой дискриминации по какому бы то ни было признаку, в том числе и рождения от осужденной матери, в соответствии с п. 1 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах имеет «право на такие меры защиты, которые требуются в его положение как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства» [30, с. 265-341]. Вот почему социально важен каждый такой факт, который должен быть внимательно осмыслен и на этой основе, позволяющей сделать правильные выводы и принять практические решения.

В сложившейся ситуации важно проанализировать законодательство, ведомственные нормативные акты Министерства внутренних дел Республики Беларусь, относящиеся к отсрочке, обобщить имеющиеся теоретические разработки, рассмотреть основные направления практики с выделением ключевых вопросов отсрочки, их комплексного исследования для того, чтобы сформулировать выводы и предложения, позволяющие усовершенствовать институт отсрочки отбывания наказания. В этом смысле наиболее перспективным является исследование в одной работе уголовно-правовых и уголовно-исполнительных аспектов названного института как целостного явления. Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования и высокой степени ее социальной востребованности.

Цель дипломного исследования – на основании теоретического материала  и судебной практики определить и охарактеризовать уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспект института отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а так же выработать предложения по совершенствованию действующего уголовного  законодательства.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть признаки и цели наказания беременным женщинам, и женщинам имеющим детей в возрасте до трех лет;
  • охарактеризовать основания применяемые для осуждения с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
  • выявить особенности применения отбывания наказания беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
  • исследовать основания для отмены отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
  • изучить порядок отбывания наказания в исправительных учреждениях беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают и развиваются в связи с реализацией норм уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства об отсрочке отбывания наказания.

Предметом дипломного исследования являются нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет.

В работе применялись как общие, так и частные методы научного познания, а именно: диалектический, описательный, аналитический, сравнительно – правовой, системный, формально – логический.

Теоретической основой для подготовки данной работы послужили научные работы белорусских и зарубежных авторов Э.А. Саркисова, В, Химич, С.В. Гуреев, В.Л. Калинкович, А.И. Рарог, О.И. Рогова, Ю.М. Ткачевский, С.Н. Сабанин, Л.В. Яковлева, А.С. Михлин, А.Л. Цветинович, Т.Н. Волкова, Ю.М. Антонян, Н.С. Таганцев, А.В. Наумова, А.И. Мальцев, И.М. Гальперин, С.И. Зельдова, Н.Ф. Кузнецова, В.М. Сидорова, Л.Н. Башкатова, Л.В. Иногамовой-Хегай, О.В. Тюшнякова и др.

Нормативной основой дипломного исследования является Конституция Республики Беларусь, нормы международного права, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, уголовно-исполнительное законодательство, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, судебная практика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ И  ЦЕЛЕЙ НАКАЗАНИЯ

 

 

Уголовное  наказание – это предусмотренная уголовным законом (ст. 47  УК Республики Беларусь) принудительная мера уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного [46].

Уголовному наказанию  присущи свои специфические признаки,  отличающие  его  от иных  мер  государственного  принуждения  и  способные  в  комплексе  представить  всю сущность наказания.

Уголовное наказание – это особая, одна из наиболее  суровых и тяжких мер (форм) государственного принуждения к лицу, виновному в совершении какого либо деяния,  предусмотренного  уголовным законом в качестве  преступления [54, с. 251]. 

Рассматривая законодательное  определение понятия наказания, можно выделить четыре признака, которые раскрывают его юридическую природу:

  • наказание является мерой государственного принуждения;
  • оно назначается только приговором суда;
  • применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления;
  • заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод преступника [52, с. 300].

Наказание является мерой  государственного принуждения, т.е. применяется только государством и носит по отношению к преступнику принудительный характер.

Идея о том, что уголовное  наказание применяется только государством, родилась в результате исторического развития социума.

Общество, за редкими  исключениями народного суда и расправы, должно было с первого момента своего бытия осуществлять наказание через своих представителей, которыми являлись первоначально пострадавшее лицо и его родственники. Однако эта личная, родовая или семейная месть постепенно утрачивает характер расправы и становится правовым учреждением. Мститель начинает выполнять обязанность перед обществом, поскольку месть становится не только правом, но и его долгом. Через эту стадию юридической мести за совершенное преступление прошли все народы в первичный период их государственного быта [52, с. 350].

Вместе с тем с  развитием государственной власти идея частной мести за преступление все более вытеснялась положением о том, что наказание должно стать мерой исключительно государственного воздействия, осуществляемого специализированными государственными органами. И хотя указанное положение стало доминирующим к настоящему времени во всех цивилизованных государствах, тем не менее, эра рыночной экономики пытается внести в него свои коррективы. Например, в США и ряде других стран стало модным в целях экономии средств государственного бюджета создание так называемых частных тюрем, где осужденные отбывают наказание в более комфортных, оплачиваемых ими условиях. Передача функции государственного принуждения частным лицам лишает наказание репрессивности, справедливости и других необходимых атрибутов. Оно перестает быть средством неизбежного возмездия за совершенное преступление [52, с. 302].

Государственное принуждение означает такое обеспеченное принудительной силой государства воздействие на преступника, от которого он не вправе уклониться и обязан претерпеть все правовые ограничения, тяготы и неудобства, вызванные применением к нему уголовного наказания.

Уголовное наказание назначается только приговором суда, который символизизует государственно-публичную оценку преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного.

Согласно статье 26 Конституции  Республики Беларусь «никто не может  быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» [14].

Это конституционное  положение означает, что только суд может сделать окончательный вывод о виновности лица в совершении преступления и только суд может назначить ему наказание за совершенное преступление.

Наказание применяется  к лицу, признанному виновным в  совершении преступления. Преступление – это  совершенное  в реальной жизни  конкретное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Оно обладает множеством индивидуальных черт,  придающих  ему  специфический характер и позволяющих отличить именно данное  преступление  от  других  преступлений того же вида (например, карманную кражу от квартирной).

УК Республики Беларусь (ч.1 ст. 11) содержит следующую формулировку – «преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания» [46].

Согласно статье 10 УК Республики Беларусь лицо подлежит уголовной ответственности за совершение виновно запрещенного УК деяния в виде:

1) оконченного преступления;

2) приготовления к  совершению преступления;

3) покушения на совершение  преступления;

4) соучастия в совершении  преступления [46].

Вина является обязательным признаком субъективной стороны преступления и в этом качестве входит в предусмотренное статьей 10 УК Республики Беларусь основание уголовной ответственности.

Уголовное наказание  заключается в предусмотренных УК Республики Беларусь лишении или ограничении прав и свобод преступника. В рассматриваемом признаке наказания раскрывается его юридическое содержание. В этом смысле наказание представляет собой не что иное, как комплекс правоограничений, вытекающий из уголовного законодательства и налагаемый на лицо, виновное в совершении преступления, вступившим в законную силу приговором суда.

Указанный комплекс правоограничений образует кару, т.е. воздаяние государством преступнику за совершенное преступление. От слова «кара» происходит наименование карательная политика, иными словами, политика государства в области определения видов, содержания наказаний и их применения в практической деятельности государственных органов, осуществляющих уголовно-правовую борьбу с преступностью [51, с. 303].

К рассмотренным выше признакам наказания, вытекающим из его законодательного определения, по мнению А.И. Рарога, необходимо добавить еще два признака, основанных на других уголовно-правовых нормах и положениях теории уголовного права. К ним относятся:

  • личный характер уголовного наказания;
  • правовое последствие назначения наказания – судимость [52, с. 304].

Информация о работе Назначение уголовного наказания беременным женщинам