Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:22, дипломная работа
Целью настоящей работы является исследование института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и формулирование выводов о его эффективности.
Для достижения цели исследования предстоит последовательно выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть историю становления института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и исследовать его правовую природу;
2. рассмотреть механизм деятельности всех субъектов отношений, возникающих по поводу реализации права на условно-досрочное освобождение;
3. проанализировать полученные данные и сформулировать выводы, относительно достжения/недостижения государственных целей при применении порядка условно-досрчоного освобождения.
Введение
Глава 1 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве России
1. 1 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве России
1. 2 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве зарубежных стран
Глава 2 Правовая природа и условия реализации условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2.1 Правовая природа (распространенность, целесообразность, понятие, различия между освобождением от отбывания наказания и освобождением от назначения наказания, нормативные акты условно-досрочного освобождения от наказания)
2.2 Основания применения, категории лиц, условия применения
2.3 Содержание условно-досрочного освобождения от наказания
2.4 Основания (возможно условия) и последствия отмены
Глава 3 Эффективность и перспективы развития условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, современный институт условно-досрочного освобождения в России следует признать не соответствующим целям и задачам уголовно-исполнительной политики государства и поэтому не эффективным.
Заключение
Подводя итог исследованию, следует констатировать, что состояние современного российского института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания не соответствует своей основной функции – освобождению из мест лишения свободы осужденных, не нуждающихся для своего исправления в изоляции от общества.
Положительным моментом законодательного регулирования института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в последнее время следует назвать изменение ч.2 ст. 399 УПК РФ таким образом, что теперь четко установлено: разрешение судом вопросов об условно-досрочном освобождении осуществляются по ходатайству осужденного. Ранее (до 18.11.2004 года) этот вопрос вызывал споры о его применении.
Остальные существенные вопросы вызывают разночтения в вопросах об их применении.
Представляется, что осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, только если достигнуты цели наказания, предусмотренные ч. 2 ст. 43 УК РФ: 1) восстановление социальной справедливости; 2) исправление осужденного; 3) предупреждение совершения новых преступлений.
Предполагается, что условно-досрочно должны освобождаться только те осужденные, которые своим поведением доказали исправление, не составляют опасность для общества: не совершат нового преступления и не станут пропагандировать тюремную субкультуру среди граждан. Предполагается, что таких осужденных не может быть много. Однако, фактически условно-досрочно освобождается более половины осужденных.
Отчасти такое положение
вещей связано со снижением срока,
необходимого к отбытию до рассмотрения
вопроса об условно-досрочном
С другой стороны, настоящее исследование выявило формальность, а иногда и безответственность, должностных лиц и органов, осуществляющих функции по реализации условно-досрочного освобождения. В наиболее общем виде это проявляется следующим образом: органы, исполняющие наказание выдают такие характеристики на осужденных, которые не всегда отражают реальное состояние его исправления. Вполне возможно, что положительную характеристику получит осужденный, от которого хотят избавиться, а отрицательную – тот, чьё оставление в исправительном учреждении удобно администрации этого учреждения.
Следует заметить, что могло бы некоторым образом изменить ситуацию участие в процессе самого осужденного, однако и здесь, институт УДО имеет такую процессуальную проблему: законодательство не обязывает суд приглашать для участия в судебном заседании по рассмотрению ходатайства об условно-досрочном освобождении самого осужденного, чем нарушается его конституционное право на защиту.
В отношении судейской работы следует отметить, что постановляемые акты об условно-досрочном освобождении грешат многочисленными ошибками. С одной стороны, отмечается формализм части постановлений об условно-досрочном освобождении: судьи удовлетворяют ходатайства при формальном соблюдении необходимых признаков, установленных ст. 79 УК РФ: когда осужденный отбыл необходимым минимум лишения свободы, не имеет непогашенных взысканий, положительно характеризуется администрацией учреждения, исполняющего наказание. Такой подход продиктован последней надзорной практикой Верховного Суда РФ, запрещающего отказывать в условно-досрочном освобождении по мотивам, не названным в законе.
Законодательство не
содержит критериев определения
достаточной степени
В этой связи действенным выходом может стать реализация предложений по психологическому тестированию осужденных на предмет исправления. Полученные данные должны применяться вкупе с теми данными об осужденном, которые представят участники процесса.
В России необходимо обеспечить участие при рассмотрении судом ходатайства об условно-досрочном освобождении прокурора. Действительная состязательность сторон, во-первых, будет способствовать постановлению законного и справедливого решения, во-вторых, позволит изменить отношение к условно-досрочному освобождению, как некой формальной процедуре (почти обязанности государства), сформировавшееся у осужденных. Удовлетворение ходатайства об УДО осужденный должен заслужить реальным исправлением.
Также необходимо отметить и фактическое отсутствие работы уголовно-исполнительных комиссий по контролю за условно-досрочно освобожденными. Фактически освобожденные осужденные предоставлены сами себе и превлекают внимание правоохранительных органов только после совершения очередного преступления.
Таким образом,
действующий порядок условно-
1. отсутствие у суда данных, реально и беспристрастно характеризующих осужденного; отсутствие механизма для получения сведений, характеризующих осужденного, содержащегося в СИЗО;
2. необеспеченность
явки и состязательности
3. формальный
подход судей при рассмотрении
ходатайств об условно-
4. отсутствие
реальной работы уголовно-
Все вышеперечисленные проблемы нуждаются в законодательной регламентации. Нормы, регулирующие порядок условно-досрочного освобождения не систематизированы и находятся в источниках различных отраслей права: уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального. Подзаконные акты вообще отсутствуют. Для получения ожидаемого положительного результата от применения условно-досрочного освобождения части осужденных необходима систематизация законодательства, которая предполагает не только наличие связанных элементов, но и такое их взаимоотношение, которое дает социально значимый результат.
Необходимо
внесение поправок в ст. 79 УК РФ в
части разъяснения
Должны быть внесены изменения в ст. 399 УПК РФ в части обязательности уведомления для явки осужденного и прокурора. Для этого предлагаю изложить соответственно части 2, 3 и 6 названной статьи в следующей редакции:
«2. В судебное заседание вызывается представитель учреждения, исполняющего наказание, или компетентного органа, по представлению которого разрешается вопрос, связанный с исполнением наказания. Для разрешения указанного в пункте 4 статьи 397 настоящего Кодекса ходатайства осужденного, этот осужденный вызывается при наличии его просьбы. Если вопрос касается исполнения приговора в части гражданского иска, то в судебное заседание могут быть вызваны гражданский истец и гражданский ответчик».
«3. В случае, когда
в судебном заседании участвует
осужденный, он вправе знакомиться
с представленными в суд
«6. В судебном заседании вправе участвовать прокурор.
В случае подачи осужденным ходатайства в соответствии с пунктом 4 статьи 397 настоящего Кодекса, положения абзаца первого настоящего пункта разъясняются осужденному администрацией соответствующего учреждения исполняющего наказания до рассмотрения ходатайства в суде».
Последнее предложение представляется эффективным в предложенной редакции, поскольку, учитывая сжатые сроки рассмотрения соответствующих ходатайств, у суда не будет возможности выяснить о предстоящей явке прокурора и известить о ней осужденного. Поэтому предлагается, чтобы о возможной реализации прокурором своего права на участие в процессе осужденного уведомила администрация учреждения, исполняющего наказание. В этом случае, осужденный сам примет решение о необходимости своего участия. Такой выход позволит обеспечить и минимальные сроки рассмотрения ходатайства, и реализацию принципа состязательности сторон.
Кроме названного, должны быть установлены правила получения данных о личности осужденного, содержащегося на момент обращения за освобождением в СИЗО.
Необходимо
прекратить практику, по которой осужденные
лица, освобожденные условно-
В ст. 187 УИК РФ
необходимо прямо установить, что
контроль за условно-досрочно освобожденными
осуществляют уголовно-исполнительные
инспекции и разработать
Представляется,
что давно назрела
Проведя настоящее
исследование, можно прийти к выводу,
что практика условно-досрочного освобождения
характеризуется отсутствием
1 Олешкевич, В., Александров, Ю. Несовершеннолетние:
тюрьма и воля. [Электронный ресурс] –
Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.coast.ru/referats/
2 Российское законодательство Х-ХХ веков, В-9т. Т.1, М., 1984. С.57.
3 Российское законодательство Х-ХХ веков, В-9т. Т.4, М., 1984. С.57.
4 Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. М., Юрист. 1994. С.113.
5 Российское законодательство Х-ХХ веков, В-9т. Т.6, М., 1984. С.206.
6 Российское законодательство Х-ХХ веков, В-9т. Т.6, М., 1984. С.206.
7 Там же, С.197.
8 Российское законодательство Х-ХХ веков, В-9т. Т.8, М., 1984. С.397.
9 Там же
10 Российское законодательство Х-ХХ веков, В-9т. Т.8, М., 1984. С.397.
11 Там же, С. 397.
12 Закон об условном досрочном освобождении с изложением рассуждений, на коих он основан / Под ред. Д.А. Коптева. СПб., 1909. цит. по ст.: Ценовой, Т.Л., Малина, П.Л. Реформа института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания / Российский следователь, 2005, № 12
13 Уголовно – исполнительное право России. Под ред. А.И. Зубкова М., Инфра – М – Норма. 1997. С.64.
14 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
15 Пионтковский Л.А. Избранные труды. Т.1.- Казань: Казанск. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. С.296.
16 УК Испании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Ф.М. Решетникова. - М., 1998.
17 Уголовный кодекс Австрии / Пер. с нем. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2001.
18 Веррен А. Исполнение наказания и применение уголовно-правовых мер в Швейцарии в отношении взрослых правонарушителей // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: Сб. материалов Международ, науч.-практич. конференции. Ч. 1. М., 2004. С. 56.
19 Пономарев С.Н., Маруков А.Ф., Геранин ВВ. Тюремная система Англии и современное общество: Монография. - Рязань:, 2002. С. 39.
20 Условно-досрочное освобождение и другие виды условного освобождения. Информационный материал, подготовленный Международным Центром Тюремных исследований (Великобритания), по поручению организации «Международная тюремная реформа». 2000. С. 10.
21 Дьяченко Р.А. Условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 1999. С. 94-100.
22 Ткачевский Ю.М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания//Вестник МГУ. Сер. 11: Право. 1997. №2. С. 16.
23 Пионтковский А.А. Условное освобождение. Уголовно-политическое исследование. - Казань, 1990. С. 6, 137.
24 Ефимов М.А. Некоторые вопросы условно-досрочного и досрочного освобождения // Правоведение. 1988. № 1. С. 88.
25 Авдеев В.А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1995. С. 62-63.