Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:22, дипломная работа
Целью настоящей работы является исследование института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и формулирование выводов о его эффективности.
Для достижения цели исследования предстоит последовательно выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть историю становления института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и исследовать его правовую природу;
2. рассмотреть механизм деятельности всех субъектов отношений, возникающих по поводу реализации права на условно-досрочное освобождение;
3. проанализировать полученные данные и сформулировать выводы, относительно достжения/недостижения государственных целей при применении порядка условно-досрчоного освобождения.
Введение
Глава 1 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве России
1. 1 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве России
1. 2 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве зарубежных стран
Глава 2 Правовая природа и условия реализации условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2.1 Правовая природа (распространенность, целесообразность, понятие, различия между освобождением от отбывания наказания и освобождением от назначения наказания, нормативные акты условно-досрочного освобождения от наказания)
2.2 Основания применения, категории лиц, условия применения
2.3 Содержание условно-досрочного освобождения от наказания
2.4 Основания (возможно условия) и последствия отмены
Глава 3 Эффективность и перспективы развития условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Заключение
Список используемой литературы
В Англии и Уэльсе более 16 тыс. правонарушителей были освобождены из тюрьмы под электронный надзор. Заключенные, которые выполняют установленные требования, могут быть освобождены за 60 дней до окончания срока приговора20.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, полагаем целесообразным сформулировать следующие выводы и предложения.
-целесообразно создать специальные пенитенциарные суды в России, по аналогии с судами по исправительному надзору в Испании и советами по УДО в Англии и Уэльсе;
-в современных условиях представляется вполне возможным осуществление электронного наблюдения или надзора (ношение электронных браслетов) за лицами, освобожденными условно-досрочно, в крупных населенных пунктах России.
Глава 2 Правовая природа и условия реализации условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2.1 Правовая природа (распространенность,
Анализ научных исследований в области правовой природы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (далее УДО) свидетельствует о том, что по данной проблеме отсутствует единство во взглядах. Так, например, Д.П. Водяников, Л.В. Кузнецова, Р.А. Дьяченко отмечают, что мнение о юридической природе УДО как о виде освобождения не исключает его определения как заключительного звена прогрессивной системы отбывания наказания21. Н.Д. Дурманов и Ю.М. Ткачевский считают, что УДО - одна из форм или видов освобождения22. А.А. Пионтковский, называя данный институт светлым продуктом уголовно-правовой эволюции XIX столетия, определил его как конечную стадию в отбытии наказания лишением свободы23. Подтверждает данную позицию М.А. Ефимов, который полагает, что УДО должно рассматриваться в качестве заключительной стадии лишения свободы, поскольку и после освобождения из мест заключения, хотя и в смягченной форме, карательное воздействие продолжается24. Разделяя точку зрения В.А. Авдеева, мы полагаем, что с применением УДО прекращается карательное воздействие на лицо, которое заключалось в различного рода правоограничениях, связанных со статусом осужденного. Угрозу присоединения неотбытой части наказания к наказанию за новое преступление нельзя расценивать в качестве уголовного наказания хотя бы потому, что не существует такого вида25. Очевидно, что после условно-досрочного освобождения гражданин не нуждается в обязательном исправительном воздействии, тем более сочетаемой с карой - комплекса ограничений прав и свобод человека. Поэтому данный институт не может рассматриваться как заключительная стадия отбывания наказания. Кроме того, признание УДО карательным институтом противоречит основным принципам современной уголовно-исполнительной политики, выражающейся в уменьшении рамок репрессии, приоритете общечеловеческих ценностей, ориентации на максимальное обеспечение дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.
Некоторые юристы (О.И. Бажанов, А.Б. Скаков) относят условно-досрочное освобождение от наказания к элементам прогрессивной системы исполнения наказания26. Профессор Ю.М. Ткачевский считает, что это мнение ошибочно, так как данное положение входит в противоречие с основаниями применения института прогрессивной системы исполнения наказания, которое предусматривает: отбытие не менее минимальной части срока наказания и исправление осужденного. При УДО цели наказания достигнуты досрочно, что и породило данный вид освобождения от наказания. Условно-досрочное Освобождение не имеет никакого отношения к прогрессивной системе исполнения уголовных наказаний, ибо оно сопряжено не с исполнением наказания, а с условным освобождением от него27.
В то же время С.Я. Улицкий считает, что «УДО является поощрением, так как, будучи мощным средством исправительно-трудовой политики, стимулирует быстрое исправление виновных. Оно является поощрением и потому, что может применяться лишь при серьезных достижениях осужденного, выразившихся в его исправлении»28. Д.А. Щерба утверждает, что сам факт изменения уголовно-исполнительных отношений при применении условно-досрочного освобождения становится для осужденного поощрением, так как для него устанавливаются другие права, и обязанности которые значительно смягчают уголовно-правовое обременение по сравнению с ограничениями, связанными с назначенным наказанием29. Л.В. Хегай относит рассматриваемый институт к мерам поощрения, а нормы об УДО - к поощрительным нормам уголовного права30. Таким образом, исследуемый институт неоднозначен и носит сложный характер.
Мы разделяем точку зрения А.С.
Михлина в том, что УДО является
комплексным поощрительным
Таким образом, из вышеизложенного следует, что УДО является средством поощрения, так как в данном институте выражен характер одобряемого законом поведения и уголовно-правового поощрения.
П.М. Малин утверждает, что «поощрение,
являясь средством
С данными подходами трудно согласиться. Сам факт освобождения кардинально изменяет его правовое положение, хотя при нарушении условий освобождения, отбытие наказания может вновь возобновиться. Освобожденный условно-досрочно получает новый правовой статус, который радикально расширяет его права, и это является для него самым значимым поощрением. Кроме того, данный поощрительный институт направлен на правопослушое поведение осужденных и преследует цель их исправления. О приостановлении наказания утверждать нельзя, в связи с тем, что если осужденный выполнит все условия освобождения в период неотбытой части наказания, продолжить его исполнение невозможно. Очевидно, переход из состояния отбывания наказания в состояние, когда для осужденного начинает идти срок неотбытой части наказания, можно рассматривать как средство поощрения. Налицо два основных признака поощрительных институтов - предоставление определенных благ в связи с изменением правового статуса осужденных и побуждение к законопослушному поведению34.
В целом УДО является комплексным институтом, так как регулируется в законе как один из видов или оснований освобождения из мест лишения свободы и относится к важному средству поощрения осужденного. При этом данный поощрительный институт является межотраслевым, так как регулируется нормами различных отраслей права (уголовно-исполнительного, уголовного, уголовно, процессуального), и применяется на стадии исполнения уголовного наказания.
Резюмируя вышеизложенное, важно отметить, что комплексный и межотраслевой институт УДО имеет смешанную правовую природу и относится как к институту освобождения от отбывания наказания, так и к поощрительному институту, который является важным средством стимулирования правопослушного поведения осужденных. Данное положение подтверждено многими исследователями проблем условно-досрочного освобождения.
2.2 Основания применения, категории лиц, условия применения
Приступая к рассмотрению института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы, следует отметить, что само решение вопроса об условно-досрочном освобождении происходит только после вступления приговора суда в законную силу и отбытия определенной части срока. Согласно ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. До тех пор, пока обвинительный приговор суда не вступил в законную силу, осужденный считается невиновным, даже если он, например, находится в следственном изоляторе, и, следовательно, в отношении него не может применяться условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, так как он еще не понес наказания.
Основы механизма
В настоящее время в России порядок
условно-досрочного освобождения от отбывания
наказания соотносится с
С 1 июля 1997 г. действовавшие наблюдательные комиссии при Главах администраций районов, где расположены места лишения свободы, исключены из процесса осуществления права осужденного на условно-досрочное освобождение на основании Закона Российской Федерации от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»35, который в п. 3 ст. 2 признал утратившими силу с 1 июля 1997 г. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г.36 (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1986 г.37) «Об утверждении Положения о наблюдательных комиссиях» и Положение о наблюдательных комиссиях, утвержденное этим Указом.
Приступая к рассмотрению порядка применения условно-досрочного освобождения, следует отметить его значительную либерализацию в последние годы. Процесс этот стал возможен отчасти ввиду замечаний международных организаций о недостаточной реализации принципа гуманизма в российской системе исполнения наказаний, с другой стороны – в результате правоприменительных процессов внутри страны. Как будет показано ниже, относительная новизна существующего порядка применения условно-досрочного освобождения предопределила некоторые пробелы и недоработки. Поэтому современный российский институт условно-досрочного освобождения не обеспечивает той эффективности, которой должен обладать.
Однако, отдельные изменения порядка условно-досрочного освобождения характеризуются гуманизмом по отношению к осужденным ввиду отдельных юридически значимых событий.
Так, одним из значительных
событий последних лет, вызвавших
пересмотр порядка условно-доср
Результатом рассмотрения жалобы Кизимова стало признание неконституционной формулировки части первой статьи 363 УПК РСФСР, постольку, поскольку ею исключалась обязанность суда рассмотреть по существу просьбу осужденного, в том числе содержащегося в следственном изоляторе в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу, о его условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Судом было установлено, что эта норма не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (ч. 1) и 50 (ч. 3), устанавливающим соответственно защиту каждому в Российской Федерации его прав и свобод и право каждого осужденного просить о смягчении наказания. Согласно ч. 1 и 2 ст. 79 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» указанное постановление вступило в силу немедленно после провозглашения40.
Кроме того, Судом было разъяснено, что положения ст. 77.2 и ч. 1 ст. 175 УИК РФ не исключают право осужденного, в том числе содержащегося в следственном изоляторе в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу, на обращение в суд с просьбой о смягчении назначенного наказания путем условно-досрочного освобождения от его отбывания.
Это постановление имело огромное практическое значение, поскольку ранее осужденные, содержащиеся в СИЗО, фактически лишались права на обращение за условно-досрочным освобождением, поскольку предполагалось, что представление на условно-досрочное освобождение должно поступить в суд от администрации исправительного учреждения, а СИЗО к таким учреждениям не относится.
Важное значение имели и содержащиеся в Постановлении разъяснения о праве самого осужденного либо его адвоката обращаться к суду с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Позднее, 08.12.2003 года Федеральным законом № 161-ФЗ в УИК РФ были внесены соответствующие изменения, нынешняя формулировка ч.1 ст. 175 буквально устанавливает, что с ходатайством об условно-досрочном освобождении могут обращаться в суд сам осужденный либо его адвокат (законный представитель).
Таким образом, формально рассмотрение вопроса об условно-досрочного освобождения зависит теперь только от воли и желания самого осужденного.
Здесь сразу стоит отметить, недоработку законодателя по приведению уголовно-процессуального законодательства в соответствие с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в упомянутом Постановлении №16-П. Так, ст. 397, 399 УПК РФ предусматривают теперь, что с ходатайством об условно-досрочном освобождении обращается к суду сам осужденный, а не учреждение, в котором он содержится в изоляции от общества, будь то колония или СИЗО. Часть 2 ст. 175 УИК РФ предусматривает, что передачу в суд ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении вместе с характеристикой осуществляет администрация или орган, исполняющий наказание, а уголовно-процессуальное законодательство не содержит нормы об обязанности СИЗО выдать характеристику содержащемуся в СИЗО осужденному.