История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:22, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и формулирование выводов о его эффективности.
Для достижения цели исследования предстоит последовательно выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть историю становления института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и исследовать его правовую природу;
2. рассмотреть механизм деятельности всех субъектов отношений, возникающих по поводу реализации права на условно-досрочное освобождение;
3. проанализировать полученные данные и сформулировать выводы, относительно достжения/недостижения государственных целей при применении порядка условно-досрчоного освобождения.

Содержание

Введение
Глава 1 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве России
1. 1 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве России
1. 2 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве зарубежных стран
Глава 2 Правовая природа и условия реализации условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2.1 Правовая природа (распространенность, целесообразность, понятие, различия между освобождением от отбывания наказания и освобождением от назначения наказания, нормативные акты условно-досрочного освобождения от наказания)
2.2 Основания применения, категории лиц, условия применения
2.3 Содержание условно-досрочного освобождения от наказания
2.4 Основания (возможно условия) и последствия отмены
Глава 3 Эффективность и перспективы развития условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

В статье 21 Устава 1864 года устанавливаются  сроки давности привлечения к  ответственности за проступки: «Виновные  освобождаются  от наказания, когда  кража, мошенничество и присвоение чужого имущества в течение двух лет, лесоистреблением в течение года, прочие проступки в течение шести месяцев со времени их совершения не сделались известными мировому судье или полиции иди когда в течение тех же сроков не было никакого по ним производства»10.

Таким образом, здесь сроки давности значительно короче предусмотренных  в  Уложении о наказаниях   уголовных  и исправительных, поскольку считалось, что впечатления от мало значительных деяний скорее сглаживаются в памяти людей, по прошествии значительного срока о них труднее собрать доказательства.

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями в статье 17 говорит также о добровольном отказе от завершения проступка: «Покушение на проступок, оставленное по собственной воле подсудимого не подлежит наказанию»11.

Уголовное уложение 1903 года в отличие от двух предыдущих нормативных актов не содержало такого перечня видов освобождения от наказания. Здесь в статье 68 говорилось только о не применении наказания за давностью. Сроки давности в этом документе были снова значительно увеличены. Они определялись дифференцированно, в зависимости от тяжести преступления и наказания - 15 лет, 10 лет, 8 лет, 3 года, 1 год.

Вопрос о  применении условно-досрочного освобождения к заключенному вносился начальником  места заключения на обсуждение Особого  Совещания, под председательством одного из местных мировых судей, назначаемого съездом мировых судей или окружным судом, по принадлежности. Особое Совещание было образовано из лица прокурорского надзора, губернского тюремного инспектора или его помощника, полицеймейстера или уездного исправника или лица, занимающего соответствующую должность или их помощника, начальника места заключения или его помощника, двух директоров или директрис местных комитета или отделения общества, попечительного о тюрьмах, или обществ патроната и т.д.12

Вопрос о предоставлении условно-досрочного освобождения разрешался Особым Совещанием по большинству голосов. Постановление Особого Совещания  и дело об условном досрочном освобождении рассматривалось окружным судом. При  положительном решении вопроса данный документ утверждался и обращался к исполнителю.

Подводя итог анализу  уголовного   законодательства  дореволюционной России, можно сделать вывод, что в этот период в нормативных актах  предусматривались лишь различные виды освобождения от наказания, на базе которых в дальнейшем стали  появляться  нормы,  полностью  освобождающие  от  уголовной ответственности.

В период Временного правительства  в Европейской части России и  в Сибири в системе исполнения уголовного наказания продолжали функционировать каторжные тюрьмы: Николаевская № 2; Шлиссельбургская, Смоленская, Саратовская, Варшавская, Владимирская, Тобольская, Орловская, Псковская, Херсонская и др.

Период Временного правительства  в жизни Российского государства  по историческим меркам был  очень непродолжительным, но он был значимым для России того периода. Временное правительство приступило к реформированию, которое коснулось и тюремной системы. Основные направления реформы определялись в приказах центрального тюремного ведомства. В них подчеркивалось, что основной задачей наказания является перевоспитание человека, уделялось внимание подбору и подготовке кадров, способных решать новые задачи. Далее, ставилась задача внедрения в местах лишения свободы прогрессивной системы отбывания наказания, при которой судьба заключенного ставится в прямую зависимость от его поведения.

После Октябрьской революции в  России руководство местами лишения свободы было возложено на Народный комиссариат юстиции, который одновременно занимался строительством новой судебной системы. На тот период уголовная преступности смыкалась с преступностью политической и поэтому новая власть для обеспечения своего тыла посчитала необходимым проявить тревогу и решительность в борьбе с контрреволюционной и уголовной преступностью13. С целью ограждения Советской республики от посягательств классовых врагов Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР принял постановление «О красном терроре», которым предусматривалась изоляция классовых врагов в концентрационных лагерях. Стали создаваться концентрационные лагеря, подведомственные ВЧК, и лагеря принудительных работ, подчиненные НКВД, с ярко выраженной классовой направленностью. Однако, в начале 20-х годов все чаще стали высказывать мнение о гуманном отношении к заключенным, что впоследствии нашло отражение в Уголовном Кодекса РСФСР. А декретом «О лишении свободы в порядке условно–досрочного освобождения заключенных» 1921 года юридически закреплялась нацеленность на положительные результаты в работе с ними.

Условно–досрочное освобождение распространялось на всех заключенных независимо от характера совершенного преступления, лишь бы своим поведением они добились права на доверие к ним со стороны общества и государства.

В последующие годы в уголовном  и уголовно – исполнительном законодательстве закреплялся классовый подход в исполнении наказания, но споры и дискуссии о соотношении задач исправления и перевоспитания заключенных в зависимости от их социальной принадлежности продолжались. К концу 20-х годов в соответствии с директивным письмом народного комиссариата юстиции и Верховного суда РСФСР «О карательной политике» от 28.08.1928 г. усиливалась репрессия по отношению к лицам, признаваемым классово чуждыми, ожесточались условия их содержания, ограничивалось условно – досрочное освобождение.

Карательная политика, проводимая в 30-е годы, привела к существенному изменению юридической базы исполнения всех видов наказания. Приказом НКВД СССР от 15.06.1939 г. «Об отмене практики зачета рабочих дней и условно – досрочного освобождения» в целях максимального использования рабочей силы заключенных на строительстве и производстве была отменена система досрочного освобождения заключенных, в том числе вставших на путь исправления.

Основы Уголовного законодательства Союза ССР  и союзных республик 1958 г.14 возродили идею максимальной экономии кары при определении меры наказания. В зависимости от совершенного преступления осужденные могли освободиться условно – досрочно по истечении половины или трети установленного срока наказания.

В 70-80е годы  были существенно расширены возможности применения условно – досрочного освобождения. Этот институт не применялся только к особо опасным рецидивистам, лицам, осужденным за особо опасные преступления, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, а также к лицам, которым наказание в виде смертной казни было заменено лишением свободы в порядке амнистии или помилования.

Происшедшие в 90х - годах в России коренные изменения в общественной, государственной и экономической жизни обусловили и другие особенности функционирования уголовно – исполнительной системы. В период реорганизации уголовно – исполнительной системы и формирования политики в сфере борьбы с преступностью, применения уголовных наказаний,  были приняты Уголовный Кодекс РФ и Уголовно – исполнительный Кодекс РФ, воплотившие принципы гуманизма и справедливости, и нормы которых приведены в соответствие с требованиями международных стандартов.

1. 2   История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве зарубежных стран

 

 

Институт условно-досрочного освобождения стал применяться в XIX веке, в той или иной форме, почти  всеми странами Западной Европы. Кроме  Англии (1847 г.), он известен в Германии (1862 г.), Швейцарии (1868 г.), Дании (1873 г.), Венгрии (1880 г.), Голландии (1886 г.), Франции (1885 г.), Бельгии (1888 г.), Италии (1890 г.), Португалии (1893 г.), Австрии (1866 г.), Норвегии (1896 г.), Сербии (1869 г.), Болгарии (1896 г.), Финляндии (1894 г.). Условно-досрочное освобождение не являлось в том веке достоянием только Европы. Оно известно всему цивилизованному миру и применяется, например, в Мексике с 1872 г. В Японии также была создана новая карательная система, которая не забыла и условно-досрочное освобождение (1882 г.)15

Во многих странах  Восточной и Западной Европы наиболее распространена такая форма УДО, как освобождение под надзор Оно предполагает отбор заключенных для досрочного освобождения и осуществление надзора за ними после освобождения. Кроме того, в Канаде и Англии заключенные, отбывающие в тюрьме короткий срок наказания (до года), освобождаются в обязательном порядке по отбытии части срока (например, половины), и к этой категории осужденных не применяется освобождение под надзор. В соответствии с п. 5 раздела II «Общие принципы» рекомендаций Комитета Министров Совета Европы, утвержденных Комитетом Министров 24 сентября 2003 г. на 853-ем заседании постоянных представителей министров, существуют критерии, применяемые при принятии решения о возможности УДО («система дискреционного УДО») либо когда у осужденного появляется право на УДО в связи с отбытием строго определенного или установленного в пропорциональном отношении к общему сроку наказания периода («система обязательного УДО»).

В Испании УДО заключенных  к лишению свободы применяется  при наличии следующих оснований:

установлен пенитенциарный режим третьей степени; отбытие 3/4 или 2/3 срока назначенного наказания; наличие индивидуального благоприятного прогноза социальной реабилитации, составленного  экспертами Суда по надзору16.

УДО от отбывания наказания в Австрии предоставляется судом по отбытии заключенным половины или 2/3 срока наказания, но минимальный срок отбывания наказания составляет 3 месяца. Заключенный, которому назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы, может быть условно-досрочно освобожден в том случае, если им фактически отбыто не менее 15 лет. В соответствии с параграфами 48 и 49 УК РФ Австрии испытательный срок при УДО составляет от 1 года до 5 лет в зависимости от срока неотбытой части наказания, а при УДО лиц, отбывающих наказание в учреждениях для опасных рецидивистов, и осужденных, пожизненно лишенных свободы, испытательный срок составляет 10 лет17.

В Швейцарии применение УДО, как одного из важных этапов исполнения наказания, также предоставляется  после отбытия не менее 2/3 срока наказания и представляет собой последнюю степень изменения режима исполнения наказания. УДО применяется с испытательным сроком продолжительностью от одного до пяти лет и может быть отменено, если освобожденный не доказал свое исправление или совершил преступление. На испытательный срок, как и в случае условного наказания в виде лишения свободы, может назначаться предохранительный надзор, в котором предписываются определенные правила поведения18.

Отличительной чертой института  УДО в зарубежных странах является разнообразие компетентных органов, участвующих в этом процессе. В Англии и Уэльсе ключевую роль в этой процедуре играет Совет по УДО. В соответствии с Законом уголовной юстиции 1991 г. он состоит из председателя, который является судьей, и нескольких (как правило, трех) членов. Состав Совета может меняться в зависимости от конкретного дела и обсуждаться председателем с министром внутренних дел.

Советы по делам осужденных к пожизненному заключению возглавляются  судьями Королевского суда в тех  случаях, если дела связаны со следующими преступлениями:

-терроризм;

- убийство или ранение  сотрудников полиции либо тюрем;

- покушение на изнасилование,  причинение увечья и убийство  ребенка;

- изнасилование;

- убийство в период  досрочного освобождения от предыдущего наказания, связанного с аналогичным преступлением;

- преступления, повлекшими  множественность наказаний.

В остальных случаях  Совет по УДО, как правило, возглавляет  судья по уголовным делам местного суда.

Вторым членом Совета по УДО обычно назначается психиатр. Однако при наличии неоспоримых медицинских показателей об отсутствии серьезных нарушений в психическом состоянии осужденного в момент совершения преступления или во время отбывания наказания вторым членом может быть психолог или офицер службы пробации.

Третьим членом Совета по УДО может быть криминолог, психолог или офицер пробации19.

Такие же советы, как и  в Англии и Уэльсе, созданы в  США и Канаде. Во Франции создан Консультативный комитет при  министре юстиции, который рассматривает  вопросы УДО, при этом окончательное решение принимает министр юстиции. В ФРГ, Австрии и Швейцарии решение об УДО принимает суд, а в Испании - Суд по исполнительному надзору.

Как правило, в странах  Западной Европы, США, Канады и Японии к процедуре рассмотрения вопросов УДО привлекаются не только правоохранительные, но и другие государственные и муниципальные органы, общественные организации. При этом всем лицам, участвующим в УДО, предъявляются высокие профессиональные и нравственные требования, запрещаются любые формы совместительства. Кроме того, составляется комплексный план жизнедеятельности освобождаемых из мест лишения свободы и осуществляется действенный контроль за их реализацией. Таким образом, процесс принятия решения об УДО осужденного представляется достаточно объективным, обоснованным и способствует успешной социальной реабилитации бывших осужденных и низкой рецидивной преступности среди освобожденных.

Представляется, что некоторые  положения зарубежных институтов УДО  целесообразно применить в российской практике УДО осужденных к лишению свободы. Например, создание специальных пенитенциарных судов в России, по аналогии с судами по исправительному надзору в Испании и Советами по УДО в Англии и Уэльсе.

Общеизвестно, что осуществление  электронного надзора вполне успешно применяется в Анггтии и Уэльсе, Нидерландах, Швеции, Австралии, Израиле, Сингапуре и Соединенных Штатах. Электронный надзор может быть использован в двух случаях: в качестве альтернативного наказания или как условие досрочного освобождения из тюрьмы. Правонарушители, освобожденные под электронный надзор, носят на себе передатчик, прикрепленный к лодыжке. Он направляет электронный сигнал на приемник, вмонтированный в домашний телефон. Сигнал передается в центральный компьютер, где регистрируются запланированные действия правонарушителя. План подробно предусматривает время, когда правонарушитель должен выйти из дома на работу, совершить прогулку и заняться другими позволенными делами. Если правонарушитель не следует согласованному графику, в службу пробации поступает сигнал тревоги.

Информация о работе История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве России