Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:22, дипломная работа
Целью настоящей работы является исследование института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и формулирование выводов о его эффективности.
Для достижения цели исследования предстоит последовательно выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть историю становления института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и исследовать его правовую природу;
2. рассмотреть механизм деятельности всех субъектов отношений, возникающих по поводу реализации права на условно-досрочное освобождение;
3. проанализировать полученные данные и сформулировать выводы, относительно достжения/недостижения государственных целей при применении порядка условно-досрчоного освобождения.
Введение
Глава 1 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве России
1. 1 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве России
1. 2 История развития правового регулирования условно-досрочного освобождения от наказания в уголовном праве зарубежных стран
Глава 2 Правовая природа и условия реализации условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2.1 Правовая природа (распространенность, целесообразность, понятие, различия между освобождением от отбывания наказания и освобождением от назначения наказания, нормативные акты условно-досрочного освобождения от наказания)
2.2 Основания применения, категории лиц, условия применения
2.3 Содержание условно-досрочного освобождения от наказания
2.4 Основания (возможно условия) и последствия отмены
Глава 3 Эффективность и перспективы развития условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Заключение
Список используемой литературы
Кроме того, стоит отметить, что деятельность СИЗО не имеет целью исправление осужденных, а в судебном заседании при решении вопроса о возможности условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания должно быть доказано именно то, что осужденный достиг определенной степени исправления и не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. Ввиду отсутствия в деятельности СИЗО исправительно-воспитательного элемента работы с содержащимися там лицами, представляется, что администрации СИЗО не могут дать суду обоснованного заключения для решения вопроса о возможности освобождения от дальнейшего отбывания наказания. Поэтому не ясно, каким образом суд должен получить законные и достаточные сведения о том, что исправление осужденного, содержащегося в СИЗО, достигнуто и имеется материальный признак для его условно-досрочного освобождения.
Другой проблемой процесса рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении являются погрешности формирования состава участников судебного заседания.
Из положений
ст. 399 УПК РФ следует, что в процессе
кроме судьи обязательно
Представляется, что если осужденного не приглашают участвовать в заседании суда, то его нельзя будет выслушать непосредственно в суде, хотя он обращается в суд для решения своего вопроса об условно-досрочном освобождении. Естественно, что осужденные с таким положением не согласны.
Вопрос об обязательности участия осужденного в рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении в судебной практике вызывает споры.
С одной точки
зрения, участие осужденного
Анализ кассационной практики Кемеровского областного суда показал, что судьи судебной коллегии по уголовным делам придерживаются, в большинстве своем, иной точки зрения.
Обязательное
участие осужденного при
Суд вправе рассмотреть вопрос об условно-досрочном освобождении и в отсутствие заявителя, однако данное решение должно быть мотивированным. Кроме того, учитывая положения ст. 231 УПК РФ, суд не освобождается от обязанности надлежащим образом уведомить осужденного о месте, дате и времени рассмотрения его ходатайства об условно-досрочном освобождении.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам от 13.07.06 года отменено постановление судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка от 23.03.06 года в отношении Бгатова, за несоблюдением требований ст. 231 УПК РФ42.
Коллегия указала,
что в результате неуведомления
осужденного о месте, дате и времени
рассмотрения его ходатайства об
условно-досрочном
Кассационным определением от 13.07.06 года отменено постановление судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка от 23.03.06 года в отношении Бакина43.
Как и в предыдущем примере, суд, в нарушение ст. 231 УПК РФ, не уведомил осужденного о месте, дате и времени рассмотрения его ходатайства об условно-досрочном освобождении.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 399 УПК РФ, регулирующей порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, в том числе по ходатайству осужденного, осужденный может осуществлять свои права с помощью адвоката. На представление интересов осужденного Бакина в суде по делу об условно-досрочном освобождении Бакиным было заключено соглашение с адвокатом коллегии адвокатов Новокузнецкого района, однако, как видно из материалов дела, адвокат также не был уведомлен о дате и времени рассмотрения ходатайства судом.
Что же касается обращения в суд самого осужденного об условно-досрочном освобождении от наказания, то ему не может быть отказано в его праве участвовать в судебном заседании, если такое желание осужденный изъявил. Однако законом не предусмотрена обязательность выяснения у осужденного или его защитника желания или намерения осужденного участвовать в судебном заседании. Решение об участии осужденного в судебном заседании принимается самостоятельно, и это не выясняется ни у осужденного, ни у его защитника (представителя). Между тем в выводе, содержащемся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 3-5 ст. 377 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан А.Б. Аулова, А.Б. Дубровской, А.Я. Карпинченко, А.И. Меркулова, Р.Р. Мустафина и А.А. Стубайло, указано, что гарантии права на судебную защиту могут быть реализованы предоставлением осужденному, оправданному возможности не только лично участвовать в заседании суда надзорной инстанции, но и поручать осуществление своей защиты избранным им защитникам, предоставлять свои письменные возражения и доводы, приводимые в протесте, и т.п.44.
Рассматривая право осужденного на справедливое судебное разбирательство в деле по его ходатайству об условно-досрочном освобождении, следует исходить из положений ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод45, которая предусматривает рассмотрение дела судом в присутствии сторон в состязательном судебном процессе. В силу этого обеспечивается реализация принципа о надлежащей судебной процедуре.
Определенность в споры о праве осужденного участвовать в процессе внес Конституционный суд РФ, разъяснивший, что ч. 2 ст. 399 УПК РФ в части, касающейся разрешения в судебном заседании вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания, предполагает, что при наличии соответствующей просьбы осужденного суд обязан обеспечить его участие в судебном заседании для изложения своей позиции и представления необходимых доказательств46.
Затронув тему
состязательности, следует рассмотреть
вопрос об участии в деле прокурора.
Согласно ч. 6 ст. 399 УПК РФ в судебном
заседании при решении вопросов
С другой стороны ещё более грубым нарушением является нарушение конституционного права на защиту в ситуациях, когда, несмотря на то, что в судебном заседании принимает участие прокурор, участие осужденного не является обязательным. В Особом мнении судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.О. Лучина, высказанном им по Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1998 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 335 УПК РСФСР в связи с жалобой гр. М.А. Баронина, было указано, что «если в заседании суда, рассматривающего дело в кассационном порядке, участвует прокурор, то в целях обеспечения состязательности возможность личного участия в заседании суда должна быть предоставлена также осужденному»47.
Отсутствие в ч. 3 ст. 399 УПК РФ положения об обязательном участии осужденного в рассмотрении дела, если в нем участвует прокурор, может свидетельствовать о неконституционности ч. 3 ст. 399 УПК РФ ввиду их несоответствия ст. ст. 2, 17, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 47, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации.
При решении вопроса о применении условно-досрочного освобождения суды ориентируются на наличие формального и материального признаков для такого освобождения, предусмотренных ст. 79 УК РФ. Однако, материальный признак основания для применения условно-досрочного освобождения от наказания плохо описан в Уголовном кодексе. При принятии решения о наличии достаточной степени исправления осужденного, суды как правило основываются на характеристике осужденного, выданной администрацией исправительного учреждения.
Роль администраций
Таким образом, российский законодатель по сути наделяет администрациЮ учреждения либо органа, исполняющего наказание, очень важной ролью при решении вопроса о возможности условно-досрочного освобождения.
Центральную роль в порядке предоставления
условно-досрочного освобождения, безусловно,
занимают суды. Они выносят постановления
об условно-досрочном
В тех случаях, когда осужденный или же администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, а также прокурор не будут согласны с решением суда по вопросу об условно-досрочном освобождении, они вправе обратиться в вышестоящий суд в кассационном порядке, что предусмотрено ст. 401 УПК РФ.
Однако, необходимо отметить, что при существующем порядке осужденные освобождаются условно-досрочно с нарушением принципиальных подходов уголовно-процессуального законодательства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 391 УПК РФ постановление суда первой инстанции вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении срока его обжалования в кассационной инстанции либо в день вынесения определения суда кассационной инстанции. Немедленному исполнению по уголовному делу подлежат в соответствии с ч. 2 ст. 391 УПК только постановления, не подлежащие обжалованию в кассационном порядке. Однако при существующей практике суды направляют постановления об условно-досрочном освобождении для исполнения немедленно в день его вынесения. И администрация исправительного учреждения в соответствии с требованиями п. 5 ст. 173 УИК РФ производит освобождение осужденного в день поступления соответствующих документов. Если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня.
Таким образом, осужденный оказывается на свободе, когда постановление суда об изменении приговора, на основании которого он был лишен свободы, еще не вступило в законную силу.
Часто по представлению прокурора решение суда об условно-досрочном освобождении отменяется в кассационном порядке. Осужденного необходимо вновь вернуть для отбытия наказания в места лишения свободы. На его розыск затрачиваются дополнительные средства и время. Можно представить и состояние самого осужденного, когда его, оказавшегося на свободе, вновь задерживают и отправляют в колонию. К тому же отсутствуют правовые нормы, касающиеся зачета времени, в течение которого он находился на свободе, в срок наказания. С одной стороны, осужденный наказание в этот период не отбывал. С другой, он ведь не уклонялся и от отбытия наказания. К слову, предоставляемый осужденному отпуск с выездом за пределы исправительного учреждения засчитывается в срок наказания.
Порядок оказания помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказании в виде лишения свободы регламентирован ст. 181 УИК РФ: осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие. Правительством Российской Федерации в Постановлении от 25.12.2006 года №800 величина единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, установлена в размере 720 рублей48.
Рассмотрев порядок предоставления условно-досрочного освобождения, установленный законодательно и особенности его применения на практике, следует сделать вывод о том, что буквальной реализации закона в этой области уголовно-исполнительного права нет. Суды реализуют нормы об условно-досрочном освобождении, исходя из собственного подхода, единообразия в подходах нет, несмотря на то, что имеется обширная кассационная и надзорная практика по этому вопросу, а также разъяснения Верховного Суда РФ.
2.3 Содержание условно-досрочного освобождения от наказания
Действующая редакция ч. 1 ст. 79 УК России закрепляет, что лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Данное законодательное положение следует толковать таким образом, что условно-досрочное освобождение это не право, а обязанность суда, и, если суд признает, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, он будет обязан применить к нему условно-досрочное освобождение. Причем, выполняя эту обязанность, суд тем самым реализует право осужденного на условно-досрочное освобождение. Это право в соответствии с действующим уголовным законодательством принадлежит по общему правилу всем осужденным, которые отбывают содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы и которые, если это будет признано судом, для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного наказания. Иными словами, в законе не указаны какие-либо особые категории осужденных, которые не могут быть условно-досрочно освобождены. С одной стороны, такой подход можно признать правильным. Широкое применение условно-досрочного освобождения не только способствует ускорению исправления осужденных, но оказывает положительное влияние на работу уголовно-исполнительной системы: сокращается численность осужденных в исправительных трудовых учреждениях, что, естественно, улучшает работу этих учреждений в отношении тех осужденных, к которым не применяется условно-досрочное освобождение и которые отбывают наказание в них. Как показывают криминологические исследования, условно-досрочное освобождение применяется шире и чаще тогда, когда больше заполнены исправительные учреждения и когда возникают трудности с их финансированием, продовольственным, вещевым и иным обеспечением осужденных49.