Исправительная (пенитенциарная) психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Исправительная (пенитенциарная - от лат. «poenitentiarius» - покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации - восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого, пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 56.73 Кб (Скачать)

Основные эмоциональные  состояния, которые испытывает че-ловек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.

Наряду с разными формами  познавательной деятельности, проявляется  отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - разнообразные чувства и эмоции, одно из проявлений отражательной психической  деятельности человека.

Эмоции -- особый класс субъективных психологических состоя-ний, отражающих в форме непосредственных переживаний прият-ного или неприятного процесс и результаты практической деятель-ности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек  проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят  от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные  отношения, которые становятся предметом  чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется  также удовлетворенность или  неудовлетворенность человека своим  поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это  своеобразное личностное отношение  человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера.

С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую  ступень на эволюционной лестнице оно  занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые  оно способно переживать. Количество и качество потребностей че-ловека в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, при-чем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Мир чувств и эмоций очень  сложен и многообразен. Тонкость его  организации и многогранность выражения  нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа  испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Порой трудно рассказать о чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним  вы-ражением играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова.

Основные функции чувств и эмоций.

Чувства выполняют две  функции: сигнальную и регулирующую.

 Сигнальная функция  чувств выражается в том, что  переживания возникают и изменяются  в связи с происходящими изменениями  в окружающей среде или в  организме человека.

 Регулирующая функция  чувств выражается в том, что  стойкие переживания направляют  наше поведение, поддерживают  его, заставляют преодолевать  встречающиеся на пути преграды  или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

 Регулятивные механизмы  эмоций могут снимать избыток  эмоционального возбуждения или  способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе  глубоко потрясают все существо  человека: они не только причиняют  психическую боль, но вызывают  и органические изменения, которые  могут приобрести характер болезненных  расстройств. 

 Исследования психофизиологии  эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают  эмоции, изменяют эмоциональный  настрой и поведение личности.

 Эмоции и чувства  человека сопровождаются выразительными  движениями: мимическими (движения  мышц лица), пантомимическими (движения  мышц тела, жесты). Выразительные  движения представляют экспрессивную  сторону эмоций и чувств и  осуществляют сигнальную функцию.  Они дополняют переживания, делают  их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

 Голосовая и мимическая  сигнализация настраивают на  определенный стиль общения с  собеседником, создают атмосферу  взаимных контактов. Речевые интонации,  голосовые реакции, мимические  проявления--тончайший инструмент общения.

В процессе исторического  развития человечества изменялись формы  взаимоотношений людей с внешним  миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие  эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют  новое назначение -- они являются одной из форм общения.

Основные качества эмоций и чувств.

Протекание чувств характеризуется  динамикой, фазовостью. Прежде всего, это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает  разрешение, переживаемое человеком  как облегчение, умиротворение или  полная обессиленность.

Настроение -- это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.

Условным является выделение  чувств как особого подкласса  эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо  выраженный предметный характер, возникающий  в результате специфического обобщения  эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном

Любые качественно разнообразные  чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут  рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими  системе побуждений.

Прежде всего, это свобода  во времени: не существует основного  ритма или цикла, как у побуждений.

Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения характеризуются повышением интенсивности  до тех пор, пока они не будут удовлетворены.

Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой  она действует (плотность эмоции -- продукт ее интенсивности и продолжительности).

Свобода эмоциональной системы  такова, что эмоция может возникать  из-за “вероятности события”. Благодаря  этому эмоция гарантирует предвосхищение, являющееся центральным процессом  при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который  когда-то обжигался. Эмоция может также  предвосхищать благоприятные события.

Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором  объектов, которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с  объектами через знание чрезвычайно  расширяет набор объектов положительных  и отрицательных эмоций.

Эмоция может быть связана  с конкретным видом опыта-- мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д.

Эмоции свободны для комбинации с другими эмоциями и для их модуляции и подавления.

Существует большая свобода. В способе возбуждения и угашения эмоций, как правило, большинство людей стараются сделать максимальными положительные эмоции и минимальными -- отрицательные, но даже различные аспекты одной и той же деятельности могут вызывать пли гасить и отрицательные и положительные эмоции.

Эмоции относительно свободны в возможности замещения объектов привязанности. (Именно трансформация  эмоций, а не влечений, связывается  с фрейдовским понятием сублимации.)

Эмоции обладают огромной свободой с точки зрения целевой  ориентации или возможных альтернатив  реакций.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает  в новой, незнакомой ситуации, при  отсутствии опыта в отношениях с  новым окружающим миром или при  знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную или отрицательную эмоцию или чувство.

 Необходимо выделить  еще одно специфическое свойство  эмоций и чувств -- их полярность. Полярность -- это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость--грусть, любовь--ненависть, обаяние -- отвращение).

3) Типы акцентуаций характера.

Выделяют следующие основные типы акцентуации (усиления черт) характера

1. Гиперактивный.

Человек очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам. Он не реагирует на замечания, отсутствует самокритичность. Необходимо сдержанно относиться к  его необоснованному оптимизму  и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Окружающим его людям  в нем не нравятся: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, несерьезное  отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в  кругу близких людей. Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возникает  гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной  с постоянным общением. Для него характерна частая смена профессии  и места работы.

2. Дистимичный (дистимичность).

У этого типа людей наблюдаются  постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистичность. Их тяготят шумные общества, с сослуживцами близко они не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться. Окружающим нравятся в этих людях серьезность, высокая нравственность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.

Конфликты наблюдаются в  ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена  привычного образа жизни оказывает  отрицательное влияние. Они хорошо справляются с работой, при которой  не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют  склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще у лиц меланхолического темперамента.

3. Циклоидный (циклотимность).

Акцентуация характера проявляется  в циклически сменяющихся периодах подъема и спада настроения. В  период подъема настроения проявляют  себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента.

4. Эмотивный (эмоциональность).

Этот человек чрезмерно  чувствителен, раним и глубоко  переживает малейшие неприятности. Он излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова.

В конфликты вступает редко  и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а  держит их при себе. Окружающим нравится его альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих  удач. Он очень исполнителен и имеет  высокое чувство долга. Конфликты  воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей.

Информация о работе Исправительная (пенитенциарная) психология