Исправительная (пенитенциарная) психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Исправительная (пенитенциарная - от лат. «poenitentiarius» - покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации - восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого, пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 56.73 Кб (Скачать)

«Многие процессы и явления, изучаемые... юридической наукой, -- указывает  Б.Ф. Ломов, -- не могут быть до конца  поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях тех факторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов» индивидуального  и группового поведения людей, закономерностей  формирования стереотипов поведения, без анализа психологических  свойств и особенностей личности, ее способностей, характера, межличностных  отношений и т.д.».

В этой связи в первую очередь следует указать на интегративные  связи юридической психологии с  наукой уголовного процесса, изучающей  сущность и принципы уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального  права, правовое положение участников процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уголовным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее начала до завершения, правила  деятельности органов расследования, прокуратуры и суда при производстве по уголовным делам.

Основным содержанием  уголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами, является процесс расследования (рассмотрения) уголовных дел, носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путем доказывания устанавливается  истина по делу. То есть, доказывание  истины в уголовном процессе представляет собой не что иное, как разновидность  всеобщего процесса познания со всеми  присущими ему закономерностями и особенностями психолого-гносеологического  характера.

Как справедливо указывает  А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в решении наиболее сложных вопросов доказательственного  права, раскрывая психологический  механизм оценки доказательств, формирования внутреннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психологии порядок доказывания и всего  уголовного судопроизводства». Аналогичных  взглядов придерживаются и другие ученые, считающие, что «многие институты  процессуального права вообще не могут быть познаны с достаточной  глубиной без применения закономерностей, установленных судебной психологией».

Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуального  закона, таких, как независимость  судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного  разбирательства (ст. 16, 18, 240 УПК РСФСР), вырабатывались на протяжении длительного  периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия  восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объективность  установления истины и принятия судебных решений.

Поэтому при анализе норм уголовно-процессуального закона, регулирующих процесс доказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают на себя внимание в первую очередь два аспекта этого  регулирования. Во-первых, отражение  в ряде уголовно-процессуальных норм психологических закономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественность процесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. И, во-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных влияний процессы мышления, памяти, принятия решений различными участниками  уголовного процесса. И хотя законодатель не прибегает к собственно психологическим  терминам, процедура расследования (рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный человечеством  опыт, учитывает роль психологических  факторов в установлении истины по делу. И в этом процессе все более  серьезную помощь правоохранительной деятельности будет оказывать психологическая  наука, которая должна перейти от распространенного психологического комментария отдельных явлений или процессов, психологического всеобуча работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной деятельности как единой целостной системы.

Психологическое обеспечение  уголовно-процессуальной деятельности (поэтапное психологическое сопровождение  ее стадий) в виде постоянно оказываемой  психологической помощи должностным  лицам правоохранительных органов  должно стать принципом правоохранительной деятельности в стране. А это в свою очередь предполагает создание психологической службы в системе правоохранительных органов, укомплектованных соответствующими специалистами в области юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную, но самое главное -- постоянную практическую помощь работникам этих органов, например, при выезде на место происшествия, во время проведения обыска и других следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, при проведении профилактических мероприятий и т.п.

Задание 2

Задача 1. Как было отмечено в характеристике школьного психолога, в характере и поведении Зориной постоянно проявлялась неустойчивость настроения, постоянная потребность в новых впечатлениях в компании сверстников…

В чем сущность данной акцентуации характера?

Какие поступки Зориной  на данной основе, несложно предугадать?

Акцентуация характера —  это крайний вариант нормы, при  котором отдельные черты характера  чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при  хорошей устойчивости к другим. Иными  словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется  особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых  черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

В поступках Зориной возможно предугадать крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов

 

Задача 2. Известен такой факт. При обыске в дом лица, занимавшегося подпольными абортами, когда следователь рассматривал шкаф, сотрудник милиции, проверявший надворные постройки, отвлек его сообщением о безрезультатности своих поисков. После этого следователь механически закрыл дверцу шкафа и перешел к этажеркам. В шкафу же хранился чемодан с инструментами и медикаментами.

Какое свойство внимания было нарушено у следователя в результате отвлекающих действий работника милиции.

В данной ситуации проявляется Рассеянность- При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Виды рассеянности

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый — результат  общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой  вид рассеянности появляется также  при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает  потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью  отличаются люди, увлеченные своим  делом.

Задача 3. Оперативный работник, привлеченный к дисциплинарной ответственности за срыв операции по задержанию преступника, пояснил: «Целый день я находился на службе и устал. Вечером мне дали задание в составе оперативной группы задержать особо опасного преступника. Мое место было в засаде, а объект наблюдения- забор, несколько досок, которые отодвигались. Под утро, когда было уже довольно светло, я услышал за забором шаги. Вскоре доски отодвинулись и я крикнул: «Стой, стрелять, буду!». Однако в действительности преступник находился на расстоянии 50-100 метров от забора, а то, что доски отодвинулись мне показалось».

Как объяснить  причину искажения восприятия объекта  наблюдения в данном случае?

Мозг человека для обработки  разных типов информации - визуальной или тактильной - использует перекрывающиеся  нервные узлы, и именно по этой причине  внешний вид какого-либо предмета может быть искажен ощущениями от прикосновения к нему и наоборот.

 

 

Задание 3.

1)Опишите признаки устойчивости внимания.

Устойчивость внимания –  это способность субъекта не отклоняться  от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность  на объекте внимания. Характеристиками устойчивости внимания являются временные  параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности  психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. Концентрация внимания предусматривает  также определение способности  субъекта сохранять сосредоточенность  на объекте внимания при наличии  помех. Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех. Распределение  внимания свидетельствует о возможности  субъекта направлять и сосредотачивать  внимание на нескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами.

Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Легкость или трудность переключения внимания обусловливается также индивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервной системы. У лиц, характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбуждения к торможению и обратно), переключение внимания осуществляется легче. Не менее значимы при переключении внимания и личностные особенности испытуемых, а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации и т. д.

Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом. Наряду с ним в наши дни все  более развивается системный  подход к изучению внимания, который  предусматривает использование  методик других наук, смежных с  психологией. Примером такой междисциплинарной  интеграции может служить исследование особенностей внимания в связи с  общей активацией деятельности мозга  и континуумом уровней бодрствования.

Основные функции внимания.

Возьмем такой пример: какой-нибудь человек находится на каком-нибудь празднестве и поглощен интересной беседой. Внезапно он слышит свое имя, негромко произнесенное кем-то в  другой группе гостей. Он быстро переключает  внимание на разговор, происходящий между  этими людьми, и слышит мнение о  себе. Но в то же время упускает нить прежнего разговора. Он настроился на вторую группу и отключился от первой. Это пример воздействия особо актуальной информации, известный под названием “феномен вечеринки”. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что о нем думают другие, определили изменение направления его внимания.

Под направленностью следует  понимать, прежде всего, избирательный  характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот  или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить  его в течение необходимого времени.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем  труднее стоящая перед человеком  задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

В то же время сосредоточенность  связана с отвлечением от всего  постороннего. Чем больше мы сосредоточены  на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается  на периферии воспринимаемого. Благодаря  этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли  удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем  самым внимание обеспечивает еще  одну функцию - контроль и регуляцию  деятельности.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко  отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

2) Понятие эмоций. Связь эмоций и чувств.

Эмоции - одни из наиболее древних  по происхождению психи-ческих состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились  как своеобразный способ поддержания  жизненного процесса в его оптимальных  границах и предупреждают о разру-шающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Эмоции и чувства, как  и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения  реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства  отражают объективную реальность в  переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам  и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных пережи-ваний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объ-ектам, принято называть эмоциями и чувствами.

Информация о работе Исправительная (пенитенциарная) психология