Исправительная (пенитенциарная) психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Исправительная (пенитенциарная - от лат. «poenitentiarius» - покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации - восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого, пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 56.73 Кб (Скачать)

ВАРИАНТ № 5

 

Задание 1.

1)Исправительная (пенитенциарная) психология

Исправительная (пенитенциарная - от лат. «poenitentiarius» - покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации - восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого, пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.1

Взаимодействуя с исправительным правом, исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.

Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, с формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, с отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения. Все факторы, механизмы внутриличностной перестройки, необходимые условия формирования социально адаптированного поведения личности должны учитываться исправительным правом.

Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius -- покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются как синонимы.2

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики  у отдельных осужденных, социально-психологические  явления в их среде, а также  эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Существенное влияние  на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные  писатели (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын, О.В. Волков и др.); юристы (М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, Г.Ф. Хохряков и др); педагоги (АС. Макаренко, Л А Высотина, М.П. Стурова, А.В. Пищелко, НА Тюгаева и др.); психотерапевты и психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин) и, естественно, психологи (АФ. Лазурский, АГ. Ковалев, АД. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, АИ. Панкин, В.Г. Деев, АН. Сухов, АИ.Ушатиков и др).

Одной из первых отечественных  работ, в которых глубоко раскрыты проблемы пенитенциарной психологии, является книга М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1925). Автор образно раскрывает предмет своего исследования: «Не спертый и тяжелый воздух в тюремной камере, не количество воздуха, приходящееся на арестанта, интересует автора настоящих строк, а живая душа человека, заключенного в тюрьму, с особенностями его переживаний за высокими стенами, за крепкими дверями, под охраной внутренней и внешней». Свою задачу он видел в изучении влияния лишения свободы на психику и поведение осужденных.

В современной пенитенциарной науке феномен наказания в  виде лишения свободы рассматривается  в трехракурсном плане: кара, исправление и профилактика совершения осужденными новых преступлений. 3

В психологическом аспекте  наказание как кара, базируясь  на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет  действенным, когда суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных  страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения  совести и стремиться к позитивным самоизменениям. В этой связи выбор типа исправительного учреждения (с соответствующим режимом -- общим, строгим, особым) имеет целью реализовать следующие основные функции: карательную, воспитывающую и обеспечивающую. 4

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится  под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации  всей жизнедеятельности, что в итоге  может вызывать негативные переживания  из-за ограничений в удовлетворении большинства базисных физиологических  и социальных потребностей. Однако кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний  кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретном учреждении и ТА.

Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая  организованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня, регламентированность условий отбывания наказания и пр.) со временем накладывает отпечаток на поведение и в целом на их характер, постепенно приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности.

Обеспечивающая функция  режима проявляется в создании благоприятных  условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также  для подключения различных внешних  общественных объединений к работе в колониях.

Исправление осужденных в  условиях отбывания наказания основывается на способности человеческой психики  претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней  среды. Если целенаправленность последней эффективно задействует исправительный потенциал таких средств, как режим, творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь о реальной возможности исправления осужденных. При этом актуальность применения именно психолого-педагогических методов в воспитательной работе впервые определена в новом (1996 г.) Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

В периодических изданиях и в научных публикациях порой  ставится под сомнение правомочность  отнесения законодателем (ст. 9 УИК  РФ) режима к одному из основных средств  исправления осужденных (наряду с  трудом, воспитательной работой, обучением  и общественным воздействием). Но опыт и исследования показывают, что режим  является таким средством, когда все его функции согласованы между собой и проявляются в полном объеме, базируясь на психологически обоснованных требованиях организации жизни и деятельности осужденных. Если же между функциями имеются противоречия или дисбаланс в реализации (например, преобладание карательной функции над воспитательной и как результат -- применение преимущественно одного вида санкций -- водворение осужденного в штрафной изолятор или в помещение камерного типа при любых нарушениях, невзирая на тяжесть проступка и личность последнего), то режим не выступает действенным средством исправления. Последнее, к сожалению, порой встречается на практике, несмотря на то, что в основу нового уголовно-исполнительного законодательства положены принципы законности, гуманизма, рационального применения мер принуждения (ст. 8 УИК РФ). Объяснить подобное положение дел можно лишь наличием у сотрудников пенитенциарных учреждений профессиональной деформации личности («репрессивный уклон») либо отсутствием у них должной психологической компетентности.

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний также выступают  основными принципами УИК РФ. Однако в практике исправительных учреждений без участия психологов зачастую происходит лишь их декларирование, но не создание целостной воспитательной системы, базирующейся на психолого-педагогических методах. Это не позволяет персоналу  успешно решать задачи по целенаправленному  изменению личности и коллектива осужденных.

В связи с изучением  зарубежного пенитенциарного опыта  сегодня все более настойчиво стали звучать призывы активно  внедрять в практику исправительных учреждений психологически обоснованные технологии ресоциализации осужденных. Подобные призывы останутся лишь лозунгами идеологов современной пенитенциарной реформы, если в ближайшие годы не изменится организационная и штатная структура, если не будет привлечено значительное число специалистов из числа психологов, психиатров, социальных педагогов и социальных работников. Актуальна и проблема решительного улучшения психолого-педагогической подготовки других типов специалистов, работающих в пенитенциарных учреждениях, так как в число основных направлений ресоциализующей деятельности входят:

*психологическая диагностика  личностных особенностей каждого  осужденного, выявление дефектов  общей и правовой социализации  личности, а также дефектов в  психической регуляции и наличия пограничных нервно-психических расстройств;

*разработка долгосрочных  программ индивидуально-личностной  и групповой психолого-педагогической  коррекции осужденных и поэтапная  их реализация;

*осуществление в специально  созданных центрах необходимых  мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими  проявлениями, неадекватными методами  психологической защиты и личностными акцентуациями;

*разработка и внедрение  новых моделей и принципов  исполнения и отбывания наказаний,  базирующихся на психологически  обоснованных критериях исправления  и предоставляющих возможности  для личностного роста; 

*всемерное восстановление  нарушенных у осужденных лишением  свободы социальных и других  связей, мобилизация их психической  активности на выработку социально  положительных ценностных ориентации  и норм поведения, психологической  готовности к правопослушному поведению после освобождения.

Меры превенции, реализуемые  в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и  такого «психологического климата», которые должны исключать или  в значительной мере затруднять совершение осужденными новых преступлений. Это достигается не только мероприятиями, которые проводятся сотрудниками службы безопасности, и оперативно-режимной работой исправительных учреждений, но и путем целенаправленного  управления двумя типами факторов:

1)что непосредственно  воздействуют на осужденных (воспитательный  процесс и его методы, личность  воспитателя и организация отношений  с осужденными, режим и возможности  «прогрессивного отбывания наказания», труд и наличие в нем элементов  творчества и социальной полезности, возможности системы общего и профессионального развития)

2)факторами факультативного  характера (поддержание тесной  связи с семьей, увлечение самодеятельным  творчеством и самообразованием  для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях  общественных и религиозных организаций  и др.).

Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений может быть невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственном масштабе, системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.5

 

2) Связь юридической  психологии с уголовным процессом.  Покажите это на примере психолого-правового  анализа отдельных норма права.

 Юридическая психология  включает в себя различные  области научных знаний, является  прикладной наукой и в равной  мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области  общественных отношений, регулируемых  нормами права, психическая деятельность  людей приобретает своеобразные  черты, которые обусловлены спецификой  человеческой деятельности в  сфере правового регулирования.

Судебная (ныне юридическая) психология возникла в ответ на запросы  практики борьбы с преступностью  на стыке правовой и психологической  наук. Поэтому она носит, безусловно, комплексный, междисциплинарный характер. Юридическая психология является как  бы частичкой многих научных дисциплин, поэтому она не может не занимать своё место в нижеперечисленных  дисциплинах. Прежде всего, она связана  с общей психологией и по отношению  к ней находится в ряду аналогичных  ей научных дисциплин, которые Л.С. Выготский называл отраслями прикладной психологии (педагогическая, медицинская и др.).

Тесные связи юридическая  психология поддерживает также и  с социальной психологией. Такие  ее разделы, как социально-психологические  проблемы личности, являются базовыми в изучении психологических аспектов деятельности следователя, состава  суда, психологии преступной группы и  некоторых других вопросов. Многие положения юридическая психология заимствует из области педагогической, медицинской, инженерной психологии, психологии труда, управления применительно к  решению своих частных задач. В то же время, поскольку юридическая  психология обслуживает различные  виды профессиональной деятельности юристов  в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может быть, несмотря на свой естественнонаучный характер, и вспомогательной правовой наукой, связанной с ее различными отраслями. Причем юридическая психология не только поддерживает с ними междисциплинарные связи, но и оказывает им уникальную помощь, выполняя по отношению к ним познавательную функцию. Это определяется, прежде всего, гносеологической природой установления истины при расследовании (рассмотрении) уголовных дел, в ходе разрешения различных гражданско-правовых споров в суде, поскольку это -- не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания, осуществляемого с учетом закономерностей психических познавательных процессов, в целом познавательной деятельности человека.6

Информация о работе Исправительная (пенитенциарная) психология