Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 00:35, доклад
Особенности признания доходов 790
Валовые задолженности и промежуточные счета 791
Метод измерения и оценки выполненной работы 793
Метод соотношения объема завершенной части работ и их общего
объема по строительному контракту в натуральном измерении 795
Метод соотношения фактических расходов с начала выполнения
строительного контракта до даты баланса и ожидаемой (сметной)
суммой общих расходов по контракту 797
25.2. Особенности учета расходов 801
Состав расходов 801
Объект и метод учета затрат 805
Учет затрат на производство 807
Общепроизводственные расходы 808
Административные расходы '. 810
Расходы на сбыт 811
Прочие операционные расходы 811
Расходы будущих периодов 811
Прочие исходные данные показаны в таблице 25.1:
Таблица
25.1
Вид работ
Стоимость работ (с НДС) Себестоимость работ 1. Штукатурка
2160
1680 2. Укладка паркета
7200
3600 3. Оклейка стен обоями
1800
1000 4. Покраска стен
1200
700 Итого
12360
6980
Фактически понесенные затраты в течение периода выполнения работ составили 2000грн., 3500грн., 1480грн. соответственно в первом, втором и третьем периодах.
В бухгалтерском учете в течение периода выполнения работ по строительному контракту будут сделаны следующие записи:
Таблица
25.2
Первичный документ
Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета Сумма по периодам, грн.
дебеткредит I II III
1
2
3 4 5 6 7 Лимитно-заборная карта, ведомость распределения заработной платы производственного персонала на себестоимость выполненных работ, расчетно-пла-тежная ведомость, ведомость начисления взносов в социальные фонды, акт сдачи-приемки и т. д.
1. Отражены фактически понесенные затраты 231 20, 66, 65, 63, 91 и т. д.
2000,00 3500,00 1480.00 Акт выполненных работ 2. Признан доход (выставлены счета заказчику) 36 703 2160,00 7200,00 3000,00 Налоговая накладная 3. Отражена сумма налогового обязательства по НДС 703 641 360,00 1200,00 500,00 Бухгалтерская справка 4. Списаны признанные расходы на себестоимость строительно-монтажных работ 903 231 1680,00 3600,00 1700,00 Бухгалтерская справка 5. Отражена сумма признанного дохода без косвенных налогов (стр. 2 - стр. 3) 238 239 1800,00 6000,00 2500,00 Бухгалтерская справка — превышение суммы признанного дохода над промежуточными счетами (методом «сторно») 36 239 Бухгалтерская справка — превышение суммы промежуточных счетов над доходом 36 239 " Бухгалтерская справка 7. Сформирован финансовый результат 703 791 791 903 1800,00 1680,00 6000,00 3600,00 2500,00 1700,00 Бухгалтерская справка 8. Списано сальдо по счетам 238 и 239 после окончания строительного контракта 239 238 10300,00 Выписка банка
9. Оплачены заказчиком счета 311 36 2160,00 7200,00 3000,00
Корректировка промежуточных счетов в данном случае не производится, потому что сумма выставленных заказчику счетов равняется сумме признанных доходов. Это характерно именно для такого метода оценки степени завершенности работ. В то же время такое «равновесие» нарушается, если подрядчик получает от заказчика авансы.
МЕТОД СООТНОШЕНИЯ ОБЪЕМА ЗАВЕРШЕННОЙ ЧАСТИ РАБОТ И ИХ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ КОНТРАКТУ В НАТУРАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Для исчисления дохода за определенный период (этап), используя метод соотношения объема завершенной части работ и их общего объема по строительному контракту в натуральном измерении, выполняются следующие действия:
во-первых, определяется коэффициент соотношения (к) объема завершенной части работ (V ) к общему объему работ (V ) по строительному контракту в натуральном измерении:
к = V : V
зр контр .
В качестве показателя объема работ могут быть использованы такие величины, как количество человеко-часов, фактически отработанных и планируемых, количество машино-часов, отработанных и планируемых, кубометры кирпичной кладки, квадратные метры обустройства кровли и т. п. Однако достоверный результат при использовании данного метода может быть получен при условии однородности работ на протяжении всех этапов строительства;
во-вторых, определяется признанный доход (ПД) с начала строительства, умножением планового дохода (договорной цены) по строительному контракту (Л ) на коэффициент соотношения (к):
ПД = Дпл х к;
в-третьих,
устанавливается
общей стоимостью работ по строительному контракту и суммой признанного дохода (ПД) с начала строительства и общей стоимостью работ по строительному контракту.
Приведем пример.
Строительная организация заключила договор подряда на установку в здании 350 окон. Общая стоимость договора составляет 346200 гри. (в том числе НДС -57700 грн.). На конец первого периода произведена установка 140 окон. Выполнение работ по договору завершено во втором периоде. Перед началом работ по контракту подрядчиком от заказчика получен аванс в сумме 81000 грн. (в том числе НДС — 13500 грн.). В конце первого периода для оплаты заказчику передан счет па сумму 120000 грн. (в том числе НДС — 20000 грн.). По итогам первого периода подписан акт выполненных работ на сумму 201000 грн. Счет на остав шуюся сумму задолженности (145200 грн., в том числе НДС — 24200 грн.) передан заказчику после сдачи всех работ и подписания акта выполненных работ.
Необходимо определить доход строительной организации первого и второго периодов (на дату баланса) по данному договору.
Рассчитаем удельный вес выполненных подрядных работ в первом периоде в общем объеме работ по договору подряда в натуральном измерении:
140 шт. : 350 шт. х 100 % = 40 %.
Далее определим размер признанного дохода первого периода:
346200 х 40 % = 138480 (грн.).
Следовательно, во втором периоде размер дохода составит:
346200грн. - 138480грн. = 207720 (грн.).
Величина затрат по этому строительному контракту составила 230000 грн. (за первый период сумма понесенных затрат составила — 92000 грн., за второй — 138000 грн.), в первом периоде на себестоимость строительных работ списаны расходы в сумме 90000 грн., а во втором, соответственно — 140000 грн.
Таким образом, при определении степени завершенности работ с использованием этого метода сумма доходов, отражаемая на счетах бухгалтерского уче-
та, будет представлять собой расчетную величину.
В учете эти операции отразятся следующим образом:
Таблица 25.8
|
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма по периодам, грн. | |||
дебет |
кредит |
|
II | |||
|
|
3 | 4 |
|
6 | |
Лимитно-заборная карта, ведомость распределения заработной платы производственного персонала на себестоимость выполненных работ, расчетно-платежная ведомость, ведомость начисления взносов в социальные фонды, акт приема-передачи и т. д. | 1. Отражены фактически понесенные затраты | 231 | 20, 66, 65, 63,
91 и т. д. |
92000,00 | 138000,00 | |
|
2. Получен аванс от заказчика | 311 | 681 | 81000,00 | — | |
|
3. Отражены налоговые обязательства по НДС | 643 | 641 | 13500,00 | — | |
Акт выполненных работ | 4. Признан доход | 36 | 703 | 138480,00 | 207720,00 | |
Акт выполненных работ | — списана часть суммы ранее отраженных налоговых обязательств | 703 | 643 | 13500,00 | 10420,00 | |
|
— отражена сумма обязательств по НДС, исходя из признанного дохода | 703 | 641 | 9580,00 | 24200,00 | |
|
—доначислена сумма обязательств по НДС исходя из выставленного счета | 643 | 641 | 10420,00 | ||
|
6. Списаны на себестоимость расходы по строительному контракту | 903 | 231 | 90000,00 | 140000,00 | |
|
7. Произведен зачет задолженностей | 681 | 36 | — | 81000,00 | |
|
8. Отражена сумма промежуточных счетов без суммы косвенных налогов (без НДС) | 238 | 239 | 167500,00 | 121000,00 | |
|
— превышение суммы признанного дохода над промежуточными счетами (методом «сторно») | 36 | 239 | 50100,00** |
• 50100 = ((81000 - 13500) + (120000 - 20000) - 117400). •• 50100 = (145200 - 24200 - 171100).
|
|
3 | 4 | 5 | 6 |
|
— превышение промежуточных счетов над доходом | 36 | 239 | 50100,00* | — |
|
9. Поступила оплата от заказчика | 311 | 36 | 120000,00 | 145200,00 |
|
10. Сформирован финансовый результат | 703 | 791 | 115400,00 | 173100,00 |
791 |
903 | 90000,00 | 140000,00 | ||
|
11. После окончания строительного контракта списано сальдо по счетам 238 и 239 | 239 | 238 | 288500,00 | |
Как видим, в результате несовпадения величины дохода, определенной расчетным путем, и суммы, отраженной в акте выполненных работ в первом периоде возникла валовая задолженность заказчику (расчетный доход (расходы + прибыль) меньше дохода, отраженного в акте), во втором периоде соответственно — валовая задолженность заказчика (расчетный доход (расходы + прибыль) больше дохода, отраженного в акте).
В итоге, суммы, отражаемые проводками Дт 36 — Кт 239 и той же записью, но методом «сторно», за время осуществления работ но контракту уравниваются, в результате чего они как бы взаимопогашаются и к окончанию работ по строительному контракту остатки по субсчетам 238 и 239 представляют собой сумму признанного дохода (без учета НДС).
МЕТОД СООТНОШЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ РАСХОДОВ С НАЧАЛА ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРАКТА ДО ДАТЫ БАЛАНСА И ОЖИДАЕМОЙ (СМЕТНОЙ)
(
СУММОЙ ОБЩИХ РАСХОДОВ ПО КОНТРАКТУ Для определения дохода, используя метод соотношения фактических расходов с начала выполнения строительного контракта до даты баланса и ожидаемой (сметной) суммой общих расходов по контракту, необходимо:
во-первых,
определить коэффициент соотношения
(к) фактически признанных
расходов (Рф) и общей суммы плановых расходов (Р ) по строительному контракту:
к = Р • Р ;
ф пл'
ВО-ВТОрЫХ, определить признанный доход (ПД) с начала строительства, умножив плановый доход (договорную стоимость) по строительному контракту СД ) на коэффициент соотношения (к):
ПД = Д„, х к;
в-третьих, определить непосредственно размер признанного дохода за определенный этап как разницу между общей стоимостью работ по строительному контракту и суммой признанного дохода (ПД) нарастающим итогом.
Приведем пример.
Предположим, что подрядная организация выполняет контракт с фиксированной ценой 300000 грн. (кроме того, НДС — 60000 грн.). Общие планируемые расходы подрядной организации на выполнение строительного контракта составляют 240000 грн., в том числе по периодам - 50000 грн., 60000 грн., 100000 грн. и 30000 гри. Во втором периоде выполнения контракта были пересмотрены учетные оценки, в результате чего планируемые расходы подрядной организации возросли до 250000 грн. за счет расходов второго периода. В последнем, четвертом, периоде выполнения контракта учетные оценки снова пересмотрены и планируемые
расходы возросли до 260000 гри. за счет расходов последнего периода.
В течение периода выполнения контракта заказчику выставлены счета на сумму:
в I квартале 108000 гри. (в том числе НДС - 18000 грн. );
во II квартале 52800 гри. (в том числе НДС - 8800 грн. );
в
III квартале 132000 гри. (в
том числе НДС - 22000 гри.);
в IV квартале 67200 грн. (в том числе НДС - 11200 грн.).
Расчет
соотношения фактических