Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:25, курсовая работа
Повышение эффективности дорожного строительства связанно с поиском новых материалов, прежде всего вяжущих, которые позволяют заменить битумы и снизить расход цемента. Такими вяжущими могут стать полимерные материалы при снижении стоимости их производства. Большой экономический эффект может дать замена природных каменных материалов песками, укрепленными грунтами, побочными продуктами и отходами промышленности, искусственными материалами.
Етр – требуемый модуль упругости, МПа
Кпр
– коэффициент прочности
Расчетные характеристики материалов конструктивных слов дорожной одежды приведены в таблице 4.9 согласно нормативным требованиям Приложения 2 СН РК 3.03.19-2006 «Проектирование дорожных одежд нежесткого типа».
Дорожная одежда рассчитывается как двухслойная система.
Расчет
выполняется сверху вниз. Приравниваем
Еобщ = Eтр и определяем
необходимую толщину подстилающего слоя.
Расчет выполняем в табличной форме. Для
определения общего модуля упругости
на поверхности 2-х слойной системы воспользуемся
номограммой на рисунке 2.1 или номограммой
на рисунке 6.1 СН РК 3.03.19-2006.
Рисунок 2.1 Номограмма
для определения общего модуля упругости
двухслойной системы Еобщ.
Предварительно
назначаем конструкцию и
-
для расчета по допускаемому
упругому прогибу и сдвиго-
- для расчета на изгиб (табл. 2.2, прил. 2,);
- для расчета на сдвиг в грунте (прил. 3).
Исходные
данные представлены в таблице 2.8.
Таблица
2.8 - Исходные данные для расчета
Материал | h слоя, см | Е, МПа,при расчете |
Расчет
на растяжение
при изгибе и сдвиге | ||||
по допустимому упругому прогибу | по сдвигоустой-чивости | Е, МПа |
|
jо |
С, МПа | ||
Асфальтобетон | 4 | 3200 | 380 | 4500 | 2,8 | - | - |
Асфальтобетон пористый на битуме марки БНД 60/90 | 6 |
2000 | 360 | 2800 | 1,6 | - |
- |
То же, высокопористый | 6 | 2000 | 360 | 2100 | 1,0 | - | - |
Щебеночная смесь | 15 | 450 | 450 | 450 | - | - | - |
Песок | 15 | 120 | 120 | 120 | - | 40 | 0,006 |
Глина | - | 41 | 41 | 41 | - | 18 | 0,019 |
Расчет по допускаемому
Таблица
2.9 - Расчет дорожной одежды по упругому
прогибу
Модуль упру-гости слоя (Ес), МПа | Толщина
слоя (h), см |
Отношение | Общий модуль упругости (Еобщ.), МПа | Материал слоя | ||
h/D | Ен/Ес | Еобщ./Ес | ||||
3200 | 4 | 0,089 | 0,094 | 0,105 | 336 | Асфальтобетон |
2000 | 6 | 0,133 | 0,12 | 0,15 | 300 | Асфальтобетон пористый на битуме марки БНД 60/90 |
2000 | 6 | 0,133 | 0,09 | 0,12 | 240 | То же, высокопористый |
450 | 41 | 0,9 | 0,17 | 0,46 | 207 | Щебеночная смесь |
120 | 45 | 1 | 0,34 | 0,65 | 78 | Песок |
Таким образом, согласно расчету, толщина подстилающего слоя h=45 см
Рисунок 2.2 Принятые размеры дорожной одежды
2.2.4
Проверка дорожной одежды на сдвиг в грунте
земляного полотна
Сдвиг
в грунте земляного полотна не возникнет,
если:
где: Тдоп - допускаемое напряжение сдвига, МПа;
Т-
активное напряжение сдвига от действующей
кратковременной нагрузки
Тдоп
= Cгр K1 K2
K3 ,МПа (2.7)
где Cгр - сцепление частиц грунта, МПа;
К1 - коэффициент, учитывающий снижение сопротивления грунта сдвигу под агрессивным действием подвижных нагрузок, колебаний и т.д. (при расчете на воздействие кратковременных нагрузок принимают К1= 0,6; при длительном действии нагрузок с малой повторностью К1= 0,9);
К2 - коэффициент запаса на неоднородность условий работы конструкции, связанный с недоучетом неблагоприятных природных особенностей, технологических и других причин (эти факторы проявляются тем больше, чем выше интенсивность движения автотранспорта, коэффициент К2 - определяется по графику (рис. 4.2), в зависимости от Nt при расчете на длительное действие нагрузки К2 = 1,23);
К3 - коэффициент, учитывающий особенности работы грунта конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания. Значения К3 с учетом характера грунта следующие:
Пески крупные – 7,0;
Пески средней крупности – 6,0;
Пески мелкие – 5,0;
Пески пылеватые, супеси крупные – 3,0;
Глинистые
грунты (глины, суглинки, супеси, кроме
крупной) – 1,5.
Расчетная
приведенная интенсивность
авт/сут
Nt,
ед/сут
Рисунок
2.3 - Зависимость коэффициента
от расчетной
приведенной интенсивности Nt
воздействия нагрузки
Таким
образом, допускаемое напряжение сдвига
при кратковременном действии нагрузки
в грунте земляного полотна составит:
Тдоп = 0,019·0,6·0,55·1,5 =0,009 МПа
Активное
напряжение сдвига определяется по формуле:
Т
= τ н +
τв , МПа (2.9)
где τ н – активное напряжение сдвига от временной нагрузки
τв-
определяется по номограмме на рисунке
2.4
где τ н - активное напряжение сдвига от единичной нагрузки, определяемое по номограмме на рисунке 2.3;
ρ- расчетное удельное давление колеса автомобиля на покрытие.
Для автомобилей группы А3 р = 0,6 МПа
Для выполнения расчета, многослойную дорожную конструкцию приводят к двухслойной расчетной модели, в которой нижним слоем является подстилающий грунт (с учетом его расчетных характеристик), а верхним - вся вышележащая конструкция дорожной одежды, толщина верхнего слоя равна сумме толщин входящих в него слоев одежды.
Модуль
упругости верхнего слоя модели вычисляют
как средневзвешенный по формуле:
(2.11)
где - число слоев дорожной одежды;
- модуль упругости i-го слоя, МПа;
- толщина i-го слоя, см.
При
расчете дорожных одежд по условию
сдвигоустойчивости значения модулей
упругости материалов, содержащих органическое
вяжущее, принимают соответствующими
расчетным температурам (таблица 2.1, приложение
2 СН РК 3.03.19-2006).
Рисунок
2.4 Номограмма для определения активного
напряжения сдвига от временной нагрузки
в нижнем слое двухслойной системы (при
h/D=0 ч 2,0)
Рисунок
2.5
Номограмма для
определения активного напряжения сдвига
τд от общей толщины дорожной одежды
2.2.5
Расчет дорожной одежды по сопротивлению
сдвигу
Расчет дорожной одежды по сопротивлению сдвигу в грунте земляного полотна, а также в материалах малосвязных промежуточных слоев дорожных одежд ведут в следующей последовательности:
-назначают
расчетные модули упругости
-рассчитываем конструкцию по условию сдвигоустойчивости в песчаном слое основания.
Действующее в песчаном слое основания активное напряжение сдвига вычисляем по формуле (2.9).
Для определения предварительно назначенную дорожную конструкцию приводим к двухслойной расчетной модели.
Нижнему слою модели присваиваем следующие характеристики: , и = 0,006 МПа.
Вычисляем
одуль упругости верхнего слоя модели,
значения модуля упругости материалов,
содержащих органическое вяжущее, назначаем
при расчетной температуре +40°С (табл.
2.1, прил. 2).
По отношениям и при 40° с помощью номограммы (см. рис. 2.3) находим удельное активное напряжение сдвига: = 0,09 МПа.
Активное
напряжение сдвига в песке рассчитывается
по формуле (2.9) с учетом
= 0,054 МПа.:
Т
= 0,09-0,054=0,036 МПа
Проверяем
выполнение условия по критерию сдвига:
Тдоп/Тр
= 0,009/0,036 = 0,25
Следовательно,
конструкция удовлетворяет условию прочности
по сдвигу в песчаном слое основания.
2.2.6
Расчет монолитных слоев на растяжение
при изгибе