Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:22, реферат
Рост интенсивности движения на современных автомобильных дорогах приводит к необходимости повышения требований к основным транспортно-эксплуатационным показателям (ТЭП): обеспеченной скорости, непрерывности и безопасности движения. Обеспечение этих требований особенно актуально в зимний период, когда под воздействием погодных факторов ухудшаются сцепные качества дорожного покрытия. По данным экспертов, погодно-климатические факторы занимают третье место среди основных составляющих экономической безопасности России (после технико-технологической и финансовой)
1. ВВЕДЕНИЕ
Рост интенсивности
движения на современных автомобильных
дорогах приводит к необходимости
повышения требований к основным
транспортно-эксплуатационным показателям
(ТЭП): обеспеченной скорости, непрерывности
и безопасности движения. Обеспечение
этих требований особенно актуально
в зимний период, когда под воздействием
погодных факторов ухудшаются сцепные
качества дорожного покрытия. По данным
экспертов, погодно-климатические факторы
занимают третье место среди основных
составляющих экономической безопасности
России (после технико-
Для сокращения
времени нахождения дорожных покрытий
в условиях зимней скользкости и
повышения безопасности движения в
зимний период современные нормативные
документы [3, 4] ограничивают время на
ликвидацию зимней скользкости и
снежных отложений. Как показывают
расчеты, при существующих технологиях
работ по зимнему содержанию дорог
для соблюдения требований государственного
стандарта [4] необходимо увеличение ресурсов
- дорожной техники и противогололедных
материалов. Однако путь интенсивного
развития дорожного хозяйства России
для поддержания требуемого уровня
зимнего содержания дорог при
нынешнем состоянии экономики
Федеральная целевая
программа развития автомобильных
дорог до 2010 г. среди основных направлений
дорожной политики предусматривает
развитие международных транспортных
коридоров и их интеграцию в Европейскую
систему автомобильных дорог [6],
что требует определенного
Решение задач,
указанных в программе, возможно
путем совершенствования
Совершенствование
оперативного управления зимним содержанием
дорог за рубежом идет по пути развития
интеллектуальных транспортных систем
(ITS), составной частью которых является
подсистема погодного мониторинга.
Информация, получаемая в данной подсистеме,
позволяет выбирать оптимальные
стратегии работ по зимнему содержанию
дорог и проводить
• ужесточением требований к уровню содержания дорог;
• развитием и совершенствованием техники для зимнего содержания дорог, позволяющей более точно дозировать противогололедные материалы при их распределении;
• необходимостью
перехода на более «гибкие» технологий
содержания из-за ограниченных финансовых
средств и экологических
• внедрением современных технических средств для сбора, передачи и обработки оперативной информации о погодных параметрах в зоне прохождения дороги и состоянии дорожного покрытия;
• все более широким внедрением информационные технологий в процессы управления содержанием дорог.
В настоящее время управление процессами зимнего содержания автомобильных дорог в России является одной из самых сложных задач службы эксплуатации. Россия имеет огромную территорию, регионы, различающиеся по погодно-климатическим условиям зимнего периода, недостаточно развитые информационные ресурсы и связь, отсутствие специализированного дорожного метеорологического обеспечения.
На сегодняшний день в России имеется некоторый практический опыт оперативного управления, основанный на использовании информации автоматических дорожных метеостанции (АДМС). При развитии систем погодного мониторинга их организаторы идут вперед методом проб и ошибок или пытаются применять зарубежный практический опыт с учетом специфических особенностей России. Однако управление работами по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и их оптимизация в зависимости от сложившихся или прогнозируемых погодных условий должны основываться на научных рекомендациях, так как в современных условиях невозможно решать сложные задачи управления, опираясь только на здравый смысл и на тот практический опыт, которого недостаточно для обобщения и тиражирования. Недопустимо также принятие волевого решения на основе успешного зарубежного опыта, которое предварительно не просчитано и не обосновано.
2. ОПЕРАТИВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ РАБОТАМИ ПО
2.1. АНАЛИЗ ОБЩЕГО
СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Вопросы управления
содержанием дорог начали рассматриваться
уже в первых работах и нормативных
документах, посвященных эксплуатации
автомобильных дорог. Особое внимание
в них уделялось
Большое количество
работ и исследований касались, в
основном, разработки методов определения
затрат и ресурсов на зимнее содержание
дорог и могут быть отнесены к
стратегическому управлению [7, 9, 10,
11, 12, 13, 14]. И в настоящее время
остается актуальным решение этих задач
на основе более детального учета
погодно-климатических
Современный период
развития и функционирования дорожного
хозяйства в России характеризуется
высокими требованиями к уровню транспортно-эксплуатационных
показателей (ТЭП), которые обосновываются
с позиций потребителей дорог
и безопасности движения, для достижения
которых разрабатываются
Задачи управления
содержанием автомобильных
Однако при
решении задач зимнего
Зимнее содержание
автомобильных дорог занимает особое
место и отличается значительной
сложностью, которая обусловлена
неопределенностью воздействия
погодных факторов и резким, иногда
внезапным снижением ТЭП при
образовании зимней скользкости
на всем протяжении дороги или на отдельном
ее участке. Задачи оперативного управления
зимним содержанием дорог решаются
для участков дорог большой протяженности
на временном интервале, ограниченном
несколькими часами. На ликвидацию
последствий неблагоприятных
Опыт зимнего
содержания дорог за рубежом показывает,
что соблюдение требований стандартов
возможно при выборе оптимальных
стратегий работ и
В Европейских странах [25, 26, 27, 28, 29, 30, 31] и в США [32, 33] необходимость решения задач оперативного управления зимним содержанием дорог определяется такими аспектами, как:
• непрерывность и скорость движения, его безопасность;
• экономичность работ по содержанию;
• охрана окружающей среды;
• обеспечение
всей необходимой информацией
При этом поддерживаются
и развиваются следующие
• совершенствование стандартов на зимнее содержание дорог;
• развитие техники и технологий производства работ;
• специализированное дорожное метеорологическое обеспечение;
• разработка регламента производства работ по содержанию в зависимости от сложившихся или ожидаемых погодных условий;
• использование в процессах управления информационных технологий;
• обучение персонала.
Таким образом,
специализированное дорожное метеорологическое
обеспечение входит в состав приоритетных
направлений развития оперативного
управления зимним содержанием дорог
и является непременным условием
его совершенствования. Как показывает
опыт зимнего содержания дорог за
рубежом, только система погодного
мониторинга и оценка состояния
дорожного покрытия на его основе
позволяют перейти к
2.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для выявления
места специализированного
Рис. 1. Обобщенная схема оперативного управления объектом
Основная цель
управления дорогами в зимний период
может быть определена как обеспечение
сохранности и