Семиотика имиджа города

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена современными тенденциями к построению имиджа города. Сейчас каждый регион пытается сделать имидж своего культурного центра наиболее привлекательным для финансирования, что немаловажно для последующего развития города. Успешное создание имиджа города имеет огромное значение, как для его жителей, так и для близлежащей территории в целом. Правильно сконструированный имидж города – залог успеха города в целом.

Работа содержит 1 файл

семиотика имиджа для сайта.docx

— 33.01 Кб (Скачать)

Введение

 

Город сегодня представляет собой огромное семиотическое пространство, содержащее в себе множество различных  знаков. Необходимо знать и уметь  их правильно интерпретировать для  создания успешного имиджа города.  Имидж города представляет собой  сложную систему значений, его  городское пространство отражается в сознании человека в виде системы  образов, символов. Сложившийся в  сознании человека имидж города представляет собой семиотическую структуру, где образы объектов внешней действительности представлены в тесной взаимосвязи  с образами человека. Семиотику города необходимо изучать и знать, чтобы  использовать ее в качестве одной  из главных деталей в успешном построении имиджа города.

Актуальность работы обусловлена  современными тенденциями к построению имиджа города. Сейчас каждый регион пытается сделать имидж своего культурного  центра наиболее привлекательным для  финансирования, что немаловажно  для последующего развития города. Успешное создание  имиджа города имеет  огромное значение, как для его  жителей, так и для близлежащей  территории в целом. Правильно сконструированный  имидж города – залог успеха города в целом.

Степень научной разработанности  темы «Семиотика имиджа города», невелика,  чаще всего она анализируется  лишь в курсовых работах, небольших  статьях, подробной информации именно по этой теме сейчас мало. Городское  пространство рассматривали такие  ученые как Ю.М. Лотман, К. Линч, У. Эко. Имидж города рассматривается в  статьях  Л.С. Азаренкова, А.Н.Жаркова, курсовые работы по имиджу города Н.Н. Голубевой, Т.А. Сандаловой.

Цель курсовой работы: рассмотреть имидж города в семиотическом пространстве

Объект работы: имидж города

Предмет исследования: семиотическая основа имиджа города

Поставленная  цель определяет задачи исследования:

  1. рассмотреть город как семиотическое пространство;
  2. охарактеризовать имидж как семиотическую систему;
  3. раскрыть понятие имиджа города;
  4. показать роль мифов в построении имиджа города.

Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в систематизации существующей научно-методологической базы по семиотике и имиджу. Практическая значимость темы состоит в возможности применения данной работы при построении имиджа города, или использовании ее в последующих научных работах с соответствующей тематикой.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, указана степень научной разработанности, показаны научная и практическая значимость.

В первой главе рассмотрены  основные определяющие понятия такие  как: город как семиотическое  пространство и имидж как семиотическая  система.

В главе второй, практической, рассмотрены такие понятия как  миф и имидж города. Показана неразрывность  этих двух понятий, и то как значима  важность использования мифов в  построении имиджа города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методологические аспекты семиотики городского пространства

    1. Город как семиотическое пространство

 

Семиотика является важной составляющей имиджа. Имидж базируется на неких знаках, которые воспринимаются большинством людей одинаково, потому и необходимо рассмотреть, что такое  семиотика и с чем ее едят. 

К исследованию семиотического пространства приступил Ю.М. Лотман, мы будем использовать в дальнейшем его определение семиотики пространства.  Семиотическое пространство (семиосфера), некая область,  которая необходима для коммуникативного акта. В семиотическом  пространстве происходит семиозис - процесс  интерпретации знака или процесс  порождения значения.

Основные направление  семиотики пространства (включая  семиотику архитектурных пространств) включает исследования: а) хроно –  и топосемиотики; б) архитектурно –  художественного языка; в) архитектурной  психологии; г) проксемики; д) герменевтики пространства; е) социальной истории  и культуры; ж) архитектурно - художественной символики. При изучении семиотического пространства города, необходимо рассмотреть  семиотику архитектурного пространства, которая является важной составляющей. Предметом семиотики архитектурного пространства является исследование специфических пространственных средств смыслообразования и смысловыражения, а также выявления общих закономерностей структурной организации архитектурных пространств и форм со своими значением и содержанием.

Существуют такие понятия  как архитектурные коды: 1) синтаксические, основанные на анализе конструктивных элементов, образующих архитектурную  форму; 2) семантические различение архитектурных элементов и типов  сооружений. Коды различения архитектурных  элементов предполагают выделение: элементов, означающих первичные функции; элементов означающих вторичные, символические  функции; элементов означающих функциональное назначение. Коды различаются по типам  сооружений: социальные пространственные, плоскостные.

Архитектура по мнению У. Эко, является формой массовой коммуникации:

  1. Архитектурный дискурс является побудительным; он исходит из устойчивых предпосылок, связывает их в общепринятые аргументы и побуждает к определенному консенсусу.
  2. Воздействие архитектурного дискурса заключается в мягком внушении необходимости следовать логике создателей архитектурного пространства, навязывающих свои ассоциации, скрытые внушения.
  3. Архитектурный дискурс не требует углубленной сосредоточенности, потребляясь так, как обычно потребляются фильмы, программы.
  4. Архитектурное сообщение может получать чуждые ему значения.
  5. Архитектура подвержена быстрому старению и меняет свои значения [8, 299-301].

Архитектура бесспорно важна  в семиотическом пространстве города, но оно не ограничивается ее интерпретацией как единственной.

Город  - это сложный  и функциональный комплекс, в семиотическом  пространстве он являет собой многообразие знаков, которые нужно научится использовать в создании имиджа города [9].

Город это семиотическое  пространство во взаимодействии разных типов коммуникаций (вербальной, визуальной и др.).Современная коммуникативная  ситуация отмечена принципиально новым  взглядом на окружающий мир, восприятие которого характеризуется наличием целостных образов, непосредственно  воздействующих на чувства. Социум обращен  к новому типу культуры – визуальной, когда в передаче информации активнее, чем раньше, участвуют невербальные средства. Обратимся к явлению  взаимодействия разных типов коммуникации в рамках профессионального коммуникативного пространства. Интерес к исследованию новых коммуникативных объектов, отличных по своим свойствам от естественного  языка, проявляется активно (политика, экономика, религия, гендер и т.д.) и  открывает новые возможности  в постижении естественного языка. Известный теоретик зрительной коммуникации А. Бергер говорит: «Визуальная коммуникация играет важную роль в жизни каждого  человека: все мы, потребители визуальной продукции, смотрим телевизор, читаем газеты, журналы и книги, ходим  в кино. Мы живем в “информационном“ обществе, где получаемая информация имеет преимущественно визуальный характер. Очень важно, чтобы каждый из нас понимал, какое воздействие  оказывают визуальные образы на человека и как научиться “читать“ и  интерпретировать различные их формы» [9]. И именно визуальные образы представляют собой знаки. Согласно теории Ю.А. Сорокина и Е.Ф. Тарасова, сообщение, заключенное  в тексте, может быть представлено вербально (словесный текст) или  иконически, т.е. изобразительно. Сочетание  вербальных и невербальных, изобразительных, средств передачи информации образует креолизованный (смешанного типа) текст. Взаимодействуя друг с другом, вербальный и иконический тексты обеспечивают целостность и связность произведения, его коммуникативный эффект. Иконический компонент текста может быть представлен иллюстрациями (фотографиями, рисунками), схемами, таблицами, символическими изображениями, формулами и т.п. Вербальные и изобразительные компоненты связаны на содержательном, содержательно-композиционном и содержательно-языковом уровне [9].

В городах, особенно, в их архитектуре, мы сталкиваемся с семиотическими эволюционными рядами: сменами архитектурных  стилей, сохранением или, наоборот, перестройками имеющихся сооружений и т.п. В них можно наблюдать  последовательность замещения одних  объектов другими, при котором новые  предметы и явления сохраняют  старые названия и обозначения, наполняясь новым содержанием. Смена архитектурных  стилей, развитие и смена утилитарных  и символических предметов всей городской среды и повседневного  обихода, социально-структурные изменения - все они сохраняют «семиотическую»  историческую память: одни знаки и  символы наполняются новым содержанием  и смыслом, другие исчезают.

Наиболее близка к такому пониманию городских пространственных знаков и их интерпретации горожанином  позиция У. Эко, изложенная им в книге  «Отсутствующая структура. Введение в  семиологию». Он считает, что «одной из областей, в которых семиология более всего востребована временем и жизнью, является архитектура. Именно в архитектурных сооружениях  с наибольшей, возможно, силой воплощается  противоречивость семиотики как  организации жизненного пространства человека, культуры, и цивилизационного развития общества в целом».

Знаки и символы выступают  не только отражением уже существующих объектов, они вместе с их осмыслением  создают мир. Город и городское  пространство предоставляют большие  возможности для человека прочитывать  его при помощи символов и знаков, и, в свою очередь, награждать такими символами и знаками городское  пространство. Иконический знак (архитектурный, в том числе), не только информирует, но имеет предписывающую функцию [8].

Семиотика позволяет человеку маркировать городское пространство, окружающее его. Это семиотическое  кодирование закрепляется в языковых знаках, в трансляции исторической памяти, а также в восприятии человеком  настоящего, а также одновременно - будущего и прошлого.

 

    1. Имидж как семиотическая система

Имидж представляет собой  семиотическую систему, а это  в свою очередь знаковая система, которая является совокупностью  знаков, устроенная определенным образом, она является материальным посредником, служащим для обмена информацией  между  другими системами. Знак –  это материальный чувственно воспринимаемый предмет (вещь, явление, действие, признак), выступающий в качестве представителя (заместителя) другого предмета, свойства или отношения и используемый для получения, хранения, переработки  и передачи информации. Определяющей стороной знака является его значение, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным.

Каждый человек формирует  свою систему значимостей и принимает  ту или иную знаковую систему, которая  могла бы служить ориентиром для  опознавания первой. Взаимодействие этих двух систем позволяет личности структурировать в потоке реальности свою собственную реальность и укорениться  в ней, используя ее как оптимальный  источник активного потребления  удовольствия. Это удобно наблюдать  в церкви, где сама по себе знаковая система, включающая соответствующую  атрибутику, ритуальность, символику, создает особый фон настроения [18]. Это и есть своеобразный «имидж»  церкви представляющий собой семиотическую  конструкцию, состоящую из церковной  атрибутики.

Имидж является семиотической  системой. Так как  в процессе восприятия субъект вычленяет отдельные  знаки, интерпретирует их, а потом  обобщает, то есть подтверждает информацию от разных знаков имиджа. Если знаки  складываются в единый непротиворечивый образ, то у воспринимающего создается  доверительное отношение к носителю имиджа [22].

 Семиотическая система  имиджа состоит из его символической  природы, которая может быть  рассмотрена в рамках теории  «символического интеракционизма», основателем которой является  Дж. Мид и в центре внимания  которой находится феномен символической  коммуникации, т.е. социальное общение,  осуществляемое посредством символов. Включенность символа в социальное  поведение человека позволяет,  по мнению Е.Б. Перелыгиной,  рассматривать имидж как символический  образ. Символический образ —  это образ условный, требующий  оформления при помощи «некоторого  языка, понимаемого в самом  широком смысле как синтаксического  (включающего невербальные знаки), так и семантического (включающего  не только предметные, но и  оценочные значения)». «Именно  с этой точки зрения обусловлена  правомерность применения к имиджу  семиотического подхода», т. к.  существенным свойством символа  является то, что его значением  может быть идеальный объект (не  существующий в физическом мире), поэтому символы пригодны для  выражения ценностей и установок,  как индивидуальных, так и групповых  [6, 28]. То и важно, что имидж,  представляя собой семиотическую  структуру, как и город базируется  на знаках. Потому чаще всего  имидж города характеризуется  каким-нибудь определенным объектом (символом), как правило, им становится  какая – либо улица, площадь,  памятник любое архитектурное  строение получившее ранее известность.  Современный человек начинает  утрачивать искусство понимать  и читать символы, видеть в  объектах среды предметно- пространственного  окружения и какой – то иной  более глубокий смысл. «Символ  присутствует там, где присутствуют  сложно организованные знаки  и где смысл, не довольствуясь указанием на предмет, указывает другой смысл, способный раскрыться только внутри и через посредничество первого смысла» [23].  Интерпретация символов в процессе их восприятия целевой аудиторией (социальная группа, для которой создается имидж) или отдельным человеком определяется имеющимся у них социальным опытом, реципиент «домысливает» или достраивает предлагаемый ему образ исходя из собственного жизненного опыта. Говоря о символической структуре имиджа, исследователь рассматривает ее как совокупность семантических (свойств субъекта-прообраза имиджа) и синтаксических элементов (чувственно воспринимаемые реципиентом качества).

Информация о работе Семиотика имиджа города