Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:05, доклад
Электронный бизнес ставит своей целью использование преимуществ компьютерных сетей (удобство, доступность, глобальный охват) как для расширения возможностей традиционного бизнеса, так и для создания новых виртуальных видов бизнеса. Одной из первых термин «электронный бизнес» применила корпорация IBM в 1997 г., когда начала свою тематическую кампанию, построенную на этом термине.
Корпорация IBM о
1. Введение в электронный бизнес и электронную коммерцию
2. Системы и формы электронной коммерции
3. Организация коммерческой деятельности в сетях
4. Коммуникационная политика в сетях
5. Организационные и правовые основы электронной коммерции
смешанные, объединяющие характеристики первых двух.
Выбор конкретного вида площадки зависит от ассортимента производимых товаров (узкий и широкий ассортимент товаров), покупательной способности коммерческой организации определенной отрасли. Если ассортимент выпускаемой продукции достаточно широк, можно создать площадку продавца, которую будут использовать покупатели продукции. Если высокая покупательская способность, то выбор лучше остановить на площадке покупателя. На сильно фрагментируемых рынках, где нет ни доминирующего покупателя, ни продавца, эффективна независимая площадка.
В идеале любая площадка должна быть нейтральной по отношению ко всем игрокам, они должны быть уверены, что работают только на свой интерес.
Выделяют четыре модели организации торговых площадок, среди которых:
агрегатор (электронный каталог) — модель организации электронной торговой площадки, позволяющая при поиске товаров сравнивать их сразу по нескольким параметрам, включая цену, даты поставки, гарантии, информацию по обслуживанию и т. д. Агрегатор рационализирует снабжение за счет большого числа каталогов, ориентированных по группам покупателей. Расширяя торговое пространство продавцам и повышая эффективность доступа покупателей к поставщикам, каталоги становятся важной составляющей бизнес─процесса и IT─систем. Специфические особенности этой модели заключаются в том, что она берет на себя как распределение пунктов единой спецификации, полученной от покупателя, по поставщикам-продавцам, так и направление потоков запросов отдельных позиций спецификаций разных покупателей нужному продавцу;
аукцион — модель организации торговой площадки, основное отличие которой от каталога состоит в том, что цена не фиксирована, а устанавливается во время торгов. В ее основу положен механизм ликвидации избытков производства по оптимальной цене, который дает возможность широкому кругу конкурирующих на торгах покупателей закупать товары по ценам ниже рыночных. Эта модель характерна для торговых площадок, продающих капитальное оборудование, складские остатки товаров и полуфабрикатов, и др.;
биржа — электронная торговая площадка, где цена регулируется спросом и предложением, в результате чего подвержена сильным изменениям. Модель биржи предполагает ограниченный состав постоянных и проверенных «игроков». Биржи позволяют коммерческим организациям торговать анонимно, что немаловажно, например, в энергетической промышленности, где огласка может повредить конкурентоспособности покупателя и продавца и повлиять на цены. Электронная биржа удовлетворяет срочные потребности покупки-продажи по рыночным ценам для небольших групп участников конкретной отрасли, имевших ранее установленные деловые отношения;
сообщество — электронные площадки этого типа собирают вместе потенциальных покупателей и продавцов на базе общего профессионального интереса. Сообщества обеспечивают коммерческие организации необходимой информацией, содержащей промышленные новости, исследования, информацию по состоянию рынка, списки вакансий, а также организуют общение участников непосредственно через чат или с помощью доски объявлений. Доходы этих торговых площадок в основном состоят из рекламы, спонсорства и членских взносов участников.
Контрольные вопросы
1. По какому признаку подразделяются системы электронной коммерции?
2. Какие системы получили наибольшее развитие?
3. В чем специфика функционирования системы «бизнес-бизнес»?
4. Как можно применить принцип Парето (80:20) к системам электронной коммерции?
5. Для какой системы электронной коммерции характерна наиболее жесткая конкуренция?
6. В какой системе электронной коммерции покупатель диктует условия сделки?
7. На каких принципах базируется построение любой системы электронной коммерции?
8. Что такое электронный магазин?
9. Из каких основных элементов состоит электронный магазин?
10. Кто может участвовать в торгах на электронном аукционе?
11. Чем характеризуется аукцион однотипных предложений?
12. Чем корпоративные порталы отличаются от интернет-порталов?
13. Какие функции выполняют электронные торговые площадки?
14. Какие преимущества получают от внедрения и использования корпоративных порталов?
15. Как подразделяют торговые площадки с учетом типа управления?
Тест
1. Комплекс наиболее существенных рыночных отношений, информационных потоков, связывающих коммерческую организацию с рынком.
а) коммуникационная политика;
б) Интернет;
в) система электронной коммерции;
г) технология электронной коммерции.
2. Системы электронной коммерции, в основу которых положен принцип глубокой специализации при четком отборе потенциального круга клиентов
а) «бизнес—бизнес»;
б) «бизнес—государство»;
в) «потребитель—потребитель»;
г) «бизнес—потребитель».
3. Система электронной коммерции, предполагающая более широкое участие индивидуумов в принятии решения о покупке.
а) «потребитель—потребитель»;
б) «бизнес —потребитель»;
в) «потребитель—государство»;
г) «бизнес—бизнес».
4. Web—сайт, содержащий подробную информацию о предлагаемых к продаже товарах и предлагающий разместить заказ, который поступает в обычный офис по электронной почте.
а) электронный аукцион;
б) торговая площадка;
в) магазин;
г) электронная витрина.
5. Элемент, обеспечивающий работу электронного магазина и управляющий окончательным составом заказа.
а) электронная витрина;
б) каталог;
в) виртуальная корзина;
г) покупатель.
6. Форма электронной коммерции, представляющая собой идеальную модель гибкого установления цены.
а) корпоративный портал;
б) электронное сообщество;
в) электронный аукцион;
г) торговая Интернет-система.
7. Электронный аукцион, предназначенный для продажи ограниченного количества определенного товара.
а) английский;
б) однотипных магазинов;
в) закрытых предложений;
г) двойной.
8. Корпоративные порталы по объему охватываемой информации:
а) частные и общие;
б) горизонтальные и вертикальные;
в) мегапорталы и ворталы
г) универсальные и специальные.
9. Форма электронной коммерции, обеспечивающая информационный обмен и возможность осуществления сделок купли—продажи с предоставлением гарантии реализации сделок.
а) электронный магазин;
б) электронная торговая площадка;
в) электронный аукцион;
г) вертикальный портал.
10. Форма взаимодействия заказчиков и поставщиков, характерная для отраслей с высокой степенью концентрации потенциала.
а) отраслевая торговая площадка;
б) корпоративный портал;
в) электронное сообщество;
г) отраслевой каталогы
3
102
3. Организация коммерческой деятельности в сетях
3.1. Особенности коммерческой деятельности
Коммерческую деятельность можно определить как деятельность организаций, предприятий и граждан по осуществлению операций купли — продажи товаров (услуг) с целью получения доходов и прибыли.
До 1999 г. многие коммерческие организации делали незначительную ставку на деятельность в интерактивном режиме. В настоящее время число организаций (предприятий), ориентирующихся на деятельность в сети, быстро возрастает.
К особенностям коммерческой деятельности в интерактивном режиме, можно отнести:
осуществление непосредственно в специфической коммерческой среде, в первую очередь глобальной сети Интернет;
использование современных информационных технологий;
использование новых способов предоставления услуг, организации продаж;
применение новых платежных средств (электронных денег);
использование специальных безналичных платежных систем для осуществления расчетов за приобретенные товары и оказанные услуги;
использование специальных программных и аппаратных средств защиты участников коммерческой сделки от различных видов угроз;
деятельность на глобальном рынке.
Использование информационных технологий в коммерческой деятельности позволяет:
─ ознакомить потенциального покупателя с продаваемыми товарами и оказываемыми услугами, условиями заключения сделки купли ─ продажи с помощью средств, которыми располагает сеть Интернет;
─ непосредственно осуществить акт купли ─ продажи в режиме реального времени;
─ провести рекламные мероприятия и стимулирование сбыта продукции;
─ установить обратную связь с клиентами.
В свою очередь, новые возможности обеспечивают и определенные преимущества субъектам коммерческой деятельности:
коммерческая деятельность в сети более эффективна. Например, существенно снижаются издержки обращения: затраты на оформление документов при покупке автомобиля через Интернет уменьшаются с 57 долл. до 14 центов; стоимость обработки одной банковской транзакции снижается с 1 долл. до 1 цента;
в отличии от традиционной она более экономична. При организации деятельности в сети отсутствует аренда физических помещений или необходимость их строительства, инвестиций в развитие инфраструктуры населенного пункта.
коммерческие организации получают дополнительные возможности управления, экономии и сокращения затрат времени при переходе от ручных операций к электронным;
клиенты получают более качественное и быстрое обслуживание. Вместо того чтобы добираться до организации или связываться с ней по телефону, ожидая подключения к определенному служащему или другими средствами связи, клиент получает прямой доступ к информационным ресурсам Web-ориентированной коммерческой организации;
изменяются методы взаимодействия с поставщиками, деловыми партнерами и потребителями. Примером совместного сотрудничества путем обмена информацией является электронная почта. Более тесное взаимодействие позволяет добиться в целом лучших результатов;
автоматизированные интерактивные консультанты по закупке дают возможность делать сравнительные покупки. Одновременный поиск по базам данных нескольких электронных магазинов позволяет сделать наилучший выбор;
использование информации коммерческими организациями и потребителями. Каждый из субъектов может использовать информацию в разных целях;
цифровой продукции присуща высокая степень специализации. Представляемая информация легко поддается реорганизации, исправлению, редактированию. При наличии информации о предпочтениях клиента (потребителя) можно дифференцировать (специализировать) и привести продукцию в соответствие с индивидуальными потребностями каждого.
Коммерческой деятельности в сетях свойственны и определенные недостатки и ограничения, которые необходимо учитывать:
угрозы защиты данных и целостности системы их обработки. Опасность для работы сложных систем коммерческой деятельности представляют компьютерные вирусы, хакеры. Вирусы обусловливают резервное копирование файлов, трудности хранения информации и т. д. Хакеры стремятся получить доступ к файлам и исказить имеющуюся информацию.
падение производительности Web─сайта при значительном увеличении числа клиентов. Поэтому Web─сайт коммерческой организации должен обладать масштабируемостью, т. е. способностью вычислительной системы, инфраструктуры базы данных или сети к модернизации в соответствии с новыми стандартами. Обеспечение постоянной масштабируемости в отношении производительности, быстродействия и сохранения времени реакции в пределах нескольких секунд требует немалых усилий и затрат.
усиление конкурентной борьбы на электронном рынке. Согласно данным, мелкие коммерческие организации (в первую очередь осуществляющие розничную продажу) проигрывают крупным коммерческими организациями на электронном рынке. Как и в традиционной коммерции, они не способны выдержать конкуренцию по предлагаемым ценам и ассортименту товаров.