Электронная коммерция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:05, доклад

Описание работы

Электронный бизнес ставит своей целью использование преимуществ компьютерных сетей (удобство, доступность, глобальный охват) как для расширения возможностей традиционного бизнеса, так и для создания новых виртуальных видов бизнеса. Одной из первых термин «электронный бизнес» применила корпорация IBM в 1997 г., когда начала свою тематическую кампанию, построенную на этом термине.
Корпорация IBM о

Содержание

1. Введение в электронный бизнес и электронную коммерцию
2. Системы и формы электронной коммерции
3. Организация коммерческой деятельности в сетях
4. Коммуникационная политика в сетях
5. Организационные и правовые основы электронной коммерции

Работа содержит 1 файл

УЧ пособиеЭлКом2009.doc

— 616.00 Кб (Скачать)


Учреждение образования

Белорусский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Климченя Л.С.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

3

 



Автор: Л.С.Климченя, канд.экон. наук, доцент кафедры управления предприятиями торговли, доцент

 

 

 

 

Рекомендовано кафедрой управления предприятиями торговли БГЭУ
Оглавление

1.     Введение в электронный бизнес и электронную коммерцию

2.     Системы и формы электронной коммерции

3.     Организация коммерческой деятельности в сетях

4.     Коммуникационная политика в сетях

5.     Организационные и правовые основы электронной коммерции

 

3

 



Тема 1. Введение в электронный бизнес и электронную коммерцию

 

1.1. Электронный бизнес и его виды

 

Электронный бизнес ставит своей целью использование преимуществ  компьютерных сетей (удобство, доступность, глобальный охват) как для расширения возможностей традиционного бизнеса, так и для создания новых виртуальных видов бизнеса. Одной из первых термин «электронный бизнес» применила корпорация IBM в 1997 г., когда начала свою тематическую кампанию, построенную на этом термине.

Корпорация IBM определяла электронный бизнес как безопасный, гибкий и комплексный подход к обеспечению потребителя дифференцированной потребительской ценностью посредством объединения систем и процессов, лежащих в основе важнейших функций бизнеса, с простотой и охватом, обеспечиваемыми Интернет ─ технологиями.

Концепция электронного бизнеса появилась еще до повсеместного распространения Интернета. В 1970—е гг. электронный бизнес был уже достаточно популярен в финансовых структурах. Электронный обмен данными  (EDI) также существовал задолго до того, как Интернет открыл для него новые широкие возможности. Однако, локальные сети, распространенные в 70 — 80-е гг XX в., были слишком дорогостоящими для мелких коммерческих организаций и почти недоступны для частных лиц. Без Интернета электронный бизнес был бы невозможен в столь большом масштабе.

В соответствии с документами ООН бизнес признается электронным, если хотя бы две его составляющие из четырех (производство товара или оказание услуг, маркетинг, доставка товаров и платежи) осуществляется с помощью Интернета.

Электронный бизнес представляет собой деловую активность с преобразованными бизнес─процессами за счет применения информационных технологий в целях обеспечения более высокой экономической эффективности деятельности.

Электронный бизнес с учетом количества вовлеченных субъектов можно условно разделить на три категории:

1)     в рамках одной организации;

2)     в рамках нескольких организаций;

3)     для потребителей.

Электронный бизнес в рамках одной организации возможен с помощью так называемой сети интранет (intranet, или интрасеть). Интранет представляет собой корпоративную сеть, использующую технологии Интернета для передачи информации с минимальными затратами времени, усилий и денег. Огромным преимуществом интрасети является ее способность обеспечивать взаимодействие в рамках всей организации (компании). Кроме того, средства автоматизации делопроизводства, которые появляются с внедрением интрасети, модернизируют и упрощают бизнес─процессы. Для обмена информацией в интрасети используются стандарты Интернета.

Электронный бизнес в рамках нескольких организаций осуществляется с помощью экстрасети (extranet, или экстранет). Экстрасеть представляет собой две сети интранет, соединенные через Интернет, и обеспечивающие электронный обмен деловой информацией в структурном формате, происходящий между партнерами по бизнесу. Она поддерживает обработку огромных объемов данных при передаче их с одного компьютера на другой, используется обычно для установления связей с потребителями, поставщиками, деловыми партнерами и другими группами людей, имеющими отношение к эффективной деятельности организации.

Бизнес для потребителей развит лучше других. Он позволяет пользователям осуществлять покупку товаров через Интернет, обеспечивает доступ к различным источникам информации и услугам.

Интернет представляет собой универсальную глобальную сеть, которая является инфраструктурой, объединяющей тысячи сетей. Благодаря тому, что Интернет связывает большие компьютеры, управляющие отдельными сетями, он превращается в информационную магистраль, которая делает доступной информацию, хранящуюся на многих тысячах компьютеров, для миллионов людей в любой точке мира.

С учетом сферы деятельности организации можно выделить несколько частей электронного бизнеса, связанных с Интернетом:

      бизнес на Интернете (Интернет ─ провайдинг, сервис ─ провайдинг, контент ─ провайдинг);

      бизнес вокруг Интернета (поставка технических средств, поставка программных средств, Web─дизайн, программирование и сопутствующие услуги).

      бизнес в Интернете (Интернет─реклама, Интернет─маркетинг, электронный аукцион, электронный магазин и т.д.).

Понятие электронного бизнеса достаточно широкое и включает разные виды деятельности.

Преимущества любого вида электронной деятельности тождественны преимуществам Интернета, который представляет наиболее предпочтительную структуру. Эти преимущества заключаются в том, что Интернет:

      предлагает глобальный доступ и глобальные рынки, расширяет клиентскую базу;

      позволяет улучшить деловые контакты (особенно на оптовых рынках);

      дает возможность  покупателям получать бесплатные образцы товаров (программные продукты, музыкальные файлы и т. д.);

      снижает затраты за счет оперативного изменения цен;

      уменьшает число смен носителей информации, требуемых для передачи данных;

      сокращает время выхода товара на рынок, ускоряя процесс адаптации коммерческой  организации к изменениям на рынке;

      повышает уровень приверженности потребителей торговой марке за счет улучшения качества обслуживания в сети. 

Все больше коммерческих организаций замечают возможности, предлагаемые Интернетом, и выходят в сеть с тщательно продуманной моделью ведения бизнеса. Технологии Интернета все успешнее поддерживают коммерческие операции; появляются и новые вида коммерческих операций, прежде невозможные ввиду отсутствия соответствующих информационных технологий. В целом электронный бизнес предоставляет и существенно расширяет возможности коммерческих организаций.

1.2. Эволюция электронного бизнеса

Развитие информационных сетей, в том числе Интернета, и электронного бизнеса рассматривается многими как признак того, что общество в целом проходит не имеющий себе равного процесс трансформации в общество знания или информационное общество.

Электронный бизнес начался в первую очередь там, где его легко можно было применить. В 1980 г. появился электронный обмен документами (EDI — Electronic Document Exchange) и электронная подпись, и эти возможности стали применяться в банках.

Электронный бизнес предполагает осуществление операций с использованием современных информационных технологий. Первоначально такие технологии стали использовать банки, потом страховые кампании, средства массовой информации, издатели для продажи книг, телекоммуникаций, транспорта, поставщики, электронное правительство.

С тех пор как Интернет стал использоваться в целях осуществления бизнеса, в развитии электронного бизнеса выделяются три этапа. Первый этап охватывает период с 1994 по 1999 г. На этом этапе коммерческие организации обосновались в информационной среде, обеспечили тем самым возможность интерактивного взаимодействия с клиентами. Это был фундаментальный прорыв с точки зрения технологических, деловых и маркетинговых перспектив, который заставил и поставщиков, и клиентов по-новому посмотреть на свои взаимоотношения. Нередко этот этап называют фазой электронных каталогов.

Электронный бизнес к концу 90—х гг. расширил запросы заказчиков, стимулировав потребность в двустороннем взаимодействии  и оперативности. Это привело к переходу ко второму этапу развития систем электронного бизнеса, на котором поставщики интегрировали свои Web—серверы и внутренние бизнес - системы для реализации служб электронной коммерции. Второй этап начался в 1998 г., когда организации приобретали опыт работы в Интернете, и получил название электронной коммерции.

На втором этапе развития Web—сайты многих коммерческих организаций позволяют клиентам разместить заказы, которые затем передаются в систему обработки. Некоторые системы электронного бизнеса на втором этапе способны реализовать интеллектуальные функции, позволяющие анализировать пристрастия клиента и создавать пользовательские «профили».

Третий этап начался в 2000 г., когда электронный бизнес распространился во все сферы экономической деятельности. Этот этап характеризуется тем, что поставщики вместо предоставления информации на своих Web — сайтах или серверах будут доставлять разнообразные данные непосредственно на компьютерные системы и компьютеры своих клиентов и поставщиков. Доставку информации клиенту необходимо обеспечить в любое время независимо от того, где находится клиент, ─ на его портативный компьютер, на мобильный телефон, с сервера на сервер.

В системах электронного бизнеса третьего поколения центр внимания смещается от поставщика к клиенту. Электронный бизнес на третьем этапе развития требует применения обеими сторонами интеллектуальных автоматизированных приложений и программных интерфейсов, способных взаимодействовать без участия человека. Приложение одной из сторон может автоматически обращаться одновременно к нескольким источникам данных — к серверам других организаций, к десяткам Web—сайтов через Интернет, к другим компьютерам в пределах собственной организации, и интегрировать затем полученную информацию.

1.3. Сетевая экономика и особенности ведения в ней бизнеса

Парадигма сетевой экономики все еще формируется, ее очертания трудно разглядеть, ее правила все еще разрабатываются и совершенствуются: она может быть получена только в процессе становления и развития. В то же время границы между продуктами и услугами, отраслями промышленности, секторами, организациями, функциональными подразделениями и т. д. в сетевой экономике, по-видимому, будут постепенно полностью стерты.

Сетевая экономика представляет собой сетевую системно организованную пространственную структуру взаимоотношений между экономическими субъектами, находящимися в любой точке этой структуры. Раньше услуги в области коммуникаций были сектором экономики. Сейчас связь стала экономикой. Все, что происходит в мире бизнеса, в значительной степени создается, формируется и изменяется посредством коммуникаций, дистанционной передачи данных и сетей связи.

Существование сетевой экономики связано не с внедрением сколь угодно большого количества компьютеров, а с коммуникациями с помощью этих компьютеров.

Сетевая экономика имеет следующие особенности, существенно отличающие ее от традиционной экономики:

           перемещения людей заменяются перемещением информации и товаров. Производство организуется в стране потребляющей товары, которые имеют устойчивый спрос;

      усиливается конкуренция на рынке труда;

      повышается роль домашнего умственного труда;

      увеличивается динамика смены бизнес—партнеров;

      выравниваются информационные возможности крупных и мелких коммерческих организаций;

      повышается оперативность принятия решений;

      внедряется управление на коллективной и равноправной основе;

      появляются новые формы расчетов.

Для сетевой экономики характерны недостатки, заключающиеся в следующем:

      риски трудно рассчитываются, так как они носят глобальный характер;

      выделить главные факторы риска часто не представляется возможным;

      экономическая ситуация меняется очень быстро и решения должны быть оперативными;

      обеспечивать информационную безопасность становится все труднее;

      высокая вероятность технологических рисков;

      потенциальное недоверие к контрагенту;

      отсутствует юридический статус виртуального предприятия.

1.4. Электронная коммерция

Электронная коммерция является важнейшим составляющим элементом электронного бизнеса. Быстро развиваясь, она привлекает к себе внимание ученых и практиков.

возможность применения информационных технологий.

На основе подходов к толкованию понятие «электронная коммерция», можно определить электронную коммерцию как деятельность по совершению коммерческих операций и управлению производственными и иными процессами в коммуникационной среде с использованием современных информационных технологий.

Влияние электронной коммерции заключается в следующем:

      дает возможность предоставлять информацию, организовывать доставку товаров (услуг) и платежи по сети;

      позволяет осуществлять различного рода информационный и операционный обмен между субъектами рынка;

      становится возможным управление процессами и проведение коммерческих операций с помощью электронных средств и сетевых соединений.

Информация о работе Электронная коммерция