Электронная коммерция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:05, доклад

Описание работы

Электронный бизнес ставит своей целью использование преимуществ компьютерных сетей (удобство, доступность, глобальный охват) как для расширения возможностей традиционного бизнеса, так и для создания новых виртуальных видов бизнеса. Одной из первых термин «электронный бизнес» применила корпорация IBM в 1997 г., когда начала свою тематическую кампанию, построенную на этом термине.
Корпорация IBM о

Содержание

1. Введение в электронный бизнес и электронную коммерцию
2. Системы и формы электронной коммерции
3. Организация коммерческой деятельности в сетях
4. Коммуникационная политика в сетях
5. Организационные и правовые основы электронной коммерции

Работа содержит 1 файл

УЧ пособиеЭлКом2009.doc

— 616.00 Кб (Скачать)

Наибольшее развитие получили системы «бизнес─бизнес» и «бизнес─потребитель».

Система «бизнес─бизнес» включает сложное взаимодействие в процессе планирования, закупки, производства, оплаты и соглашения о круглосуточном исполнении обязательств. В системе «бизнес─бизнес» в качестве продавцов и покупателей выступают юридические лица (коммерческие организации (предприятия)).

Вовлечение партнеров в систему «бизнес─бизнес» обеспечивается совместным характером деятельности. В частности, коммерческие предприятия образуют долгосрочные союзы, благодаря чему сокращаются расходы на их деятельность. Совместный характер коммерческой деятельности требует коллективного использования деловыми партнерами общей информации, в том числе о ценах на товары, товарных запасов, информации о состоянии поставок. Особенность электронной коммерции системы «бизнес─бизнес» состоит в том, что взаимоотношения сторон сохраняют устойчивый характер, обеспечивая взаимной выгоды всех участников.

В системе «бизнес─бизнес» обязательным условием является подключение к Интернету ограниченного и заранее известного круга корпоративных пользователей, принимающих участие в реализации конкретного проекта. Также не требуется создавать дополнительные расчетные и транспортно-логические системы.

Для ведения коммерческой деятельности в системе «бизнес—бизнес» необходимо:

      наличие шлюза, обеспечивающего автоматический выход в Интернет из бизнес—системы (шлюз – программная система, позволяющая организовать обмен сообщениями между коммерческими организациями для конкретного случая);

      использование единого стандарта передаваемых сообщений (электронного обмена данных (ЕDI)), т. е. электронного обмена деловой информацией и такими документами, как счета, заказы, транспортные документы, между партнерами. Международные стандарты электронного обмена данными, такие как EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport), EDIINT (EDIFACT over Internet), OBI (Open Buying on the Internet), позволяют обмениваться электронными сообщениями, которые имеют юридическую силу.

Многие системы «бизнес─бизнес» создаются по принципу глубокой специализации и при четком отборе потенциального круга клиентов. При этом финансовый результат формируется в виде комиссионных от более четко просчитываемого оборота и рекламы, что делает прогноз будущих потоков прибыли более достоверным.

В зависимости от того, кто контролирует рынок (покупатель, поставщик или посредник) выделяют следующие системы электронной коммерции «бизнес—бизнес»:

                       Ориентированная на покупателя (buyer—oriented), при которой покупатель приобретает продукцию в широком ассортименте и использует Интернет для организации рынка на своем сервере, а Web─сайт для участия поставщиков в торгах. Покупатель размещает на своем сайте выбранные из каталога или справочника товары с указанием марки, модели, цены и т.д.

                       Ориентированная на поставщика (supplier—oriented), когда  производитель или поставщик приглашает коммерческих и индивидуальных потребителей заказать товары в организованном им месте на электронном рынке.

                       Ориентированная на посредника (intermediary—oriented), в которой центральное место отводится посреднической организации электронной коммерции, организующей обменный рынок, на котором могут совершать сделки покупатели и продавцы. Посредник уделяет особое внимание исполнению заказов.

Наиболее типичными формами участия в системе «бизнес─бизнес» являются:

                       информационные узлы или агрегаторы, выполняющие функции информационных брокеров в сегменте «бизнес─бизнес». Они представляют собой сайты, на которых размещают каталоги предлагаемых производителями товаров или услуг производственного назначения. Информационные узлы выступают в качестве своеобразной виртуальной доски объявлений;

                       электронные биржи и аукционы;

                       коллаборационные узлы, обеспечивающие обмен не просто информацией, а специфическими ноу-хау и опытом, необходимым для создания сложного конечного продукта в высокотехнологичных отраслях. Коллаборационные узлы выполняют функцию агрегатора и распространителя знаний между участниками, которые одновременно являются и поставщиками информации, и получателями результатов разработок и НИОКР. В отличии от приведенных выше форм коллаборационные узлы являются закрытыми формированиями.

Система «бизнес─потребитель» подразумевает, что в качестве покупателей выступают индивидуальные потребители, а в качестве продавцов ─ юридические лица. Особенность электронной коммерции системы «бизнес─потребитель» состоит в том, что условия при формировании взаимоотношений определяет продавец.

Если систему «бизнес─бизнес» можно рассматривать как коммуникацию, содействующую минимизации вмешательства человека, то система «бизнес─потребитель» предполагает более широкое участие индивидуумов в принятии решения о покупке.

К системе «бизнес—потребитель», помимо розничной торговли через электронные магазины, относятся и такие виды деятельности как Интернет-банкинг, брокерские услуги, страхование и т.п.

Для успешного развития системы «бизнес─потребитель» нужно иметь значительное число частных пользователей, формирующих достаточный покупательский спрос. Необходимо не только широкое развитие соответствующей сети в стране, но наличие развитых платежных систем, служб доставки, требуемого законодательного регулирования этого вида бизнеса (включая вопросы налогообложения удаленных продаж), а также доверия покупателей к этому виду бизнеса и наличие у них достаточного объема денежных средств.

В силу низких рыночных барьеров и широкой универсализации конкуренция в системе «бизнес─потребитель», как правило, огромна, при этом вопросы формирования устойчивых брендов и удержания лояльных клиентов очень сложны.

Новые информационные отношения рыночных субъектов нашли отражение в системе «бизнес─правительство», где в качестве сторон деловых отношений выступают юридические лица с одной стороны и государственные учреждения с другой.

Современный подход к государству основывается на том, что оно обладает всеми признаками крупной корпорации: у него ест бюджет, расходы, доходы, оно выступает субъектом мирового рынка, обобщая деятельность своих экономических агентов, у него есть акционеры и одновременно клиенты ─ граждане, которые заинтересованы в том, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны. И в соответствии с этим подходом государство, подобно крупной корпорации, должно стремиться к тому, чтобы удовлетворять интересы прежде всего своих акционеров, а с этой целью ─ повышать свою эффективность точно так же, как корпорация должна повышать свою капитализацию, меняя модели работы на более технологичные и эффективные.

Особенностью системы «бизнес─правительство» является то, что покупатель диктует свои условия продавцу (производителю): куплю такой─то товар на таких условиях оплаты и доставки у того, кто предложит наиболее выгодные условия сделки. Продавец получает прибыль за счет больших объемов заказа государства.

Система «потребитель─правительство (государство)», наименее развита, однако имеет высокий потенциал к развитию, особенно при организации взаимодействия в таких областях, как социальная и налоговая.

Последняя выделяемая система «потребитель─потребитель», также находится в начале своего развития. Эта система включает взаимодействие потребителей с целью обмена коммерческой информацией, а также формы аукционной торговли между физическими лицами, комиссионную торговлю.

Построение любой системы электронной коммерции базируется на определенных принципах, среди которых: доступность, безопасность, инвариантность (независимость каких - либо параметров системы от изменения других ее параметров или приложенных к ней внешних воздействии), совместимость, пригодность, соответствие.

2.2. Формы электронной коммерции

Электронный магазин — специализированный сайт, с помощью которого можно в интерактивном режиме покупать или продавать товар и услуги, предварительно ознакомившись с информацией об этих товарах (услугах).

В отличие от традиционных магазинов электронные магазины:

      предлагает более широкий ассортимент товаров и услуг,

      предоставляет потребителям полную информацию о свойствах товаров;

      использует персонализацию продаж, т. е. индивидуальный подход к каждому покупателю с учетом предыдущего опыта работы с ним.

Электронные магазины наиболее близки к нашей обыденной жизни и поэтому привлекают внимание в первую очередь. Кроме того, их наличие создает ряд преимуществ как для владельца магазина, так и для покупателя.

В зависимости от уровня применяемых технологий для организации торгового процесса, а следовательно, и выполняемых функций выделяют:

      электронная витрина;

      автоматизированный магазин;

      торговая Интернет-система.

Электронная витрина – специализированный Web-сайт, содержащий подробную информацию о предлагаемых к продаже товарах и предлагающий разместить заказ, который затем поступает в обычный офис по электронной почте.

Принцип работы электронной витрины основан на сборе предварительных заявок с последующим их выполнением. По этому принципу работают, например, электронные магазины, специализирующиеся на продаже товаров ограниченного спроса (таких, как предметы искусства). Основная проблема для продавца заключается в необходимости гарантировать потенциальному клиенту выполнение заказа на заранее оговоренных условиях.

Среди электронных витрин можно выделить следующие разновидности:

      статическая электронная витрина на основе обычных HTML-файлов;

      динамическая электронная витрина с отображением информации из некоторой базы данных.

Автоматизированный магазин — это Web — сайт, не только предоставляющий информацию о товарах, но и автоматически взаимодействующий с базами данных продавца.

Функциональные возможности этого магазина значительно выше, чем электронной витрины. Он имеет два входа: один для покупателей, второй — для продавцов — менеджеров. Покупатели видят виртуальную витрину магазина, где выставлены товары (в виде графической, текстовой информации), расположена реклама, информация о распродажах и т. д. Посетители могут просмотреть предложенный ассортимент товаров или же интересующий их товар с помощью поисковой системы.

Торговая Интернет—система (ТИС) – наиболее сложная и полноценная форма для организации торговли через Интернет, представляющая собой полнофункциональную интегрированную систему, в которой электронная торговля органично сочетается с обычной. ТИС обладает качеством, которого нет у автоматизированного электронного магазина: она напрямую связана с внутренней автоматизированной торговой системой коммерческой организации. Это очень важно, потому что при организации электронного магазина всегда возникают проблемы увязки электронного бизнеса с традиционным.

В зависимости от предлагаемого ассортимента товаров (т. е. специализации) электронные магазины бывают:

            узкоспециализированными;

            специализированными;

            комбинированными;

            универсальными.

Узкоспециализированные магазины имеют в своем ассортименте часть товарной группы или подгруппы (например, детская обувь, женские сумки и т. д.).

Специализированные магазины осуществляют продажу товаров одной товарной группы (например, мебель, канцтовары, электротовары).

Комбинированные магазины объединяют в своем ассортименте родственные группы товаров, связанные общностью спроса (например, галантерея – парфюмерия).

Универсальные магазины реализуют все группы продовольственных и непродовольственных товаров для всех групп населения (например, универмаг, супермаркет).

В зависимости от способа создания электронного магазина выделяют следующие их варианты:

      аренда готового магазина в торговом ряду (торговом центре);

      приобретение «коробочного» программного обеспечения;

      заказная разработка;

      самостоятельная разработка проекта.

В зависимости от принятой модели бизнеса выделяют:

      только электронный магазин;

      созданный на базе реального магазина (совмещение электронного магазина с реальным магазином).

По наличию товарных запасов выделяют электронные магазины:

      имеющие товарные запасы (в наличии есть товарный склад, на котором организовано хранение товарных запасов);

      без товарных запасов (работают по договору с поставщиками товаров, включенных в торговый ассортимент).

Основу любого электронного магазина составляет витрина, которая выполняет функции традиционного торгового зала:

            предоставление интерфейса к базе данных продаваемых товаров в виде каталога, прайс—листа;

            работа с электронной корзиной покупателя;

            регистрация покупателя;

            оформление заказов с выбором метода оплаты и доставки;

            предоставление интерактивной помощи покупателю;

            обеспечение безопасности личной информации покупателя;

            сбор маркетинговой информации;

            автоматическая передача информации в торговую систему.

Информация о работе Электронная коммерция