Электронная коммерция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:05, доклад

Описание работы

Электронный бизнес ставит своей целью использование преимуществ компьютерных сетей (удобство, доступность, глобальный охват) как для расширения возможностей традиционного бизнеса, так и для создания новых виртуальных видов бизнеса. Одной из первых термин «электронный бизнес» применила корпорация IBM в 1997 г., когда начала свою тематическую кампанию, построенную на этом термине.
Корпорация IBM о

Содержание

1. Введение в электронный бизнес и электронную коммерцию
2. Системы и формы электронной коммерции
3. Организация коммерческой деятельности в сетях
4. Коммуникационная политика в сетях
5. Организационные и правовые основы электронной коммерции

Работа содержит 1 файл

УЧ пособиеЭлКом2009.doc

— 616.00 Кб (Скачать)

      порталы типа В2В создаются для того, чтобы предприятия могли взаимодействовать друг с другом или завершать свои совместные бизнес—операции. Такие порталы предоставляют клиентам множество механизмов электронного бизнеса (например, выбор поставщиков, осуществление закупок, проведение аукционов).

      корпоративные порталы формируются для целевой аудитории, ограниченной рамками крупных предприятий и корпораций.  Корпоративные порталы предназначены для сотрудников, клиентов и партнеров одного предприятия..

Впервые термином «корпоративный информационный портал» воспользовалась компания Меrrill Lynch. Она определяет это понятие как программные приложения, позволяющие компаниям «расконсервировать» информацию, сохраняемую как внутри, так и вне их границ, а также предоставить каждому пользователю единую точку доступа к предназначенной для него информации, необходимой для принятия  обоснованных управленческих решений.

Корпоративный портал ─ сайт, который предоставляет доступ посредством Web-интерфейса к структурированным, персонифицированным, корпоративным и другим данным. Для обеспечения персонифицированного доступа может быть организована так называемая матрица доступа, в которой прописываются возможности пользоваться теми или иными приложениями, базами данных и службами по каждому подразделению компании.

Корпоративные и Интернет-порталы различаются по охвату пользователей, которых они обслуживают, и по своим деловым целям. Корпоративные порталы предназначены для пользователей одного предприятия, и их цель — выгода этого предприятия, в то время как Интернет-порталы предназначены для широкого круга пользователей и их целью является выгода провайдера портала и сообщества, для которого этот портал предназначен.

Корпоративные порталы, разворачиваясь для удобства отдельного предприятия, могут взаимодействовать с «точками соприкосновения» предприятия. Они могут быть внутренними (сотрудники, имеющие доступ к кадровой политике) и внешними (клиенты, поставщики и торговые партнеры, нуждающиеся в информации или взаимодействии). Любой, кому необходимо использовать ИТ-ресурсы предприятия, может получить к ним доступ через корпоративный портал.

Корпоративные порталы с учетом объема предоставляемой информации бывают:

      горизонтальные, охватывающие весь объем информации, приложений и процессов предприятия;

      вертикальные, сосредоточенные на специфическом бизнес—процессе, функции или приложении.

До 2000г. большинство корпоративных порталов развертывалось малыми предприятиями; для порталов более крупных организаций имелись лишь пилотные проекты. К преимуществам внедрения и использования корпоративных порталов можно отнести следующие:

─                       повышение производительности труда. Легкий доступ к персонализированной информации из корпоративных и внешних источников повышает производительность труда сотрудников. На базе портала возможна организация документооборота — получение данных из приложений и их ввод, создание и редактирование документов в едином Web—интерфейсе;

─                       повышение конкурентоспособности организации. Поскольку портал представляет собой единую точку входа в корпоративную информационную систему и позволяет получать весь объем необходимой информации, он дает возможность снизить затраты и повысить эффективность работы всех систем организации. Web-интеграция открывает новые возможности анализа деловой информации, сегментирования рынка и позиционирования, планирования и прогнозирования, выполнения ряда иных функций;

─                       улучшение корпоративного взаимодействия. Портал играет роль центрального информационного ресурса для сотрудников организации, заказчиков, руководства, поставщиков, дистрибьюторов, партнеров и акционеров. Своевременный обмен необходимой информацией обеспечивает более тесную связь между всеми группами сотрудников и подразделениями. В то время как большинство существующих на рынке систем документооборота позволяет только отслеживать процесс прохождения документов внутри организации, корпоративный портал обеспечивает и ряд других функций: хранение всех версий документа, определение прав доступа к нему, оповещение пользователей об изменении существующего документа или появлении нового, публикация документов;

─                       повышение отдачи от инвестиций. Являясь интегрированным приложением, его можно достаточно быстро внедрить, легко поддерживать, затрачивая при этом сравнительно скромные средства по сравнению с системами со сходными функциями, но построенными на основе других концепций. Все это снижает издержки и повышает отдачу от вложений в корпоративную информационную систему. Использование «тонкого клиента», браузера — для визуализации информации позволяет, с одной стороны, экономить на обучении персонала, а с другой, что особенно важно, дает возможность не устанавливать клиентские приложения на множестве компьютеров. Сокращение затрат на приобретение и обслуживание клиентского программного обеспечения и оборудования — один из основных ресурсов снижения издержек при использовании корпоративного портала. Минимизируются затраты на аренду Интернет—канала за счет того, что большая часть информации уже размещена в портале;

─                       единая платформа для ведения электронной коммерции и бизнеса в целом. Внедрение корпоративного портала и обеспечение доступа к нему внешних пользователей способствует укреплению деловых связей с заказчиками, партнерами, поставщиками и повышает качество обслуживания заказчиков и партнеров за счет предоставления им дополнительных возможностей и услуг.

Рынок корпоративных порталов быстро растет и развивается.

Возрастающие объемы коммерции системы «бизнес—бизнес» приводят к возникновению e—marketplaces, или электронных торговых площадок, представляющих виртуальное рыночное пространство для ведения электронной коммерции в области совершения сделок и продаж, предоставления сведений о товарах, услугах, а также для поддержки взаимных коммуникаций между продавцами и покупателями.

Электронные торговые площадки — гораздо более сложный тип посредников, поскольку, помимо собственно информационного обмена они обеспечивают возможность осуществления сделок купли-продажи и предоставляют участникам гарантии реализации таких сделок.

Основными преимуществами, связанными с использованием отраслевых торговых площадок, являются:

      дополнительные доходы для организации (компании), работающей на электронной торговой площадке;

      снижение операционных затрат и оптимизация бизнес-процессов для участников рынка;

      доступ к предложениям в режиме реального времени;

      увеличение капитализации за счет первоначального публичного размещения акций;

      усиление позиции при ведении переговоров;

      взаимодействие с партнерами и получение более полной информации о рынке;

      концентрация отраслевого опыта, стандартизация.

Экономическая основа функционирования электронных торговых площадок ─ плата за каждую сделку (транзакцию), т. е. комиссионный сбор. В зависимости от объема транзакции и отраслевой принадлежности размеры взимаемого комиссионного сбора колеблются от 1% до 10% от суммы сделки. Комиссии за транзакции - первичная статья дохода для многих коммерческих организаций. Модели получения доходов от транзакций могут быть организованы разными способами, например, взимание определенного процента или фиксированной суммы с транзакции, обычно на основе заказа на покупку или счет—фактуры. Кроме того, комиссию с транзакции может платить или продавец, или покупатель.

Электронные торговые площадки выполняют и такие функции, как:

─      продажи программного обеспечения. Обычно доходы от продажи программной продукции состоят из оплаты самого лицензионного продукта и повторяющейся компоненты дохода, связанной с его обслуживанием, что обычно составляет 15 —20 % платы за лицензию. Кроме того, многие организации, продающие программное обеспечение, строят свои лицензии таким образом, чтобы извлекать выгоду из увеличения использования своих программных продуктов;

─      профессиональные услуги. Коммерческие организации, занимающиеся продажей программного обеспечения, часто предоставляют заказчику услуги по его установке и обучению персонала;

─      размещение рекламы. Доход получают от оплаты тысячи показов рекламного обращения или спонсора. Для некоторых вертикальных торговых площадок, например, для VerticalNet, реклама с самого начала составляла немалую часть годового оборота. Однако, как только у торговой площадки появляется достаточное число пользователей, она переключается на другие виды получения прибыли, как, например, комиссии за транзакции и подписку, а реклама становится второстепенной статьей дохода.

─      организация подписки. Многие провайдеры решений для электронных торговых площадок предоставляют доступ к имеющейся у них ценной информации через подписку. Например, за ежемесячную плату PcOrder и TechnologyNet дают возможность покупателям получить интересующую их информацию о компьютерной продукции и ее распространителях. PurchasePro, в свою очередь, предоставляет услуги за фиксированный ежегодный взнос.

Возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области промышленности. С учетом этого выделяют три вида электронных торговых площадок:

      площадки, создаваемые покупателями (типа buyer-driven). Крупные коммерческие организации могут создавать свою торговую площадку для привлечения множества поставщиков. Эта концепция торговых площадок возникла в связи с потребностями крупных организаций в оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов и сети поставок. Например, в автомобильной отрасли у трех-четырех крупных производителей имеется несколько тысяч поставщиков запчастей и материалов. Электронная площадка за счет прозрачности и конкуренции между поставщиками позволит автомобильным гигантам заключать сделки по наиболее оптимальным (не завышенным) ценам. Этот вариант используют General Motors, Ford, Chrysler в США;

      площадки, создаваемые продавцами (типа supplier-driven). Наряду с крупными покупателями крупные продавцы также играют активную роль в формировании торговых площадок. Это происходит по разным причинам, требующим перевод в Интернет связи с существующими партнерами. Одна из них ─ повышение цены продавца за счет прямого общения с большим количеством покупателей. Такие площадки тесно интегрированы с внутренними бизнес-процессами предприятий и позволяют автоматизировать процесс обмена информацией с контрагентами, снизить их стоимость и сохранить время сбыта. Примером является компания Casco, 84% продаж которой осуществляется через Интернет;

      торговые площадки созданные третьей стороной (типа third-party-driven) (технологическими компаниями, ассоциациями, банками, информационными агентами, торгово-промышленными палатами или другими субъектами ранка), которая призвана свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в данном секторе бизнеса и происходящих в нем бизнес-процессах. Начиная с нейтрального посредничества, многие подобные электронные площадки все более сближаются с ведущими компаниями на рынке, в некоторых случаях получая инвестиции в акционерный капитал. Эти площадки являются быстрорастущим сегментом электронной коммерции и называются электронными рынками. Они эффективны на сильно фрагментированных рынках, где нет ни доминирующих продавцов, ни покупателей (например, агропромышленной продукции).

По типу управления выделяют следующие торговые площадки:

      независимая торговая площадка (independent trading marketplace) — портал как сетевое сообщество участников рынка, управляемый, как правило, сугубо виртуальным  независимым оператором, не имеющим «физических подразделений»;

      частная торговая площадка (private marketplace), создаваемая, управляемая и контролируемая одной крупной «физической» коммерческой организацией (корпорацией);

      отраслевая торговая площадка (industry sponsored marketplace), принадлежащая специально созданным отраслевым консорциумам. Такая форма взаимодействия заказчиков и поставщиков характерна для отраслей, отличающихся высокой степенью концентрации, например, автомобилестроение, нефтехимическая, оборонная промышленность.

Каждый из приведенных видов торговых площадок имеет определенные функциональные возможности, которые меняются в зависимости от вида площадки.

С учетом специализации деятельности участников выделяют следующие виды площадок:

     вертикальные торговые площадки, объединяющие коммерческие организации (предприятия) в границах выбранной отрасли или поставщиков и дилеров одного предприятия. Вертикальные электронные площадки позволяют решать специфические вопросы конкретной отрасли, в которой присутствует широкая взаимосвязь предприятий-участников. Этот вид площадок развивается в области здравоохранения (объединение лечебных, фармацевтических и страховых организаций, позволяющее активнее развивать сектор платных медицинских услуг), программного обеспечения (объединение усилий программистов, разобщенных территориально), телекоммуникаций, а также других отраслей с сильной вертикальной интеграцией (нефтяная, металлургическая, горнодобывающая, железнодорожный транспорт и т. д.);

Информация о работе Электронная коммерция