Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:05, доклад
Электронный бизнес ставит своей целью использование преимуществ компьютерных сетей (удобство, доступность, глобальный охват) как для расширения возможностей традиционного бизнеса, так и для создания новых виртуальных видов бизнеса. Одной из первых термин «электронный бизнес» применила корпорация IBM в 1997 г., когда начала свою тематическую кампанию, построенную на этом термине.
Корпорация IBM о
1. Введение в электронный бизнес и электронную коммерцию
2. Системы и формы электронной коммерции
3. Организация коммерческой деятельности в сетях
4. Коммуникационная политика в сетях
5. Организационные и правовые основы электронной коммерции
используются самые разные носители информации (данные, тексты, Web—страницы, звук, видео);
деятельность осуществляется уже на глобальном рынке;
применяются технологии электронного обмена данными (ЕDI), электронной почты, электронных платежей (EFT), необходимые для нормального проведения коммерческих операций.
Электронная коммерция включает любую коммерческую сделку, совершенную посредством связанных между собой компьютеров, по завершению которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.
Коммерческая деятельность включают следующие сделки:
торговые сделки на поставку товаров или услуг, либо обмен товарами или услугами;
дистрибьюторские соглашения;
коммерческое посредничество и агентские отношения;
предоставление консультативных услуг;
инжиниринг;
лизинг;
инвестирование;
банковские услуги;
страхование;
совместные предприятия и другие формы предпринимательского сотрудничества.
Выделяют три составляющие электронной коммерции:
участники,
процессы,
сети.
Представляя собой новую технологию ведения коммерческих операций в глобальном масштабе, электронная коммерция существенно изменяет современный деловой мир за счет:
глобализации сфер деятельности (каждый субъект рынка получает возможность глобального присутствия и занятия бизнесом в мировом масштабе);
сокращения каналов распространения товаров (организации могут сами выполнять функции, традиционно осуществляемые промежуточными звеньями);
роста конкуренции (конкуренция становится глобальной);
персонализации взаимодействия (индивидуальный подход к каждому клиенту);
сокращения затрат на совершение операций.
Характеризуя электронную коммерцию как новую технологию совершения коммерческих операций, выделяют две модели электронной коммерции:
горизонтальную;
вертикальную.
Горизонтальная модель электронной коммерции позволяет оценить структуру ее технологии с точки зрения организации (предприятия). Если организация планирует перенести деловую активность в коммуникативную среду (например, WWW), то его руководители должны объективно сравнить традиционную цепочку снабжения с той, какой она должна быть в цифровом формате. Это необходимо сделать, чтобы оценить реальность и обоснованность перехода к новой технологии ведения бизнеса.
Горизонтальная модель выделяет следующие составляющие бизнеса организации: исследование рынка — продажи — поставки — платежи.
С практической точки зрения горизонтальная модель представляет этапы электронной сделки. Можно предположить, что если хотя бы два из последних трех компонентов модели (контракт, поставка или платеж) будут представлены в сети, то один из них обязательно будет присутствовать в электронной сделке.
Вертикальная модель электронной коммерции подчеркивает действенную роль различных вовлеченных сторон (правительство и государственные органы, предприятия) в создании условий для развития электронной коммерции в представляемых ими странах. Она включает следующие уровни: телекоммуникационная инфраструктура, электронные сообщения, основные правила, правила отдельных отраслей, применение и реализация корпоративных стратегий.
Согласно вертикальной модели электронной коммерции исходные требования для развития электронной коммерции в своей основе те же, что и для развития Интернета. Представляют они первый уровень модели, а именно телекоммуникационную инфраструктуру, включающую специальное программное обеспечение, телекоммуникации и связь, системы безопасности транзакций, специальные платежные системы и т. д.
Наличие развитой телекоммуникационной инфраструктуры обусловливает необходимость развития инструментов по стандартизации и гармонизации электронных сообщений, обмен которыми будет происходить в процессе электронных сделок (второй уровень модели). Хотя сообщения должны быть преобразованы глобально (можно сказать, что это международная функция), правительства играют основную роль в их принятии и распространении.
Третий уровень в развитии электронной коммерции представлен основными правилами. Эти основные правила присутствуют в международной практике и приняты во многих сферах деятельности, например Генеральное соглашение по торговле и тарифам, Право на интеллектуальную собственность.
На следующем уровне выделяются правила отдельных отраслей, так как каждая из отраслей деловой активности, вовлеченная в электронные транзакции, вынуждена отталкиваться в своей деятельности от постоянного и предсказуемого свода правил и положений. Эти правила и положения могут быть самой различной природы, масштаба и применения.
После создания и задействования всех предыдущие уровней необходимо реализовать стратегию электронной коммерции, гарантирующую экономическую эффективность деятельности предприятия. Она включает проектирование эффективных Web—сайтов, проектирование и реализацию адекватных корпоративных стратегий (включая совместные предприятия и альянсы) и т. д.
Вертикальная модель, с одной стороны, позволяет правительствам определиться в собственной политике, направленной на формирование условий для успешного развития электронной коммерции. С другой стороны, она указывает на необходимость работы тех международных структур (организаций), которые способствуют созданию необходимого набора правил, стандартов, руководств и положений, для существования глобальной электронной коммерции.
При совершении коммерческих операций с использованием информационных сетей выделяют два вида электронной коммерции:
1) частичная;
2) полная.
При частичной, например, клиент через соответствующий виртуальный магазин знакомится с предлагаемыми товарами и оплачивает выбранное при помощи кредитных карт, снабженных специальным кодом для защиты электронных транзакций. Доставка покупателю выбранного и оплаченного товара происходит традиционным образом.
Частичная электронная коммерция является качественно новым шагом по сравнению с существующими способами проведения торговых операций. Она включает новые возможности, представляемые технологией, для увеличения эффективности бизнеса через снижение стоимости, расширение потенциала рынка и более полное удовлетворение запросов клиентов. Такая интерактивная электронная коммерция охватывает различные области.
При полной электронной коммерции в качестве товара выступают объекты авторского и смежных прав - книги, видеофильмы, звукозаписи и т. п., т. е. информационные продукты, позволяющие выполнять все операции по коммерческой сделке электронным образом, включая доставку.
Информационный продукт представляет собой материальную форму сведений, являющихся объектом хранения, переработки и передачи.
Информационный продукт имеет особые свойства, отличающие его от других видов продуктов:
подвержен одному виду износа — моральному износу, в то время как материальные предметы — двум видам износа — моральному и физическому;
в отличие от материального предмета он может быть использован одновременно несколькими людьми на разных предприятиях или в разных хозяйственных процессах;
затраты на распространение, тиражирование первой единицы информационного продукта значительно превышают расходы на последующее его производство;
быстрое старение информационного продукта. Информация — функция времени, поэтому она быстро стареет. Это требует оперативного использования полученного информационного продукта, т. е. он не может долго храниться;
сильное влияние качества информационного продукта на всю систему управления. Чем менее точная информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передаче.
К факторам, определяющим качество информационного продукта относят:
релевактивность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением);
пертинентность (соответствие информационного продукта потребности в нем);
креативность (возможная широта использования данного информационного продукта);
удобство в обращении.
Информационный продукт бывает четырех типов:
требующий действия (заказ клиента на какой—то конкретный товар или действие);
нетребующий действия (отчеты, материалы печатных изданий);
повторяющийся (информация, поступающая через равные промежутки времени, — отчет по финансам, отчет по маркетинговым исследованиям);
не повторяющийся (результат анализа на конкретную дату).
Полная электронная коммерция представляет собой абсолютно новый способ проведения торговых операций, для которого весь цикл коммерческой сделки может быть одновременно проведен через одну и ту же сеть (включая доставку), учитывая конкретные требования (оплата, контроль за правами на интеллектуальную собственность).
Этот инновационный вид электронной коммерции оказывает огромное влияние на конкурентоспособность и создание новых рабочих мест. Кроме того, в зависимости от успешных решений на рынке информационных продуктов, она существенно повлияет на отдельные отрасли промышленности и будет способствовать созданию новых рынков.
Важнейшей составной частью электронной коммерции является электронная торговля. Многие авторы считают эквивалентными понятия «электронная коммерция» и «электронная торговля» это обусловлено тем, что вопросами электронной коммерции в основном занимаются программисты и Web-дизайнеры, а не специалисты в области коммерции.
В соответствии с толкованием термина «электронная торговля» Генеральным директором Всемирной торговой организации (сентябрь 1998 г.) определено что «электронная торговля — это специфическая форма торговли, новый способ покупки, продажи и распределения товаров и услуг, охватываемая международнопризнанными многосторонними правилами торговли, в частности Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС), Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), Соглашением по торговле объектами интеллектуальной собственности (ТРИПС).
В соответствии с Законом "О торговле" Республики Беларусь электронная торговля ─ оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей.
Электронная торговля включает три операции:
1) заказ;
2) оплата;
3) доставка.
Таким образом, электронная торговля это частный случай электронной коммерции.
Контрольные вопросы
1. Как трактуется понятие «электронный бизнес»?
2. Какие выделяют основные категории электронного бизнеса?
3. Что такое экстранет (Extranet)?
4. Какие виды деятельности включает электронный бизнес?
5. Что такое сетевая экономика?
6. Каковы негативные моменты взаимодействия партнеров в электронной среде?
7. Какие этапы развития прошел электронный бизнес?
8. Что характерно для второго этапа развития систем электронного бизнеса?
9. Как трактуется понятие «электронная коммерция»?
10. Что является предметом электронной коммерции?
11. Какие бизнес-процессы объединяет электронная коммерция?
12. Что такое электронная торговля?
13. Синонимичны ли понятия «электронная коммерция» и «электронная торговля»?
14. Какие виды электронной коммерции выделяют?
15. Назовите особые свойства информационного продукта.
3
34
Тема 2. Системы и формы электронной коммерции
2.1. Системы электронной коммерции
Система электронной коммерции ─ комплекс наиболее существенных рыночных отношений и информационных потоков, которые связывают коммерческую организацию (субъекта) с рынком.
Электронная коммерция вовлекает, по крайней мере, двух участников. К основным участникам, вовлекаемым в сотрудничество в рамках такого процесса, относятся: организации (предприятия), индивидуумы, государственные органы управления.
Эти участники и образуют основные системы электронной коммерции: «бизнес─бизнес» (business─business, В─В), «бизнес─потребитель» (business─consumer, В─С), «бизнес─правительство» (business─government, B─G), «потребитель─правительство» (consumer─government, C─G) и «потребитель─потребитель» (consumer─ consumer, С─С) (рис. 8).