Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа
Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2) Конституция устанавливает
правовые условия, в
3) Конституция фиксирует
права и обязанности субъектов
конституционных отношений. В
ст.33 п. 1, 2 закрепляются право
4) Конституция содержит
гарантии осуществления прав
и свобод граждан. Например, в
ст. 30 устанавливается, что «
Как уже говорилось в первом разделе система гражданского общества отличается развитой структурой. В эту систему входят следующие основные структурные части: гуманитарный; социальный; экономический; духовный; информационный; территориально — управленческий; организационный [9].
Все эти перечисленные институты гражданского общества затрагивают все сферы жизнедеятельности человека нуждаются в конституционном регулировании.
Институты гражданского общества
в науке конституционного права
рассматриваются либо как общественно-политические
категории, либо как самостоятельные
конституционные институты. Например:
институты экономических
К конституционно-правовым основам социальных отношений относят регулирование отношений между трудом и капиталом, межнациональных отношений, отношений семьи и брака, по сохранению окружающей среды, охране жизни и здоровья человека, защите прав потребителя.
Отношения между трудом и
капиталом в демократических
странах строятся на базе правовых
норм, которые предусматривают
Основополагающие принципы
социальных отношений нашли свое
отражение в статьях
Межнациональные отношения
регулируются прежде всего на основе
конституционного закрепления равенства
всех граждан независимо от национальности,
расы, языка и религии, а также
путем признания и
Учитывая многонациональный характер Республики Казахстан и равноправие всех наций, Конституция в ст. 19 установила, что каждый сам вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Охране семьи и брака
отводится большое место в
конституционном
Именно семья служит для детей той социальной средой, где сохраняются нравственные ценности, опыт, культурные традиции, позволяющие освоить опыт прошлых поколений и внести вклад в развитие общества. Основа крепкой семьи — брачные отношения, поэтому брак пользуется особой защитой со стороны государства. Это означает законодательное признание свободы брака, формального равноправия супругов, права на получение алиментов от разведенного супруга и т.д.
Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества. Не забываются при этом и права детей, которые в силу закона могут быть отделены от семьи против воли лиц, которые осуществляют воспитание. Это может иметь место только в случаях, когда указанные лица не справляются со своими обязанностями или если дети могут оказаться без надзора.
Конституция Республики Казахстан
в ст. 27 признает охрану материнства
и детства, защиту семьи одной
из важнейших обязанностей государства.
Это означает, что к семье государство
должно относиться как к величайшей
ценности. Оно обязано создавать
социально-экономические
Охрана окружающей среды
в настоящее время стала одной
из важнейших социальных проблем, стоящих
перед человечеством. Поэтому те
конституции, которые принимались
в последнее десятилетие, закрепили
в своих статьях обязанность
государства обеспечивать и контролировать
нормативное состояние
Конституция Республики Казахстан в ст. 31 закрепляет право гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Обеспечить соблюдение этого
права можно в первую очередь
при наличии
Институт социальной системы
охватывает отношения, составляющие первичную,
естественную основу человеческого
общества. Конституционное
В Конституции закрепляются главные направления социальной политики государства: 1) охрана труда и здоровья граждан; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4) развитие системы социальных служб; 5) назначение государственных пенсий и социальных пособий; 6) охрана окружающей среды. Преодоление кризисных явлений в экономике, стабилизация общественных отношений - условия для эффективности социальной политики государства, что подтверждается в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030», в котором в соответствии с долгосрочными приоритетными целями и стратегией реализации объявлено: «Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев улучшать экологическую среду» (Долгосрочный приоритет 4: Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана) [10].
Существенная предпосылка полновластия народа и реальной свободы личности, являющейся фундаментом гражданского общества — это экономические отношения, закрепленные конституционно.
Институт экономической
системы — это совокупность конституционных
норм, регулирующих общественные отношения
людей по поводу собственности, производства
и потребления материальных и
нематериальных благ. Конституционное
регулирование названных
В гражданском обществе важное
место отводится духовно-
Важную роль в развитии духовно-культурных отношений играют наука и культура. Государство признает науки, искусства и культуру, содействует их развитию. Оно не принимает участия в решении вопросов профессиональной деятельности в данной сфере, предоставляя самим участникам отношений заниматься этим. Отсутствуют идеологический контроль за творческим процессом и цензура в отношении произведений литературы, искусства и науки" [12].
Политические отношения — это отношения, возникающие в ходе осуществления политической власти в обществе. Данные отношения нуждаются в четкой и грамотной юридической регламентации. С ее помощью происходит управление делами гражданского общества. В осуществлении политической власти принимают участие государство и институты, образующие политическую систему общества (политические партии и движения).
Единственным ее источником
признается народ Казахстана, он же
является носителем суверенитета. Политическая
власть реализуется через систему
политических институтов (организаций)
предусмотренных и закрепленных
нормами Основного Закона. Центральное
место в политической системе
принадлежит государству. В соответствии
с п. 4 ст. 3 Конституции Республике
Казахстан государственная
Необходимым звеном в механизме
осуществления политической власти
выступают политические партии. «В
Республике Казахстан признаются идеологическое
и политическое многообразие. Не допускается
слияние общественных и государственных
органах организаций
Политическая власть в обществе реализуется особым политическим механизмом — политической системой. Нормы конституции обычно не только фиксируют важнейшие элементы политической системы — государство, политические партии и другие, но и закрепляют порядок деятельности политической системы, основы взаимоотношений между ее элементами. Иными словами, конституционное законодательство определяет основы политического процесса в обществе, т.е. формы, способы и направления политической деятельности ее субъектов
Среди важнейших видов политического процесса можно отметить избирательный, законодательный, бюджетный.
Политическая, в том числе и государственная, власть в любом государстве осуществляется с помощью особой системы приемов, методов, способов и форм. Их закрепление в конституции позволяет судить о характере политического режима, который установлен в стране. Он дает возможность определить форму правления государства, Уровень политической свободы, которой обладают его граждане.
Развитому гражданскому обществу присущ демократический политический режим правления. Он характеризуется активным участием граждан в политической жизни: наличием форм прямой и представительной демократии; широкой системой прав и свобод граждан, реализация которых гарантирована.
Казахстан - страна восходящей
демократии. А демократия немыслима
без законности. Демократическое
государство не может быть не правовым.
За годы независимости Казахстан, безусловно,
серьезно продвинулся к достижению
этой цели. Но правовым государство
становится лишь в случае, если само
общество является таковым. Для того,
чтобы и государство, и общество
могли называться правовыми, необходимы
как минимум три условия: современное,
качественное законодательство, адекватное
ему правоприменение и
Конституция, обладая верховенством
и прямым действием на территории
страны, не подменяет систему действующего
права. Положения и нормы Основного
Закона реализуются также через
соответствующее его букве и
духу многоотраслевое
Конституция Республики Казахстан
от 1995 г., создает благоприятные условия
для формирования полноценного гражданского
общества. Однако сам процесс с
неизбежностью потребует
Становление и функционирование
гражданского общества во внегосударственной
сфере общественных отношений не
означает его изолированности от
государственно-правовых институтов,
организационной деятельности государственных
органов и организаций, правовых
средств воздействия на деятельность
организаций и поведение людей
в системе гражданского общества.
Конституция закрепляет основы формирования,
развития и защиты гражданского общества,
определяет начала его взаимосвязей
с государством. Она должна провозгласить
приоритет гражданского общества над
государством, обеспечивающим условия
нормального его
Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества