Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

007.docx

— 137.45 Кб (Скачать)

Идеологической основой  идеи прав и свобод личности явилась  естественно-правовая доктрина, выдвинувшая  постулат о естественных, прирожденных правах человека, которые государство  должно охранять и которые оно  не может ни ограничивать, ни отменять, ни игнорировать. «По мере своего развития естественно-правовая доктрина меняла оттенки, приобретала различное  звучание у различных ее идеологов: Руссо, Монтескье, Локка, Гумбольдта, Гоббса и др. Однако принцип неотчуждаемости  прав человека оставался неизменным». [38]

«Права человека являются той основой, на базе которой развивались  и выстраивались принципы правового  государства». [39]

Различные подходы к взаимодействию права и государства, взаимоотношениям человека и государства сохранились  в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий  и находят свое отражение в  конституциях современных государств. Так, в конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция прав человека, в конституциях Австрии  и ФРГ -позитивистская. Однако такие  различия не следует переоценивать, поскольку конституции развитых западных государств ориентированы на принципы правового государства, следовательно, на защиту и охрану прав человека.

В современном мире, когда  проблема защиты прав человека вышла  далеко за пределы каждого государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также являются основными правами человека. Эти  основные права отражены в ряде важнейших  международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и  интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство  не может опускаться.

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный  пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), факультативные протоколы  № 1 и № 2 к Международному пакту  о гражданских и политических правах внесли коренные изменения в  правосубъектность человека, который  становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права.

Возникновение гражданского общества детерминировано разграничением прав человека и прав гражданина.

Права и свободы человека - это один из важнейших принципов  международного права, который закреплен  в ряде таких документов как Устав  ООН, Декларациях о принципах  международного права (1970 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе (1975 г.) и  некоторых других.

Республика Казахстан  постепенно входит в поле действия международных стандартов по правам человека.

Под конституционными (основными) понимают те права, свободы и обязанности, которые провозглашены в конституции  Республики Казахстан в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права [40].

Согласно А.Н. Сагиндыковой конституционное право - это зафиксированная  Конституцией Республики Казахстан  и гарантированная государством возможность индивида свободно и  самостоятельно определять и избирать вид и меру своего поведения согласно порядку и правилам, установленным  законом. Конституционная свобода  — разновидность прав, она представляет собой установленную Конституцией Республики Казахстан меру возможного и юридически дозволенного поведения  индивида. А конституционная обязанность - есть закрепленная конституцией Республики Казахстан в интересах всего  общества необходимость, предписывающая гражданину определенный вид и меру поведения. Ненадлежащее исполнение данной обязанности влечет за собой соответствующую  ответственность.

Согласно п.1 ст. 12 Конституции  Республики Казахстан права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина -правовым государством.

В обоих случаях речь идет о правах как отдельного человеческого  существа на жизнь, стремление к счастью, а во втором случае - ее политические права и свободы. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования, как гражданского общества, так и  правового государства выступает  личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность через гражданское общество обеспечивает воспроизводство социальной жизни [41].

Права человека выступают  не только как цель, но и как критерий зрелости гражданского общества. Только на основе прав человека возможна гармонизация интересов личности и государства, центра и регионов, наций и народностей, всевозможных политических сил, общественных воззрений и настроений.

В социально-политической жизни  свобода человека выступает как  его право. Правовое государство  признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой  вмешательство государства недопустимо. Обязанность "невмешательства" государственной  власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно  обеспечивается судебной защитой.

Правовой характер свободы  индивида проявляется в различных  сферах общественной жизни. В современном  демократическом государстве объективное  право, свободы воплощаются в  субъективных правах личности, разнообразных  по своему конкретному содержанию. Но главное в них — это права  индивида на положительные действия государства в его интересах. Степень развитости и гарантированности  свобод граждан обуславливаются  зрелостью правовых начал государственности, объективным социально-историческими, политическими, экономическими и духовными  предпосылками.

В контексте построения независимого и суверенного Казахстана особую актуальность приобретает политический и правовой генезис института  прав и свобод человека и гражданина. Развитие данного института представлено с самого их зарождения, рассматриваются  основные вехи развития политических прав и свобод в Казахстане. Отдельно изучается законодательство, регламентирующее права и свободы, как в мире, так и в Казахстане.

Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем  человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении  приоритетов при классификации  прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных  пактах по правам человека.

1.         Личные права;

2.         Политические;

3.         Социальные и экономические права;

4.         Культурные права;

Думается, что классификация  прав и свобод достаточно условна - так право собственности является не только личным, обеспечивающим самостоятельность  личности, но и социальным, экономическим, связанным с удовлетворением  материальных притязаний человека; право  на определение национальности и  пользование родным языком - может  рассматриваться не только в сфере  личных прав, но и социальных, культурных.

Тем не менее, существуют критерии, которые определяют подобное разграничение  прав:

Гарантии личных прав человека - наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые  присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

Право на жизнь - Право, находящееся  под максимальной правовой 
защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право.

Право на достоинство - право  любой личности, ничем не ограниченное. "Ничем" - т.е. нет никаких обстоятельств  для умаления достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими  законодательными актами: "Законом  о средствах массовой информации", в соответствии с которым можно  не обращаясь в суд получить опровержение сведений не соответствующих действительности или порочащих человека; Уголовный  кодекс Республики Казахстан предусматривает  наказание за оскорбление, доведение  до самоубийства путем жестокого  обращения или унижения человеческого  достоинства и т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно одно — право на достоинство  личности не может и не должно ставиться  в зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола, убеждений, национальности и т.д. Гарантии на защиту права закреплены — но всегда ли эти права защищены реально? До сих  пор мы слышим о случаях неуставных отношений в армии, не всегда с  уважением относятся в нашем  обществе к национальному достоинству  человека. Думается, проблема заключается  в том, что низка правовая культура общества, а, следовательно, и каждого  его члена в отдельности.

Право на свободу и личную неприкосновенность - право, принадлежащее  каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по судебному  решению. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует  случаи, когда человек может быть лишен свободы - все эти ограничения  должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает  издание законов, отменяющих или  умаляющих права и свободы  человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную неприкосновенность могут быть обжалованы в суде.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную 
тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - все эти права принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления; врачебная тайна; тайна исповеди; тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д. Уголовно - процессуальный кодекс ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека - все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии.. В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав - в таких случаях, в соответствии с положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно компенсационные меры.

Право на жилище и его  неприкосновенность - это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством. Предполагается система мер, способствующих обеспечению  жильем граждан из муниципального и  государственного фонда, проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном законе. В случае нарушения его используются те же статьи, что и при нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои прав и получить соответствующую компенсацию.

Право на определение национальной принадлежности и пользование родным языком (пп. 1,2 ст. 19 Конституции Республики Казахстан).

Право на свободу передвижения, выбора места жительства, выезда за пределы Республики Казахстан (пп. 1,2 ст. 21 Конституции республики Казахстан).

Право на свободу совести, вероисповедания - никто не может  быть принужден в выборе религии, смене вероисповедания. Допускается  религиозное многообразие. Нарушение  данных прав ведет к ответственности, предусмотренной в казахстанском  законодательстве.

Право на свободу мысли  и слова, получение, производство и  распространение информации - положение  данной статьи говорит о Республике Казахстан как государстве демократическом, признающем разнообразие мнений. Тем  не менее, пожалуй, данная статья имеет  большее число ограничений, чем  другие. Это не случайно - свобода  мысли и слова не может быть абсолютной. Законодательство предусматривает  меры наказания за публичные призывы  к национальной вражде, насильственному  захвату власти и т.д. Гарантиями осуществления данного права  является то, что оно не только декларируется, но и создаются возможности его  реализации. "Закон о средствах  массовой информации" предполагает предоставление возможности публично заявить о своем мнении. «Ограничения существуют только для информации конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную  тайну» [43] и т.д. Все эти ограничения  также регулируются и точно определяются в нормативно-правовых актах. Гарантии политических прав и свобод включает в себя:

Право на объединение, включая  право создавать профессиональные союзы - право собираться мирно, без  оружия, проводить собрания, митинги  и демонстрации, шествия и пикетировании. Осуществление данного права  не должно нарушать права и свободы  других лиц. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может  быть обжаловано в суд.

Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной  службе; право на участие в отправлении  правосудия - это право, принадлежащее  только гражданам Республики Казахстан. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется, прежде всего, в избирательном праве  граждан - право избирать и быть избранными. Для осуществления этого права  необходим определенный статус личности — наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние  здоровья и т.д. — исходя из этих требований могут возникать ограничения  в осуществлении данных прав. Еще  одной гарантией осуществления  этих политических прав является участие  дееспособных граждан в референдуме. Также раскрывается конституционное  положение об участии граждан  в осуществлении правосудия в  качестве присяжных, народных, арбитражных  заседателей.

Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества