Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

007.docx

— 137.45 Кб (Скачать)

Конституция Республики Казахстан  из всей совокупности общественных отношений  в государстве и обществе выделила наиболее важные, основополагающие для  жизнедеятельности общества и государства  и урегулировала их в разделе 1 "Общие положения", придав им силу конституционных принципов, то есть именно здесь сформированы главные  идеи о том, как должны развиваться  те или иные общественные отношения, как должны функционировать какие-либо общественные или государственные институты. При этом устанавливается, что это особо охраняемые общественные отношения, пользующиеся особой юридической защитой.

Анализ норм Конституции  позволяет подразделить эти принципы по различным критериям. В качестве подобных критериев можно использовать такие категории, как функциональная направленность, степень общности, широта охвата общественных отношений.

Например, устанавливается, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской  формой правления, то есть данные принципы сопряжены с понятием формы государства, с его организацией. Эти принципы касаются основ гражданского общества, где власть осуществляется народом  непосредственно через республиканский  референдум (п.1 ст.З Конституции  Республики Казахстан) и свободные  выборы (ст.2 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»).

Можно выделить принципы организационные  и функциональные. Мы уяснили, на каких  принципах организуется государство (унитарное, президентская форма  правления), а также установили, что  это государство демократическое, светское, правовое и социальное. Применяется  такой метод, как закрепление  наиболее общего принципа, а затем  дается расшифровка его составляющих в качестве отдельных принципов. Например, в п. 1 ст. 1 Конституции  Республики Казахстан фиксируется, что Республика Казахстан утверждает себя правовым государством, п. 2 ст. 4 закрепляет высшую юридическую силу Конституции, п. 4 ст. 3 — разделение властей, п. 3 ст.4 — признание и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права. Последние три положения  есть не что иное, как признаки, характеризующие  правовое государство.

Таким образом, в качестве основ конституционного строя РК провозглашается система важнейших  принципов, с одной стороны, характеризующих  Республики Казахстан как государство, а с другой -закрепляющих основы гражданского общества. К их числу  относятся: суверенитет; приоритет  общечеловеческих ценностей; принцип  унитаризма; президентская форма  правления; принципы, характеризующие  Республику Казахстан как демократическое, светское, правовое и социальное государство [68]; многообразие форм собственности; идеологическое и политическое многообразие; основополагающие принципы деятельности государства — Республики Казахстан: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский  патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни  демократическими методами, включая  голосование на республиканском  референдуме или в Парламенте.

Нормы, содержащие эти принципы, образуют своеобразный институт основ  конституционного строя. Его можно  определить как совокупность конституционных  норм, учреждающих целостную систему  основополагающих принципов организации  и функционирования государства  и общества.

Принципы основ конституционного строя можно с помощью различных  критериев подразделить на отдельные  виды. По тем же основаниям группируются нормы, образующие соответствующий  институт: закрепляющие форму государственной  власти (ст. 1, 2); устанавливающие источник государственной власти и способы  осуществления народовластия (п.1, п.2 ст. 3); определяющие предмет, действия суверенитета Республики Казахстан (п. 2 ст.2); формулирующие основы унитарной  формы государственного устройства (п. 1 ст.2); закрепляющие принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть (п.4 ст.З); качественно  характеризующие Республику Казахстан как государство (п.1, п.2 ст. 1); закрепляющие принципы экономического развития (ст.6); закрепляющие принципы внешней политики (ст. 8), принципы внутренней политики (п. 2 ст1); закрепляющие символы государства (ст. 9).

Для демократического общества особо важен и значим принцип  разделения властей. Он выражает деление  государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, и предполагает, что все "три ветви власти" одинаковы, равноценны по силе, служат противовесами друг другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать  доминирования одной из них.

По определению, власть - это способность и возможность  воздействовать на деятельность и поведение  людей с помощью каких-либо средств.

Судебную власть можно  охарактеризовать как полномочия судов, т.е. реализуемые судами возможности  и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы. Судебную власть характеризует, прежде всего, правосудие - т.е. особенная  государственная деятельность, призванная решать жизненные вопросы с позиции  права. Она специально приспособлена  для того, чтобы во всех случаях  торжествовали ценности права, чтобы  достигались справедливость и истина, обеспечивались гарантии всех лиц, участвующих  в юридических делах.

Правосудие есть как бы само право в действии, в процессе реализации. Суд стал существенным фактором в формировании, развитии, совершенствовании права. Суд, при  отсутствии закона и правовых обычаев, является главной силой в формировании особой формы позитивного права, источником судебных прецедентов, того, что также называется "правом судей".

Законодательная власть осуществляет исключительное право издавать нормативные  акты, обладающие высшей, после Конституции, юридической силой - законы. Кроме  того, законодательной власти принадлежит  право принятия бюджета и финансовых законов, а также право контроля за деятельностью исполнительной власти - правительства. В парламентских  странах исполнительная власть несет  ответственность перед законодательной. Органом законодательной власти является парламент. Иногда под законодательной  властью понимают только полномочие высших органов государственной  власти издавать законы.

Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую  возлагаются функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной  властью, законов. Исполнительная власть формально независима от законодательной  власти, которая тем не менее считается  главенствующей, первой властью. Конституции  обычно содержат положения о том, что исполнительная власть принадлежит  либо Президенту - главе государства, и правительству (в так называемых президентских республиках), либо главе  государства (в парламентских странах). Реальная роль главы государства  в процессе осуществления полномочий исполнительной власти в парламентских  странах сугубо номинальна. В современную  эпоху фактическое значение исполнительной власти далеко выходит за рамки, установленные  и теоретически, и самими конституциями. Исполнительная власть не только свободно толкует законы, но и сама весьма активно осуществляет полномочия законодательной  власти, будучи главным источником законодательной инициативы (право  внесения законопроектов в законодательные  учреждения в соответствии с установленной  процедурой) и результативно влияя  на законодательную деятельность парламента.

Законодательная инициатива - первая стадия законодательного процесса, т.е. установленного, как правило, Конституцией порядка принятия закона. Влечет за собой обязанность законодательного органа обсудить вопрос о включении  данного законопроекта в повестку дня законодательного органа.

Идея «разделения властей», высказывавшаяся еще античными  и средневековыми учеными, была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине 18 века Ш. Монтескье. Учение о "разделении властей", связанное  с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную  роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти.

В ряде стран это учение было использовано в качестве обоснования  для компромисса между буржуазией, установившей контроль над законодательной  властью и судом, и феодально-монархическими кругами, сохранявшими в своих руках  исполнительную власть.

Особое место занимает в системе "разделения властей" Президент - он является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства, обеспечивает согласованную работу всех государственных  органов [3].

Президентская власть выступает, как "противовес" законодательной  власти (может наложить вето на любой  закон) и исполнительной власти (может  отменить постановление правительства). Но главное в функции Президента -согласование деятельности всех органов  в проведении основных направлений  политики государства.

В ст. 1 Конституции Республики Казахстан [4] фиксируются принципы его организации и дается его  качественная характеристика. Рассмотрим подробнее конституционные принципы, характеризующие качественную сторону  государства Республика Казахстан.

Конституция Республики Казахстан  дает определение Республике Казахстан, перечисляя ряд ее важнейших признаков:

Республика Казахстан - демократическое  государство;

Республика Казахстан - унитарное  государство;

Республика Казахстан - правовое государство;

Республика Казахстан - социальное, светское государство.

Это значит, что государство  не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат  им от рождения, а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы  как высшую ценность. Права и свободы  человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием. Государство, становясь  правовым, демократичным, превращается из аппарата властвования прежде всего  в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и  действующую под их контролем.

Республика Казахстан - правовое государство (ст. 1). [4] Во многом это  положение Конституции можно, и  видимо нужно рассматривать как  конституционную идею, которая полностью претворится в жизнь в будущем. Правовое государство утверждается длительное время, и факт провозглашения его таковым, закрепленный даже в Конституции, сам по себе еще ни о чем не говорит.

Смысл идеи правового государства  состоит в том, что все без  исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения  и граждане действуют в строгом  соответствии с правовыми нормами, то есть в государстве господствует право. Но так как правовые нормы  обычно содержаться в различных  источниках, то, говоря о верховенстве права, мы подразумеваем верховенство закона. Подобные роль и место закона обусловлены рядом причин и, прежде всего тем, что главные, основополагающие общественные отношения регулируются законами, через них правовые начала воплощаются во все сферы общественной жизни.

Верховенство закона —  это его всеобщность, то есть в  государстве не должны остаться неурегулированными наиболее важные общественные отношения, подобный вакуум нельзя заполнить нормами  органов исполнительной власти. Оно  означает также, что закрепленные в  законе положения, устои общества остаются непоколебимыми при любых обстоятельствах.

Утверждению идеи правового  государства, верховенству права в  целом и верховенству закона в  частности посвящена ст. 34 Конституции. В ней говорится: "Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство  других лиц" - это означает, что, как  граждане, так и государственные  органы власти, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения  обязаны соблюдать Конституцию  Республики Казахстан и законы.

Вместе с тем Республика Казахстан существует в правовом сообществе и, следовательно, должно соизмерять свое законодательство с правилами, которые признаются другими государствами, содержаться в международных  договорах. Поэтому ст. 3 п. 4 фиксирует, что "международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед  ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его  применения требуется издание закона". [4]

Далее, в правовом государстве  государство и личность взаимно  ответственны, то есть несут одинаковую юридическую ответственность за свои действия, не согласованные с  законом, а потому все нормативные  акты, затрагивающие права человека и гражданина и тем более предусматривающие  ответственность за их нарушение, должны быть опубликованы, они не могут  применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. Так, п. 4 ст. 4 Конституции гласит: "Все  законы, международные договоры, участником которых является республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных  правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения". Далее п.2 ст. 74 конкретизирует, что "законы и  иные нормативные акты, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и  гражданина, отменяются и не подлежат применению". [4]

Республика Казахстан - социальное государство (ст 1). Под социальным понимается такое государство, деятельность которого направлена на достижение высокого благосостояния общества, общественного прогресса. Эта деятельность выражается в социальной политике государства.

Социальная политика - часть, сторона политики государства в  целом. Она призвана регулировать отношения  между государством и обществом, государством и отдельными социальными  группами, обеспечить рост благосостояния граждан, удовлетворение их интересов, материальных и духовных потребностей. Социальная политика сопряжена с  другими сферами политики государства, в связи, с чем нередко употребляются  такие словосочетания, как социально-экономическая, социально политическая деятельность и т. д.

Важнейшие направления социальной политики государства определены в  ст. 27, 28, 29, 30, 31. Более того, возводя  социальную политику в ранг одного из принципов основ конституционного строя, некоторые конституции зарубежных стран тем самым подчеркивают ее значимость, что характеризует  то или иное государство как государство  социальное. Ст. 1 Конституции Республики Казахстан в понятие дефиниции "социальное государство" вкладывает именно этот смысл. [4]

Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества