Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан
2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан
3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3.2 Права человека, их генезис, социальные корни
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

007.docx

— 137.45 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ  ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН  КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО  ОБЩЕСТВА

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Теоретико-правовые основы  развития гражданского общества  в Республике Казахстан

2.2 Основные тенденции  развития институтов гражданского  общества в Республике Казахстан

3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА  КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО  ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

3.2 Права человека, их генезис,  социальные корни

3.2 Омбудсмен (уполномоченный  по правам человека) как институт  защиты прав и свобод человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается  в необходимости анализа институтов гражданского общества в Республике Казахстан. В начале 90-х гг. прошлого столетия в государственном устройстве был отражен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Набирал силу процесс  становления многопартийности, появились  первые НПО и независимая пресса.

Вместе с тем, в силу определенных причин, процесс демократического развития не мог развиваться линейно. Кризис советской экономики 1980-х  гг., существенно углубившийся в  результате распада народнохозяйственных связей после развала в 1991 г. СССР, привел к почти полной остановке  большинства промышленных предприятий  республики. Гигантскими темпами  нарастала инфляция, очевиден был  крах прежней денежно-финансовой системы, доставшейся в наследство от Советского Союза. Следствием экономического коллапса стало резкое обострение социальных проблем в стране, грозившее общей  внутриполитической дестабилизацией. Неуверенность в завтрашнем дне  вызвала огромную миграционную волну, в результате которой страна потеряла свыше 2,5 млн своих бывших сограждан. Серьезную опасность таили в  себе и внешние угрозы суверенитету и национальной безопасности Казахстана. Все это требовало незамедлительных и решительных действий со стороны  руководства республики, которое, оказалось, вынуждено пожертвовать темпами  демократизации ради сохранения самой  государственности Казахстана. Взятый в эти годы на вооружение принцип  «сначала — экономика, потом —  политика» [1] позволил сконцентрировать все усилия госаппарата на экономических приоритетах, одновременно не дав стране скатиться в политическую анархию.

Тем не менее, со временем все  отчетливее проступала необходимость  дальнейшего проведения демократических  реформ, составляющих стержень стратегического  курса политического руководства  страны. Еще в 2000 г. в Послании к  казахстанскому народу Президент Н.А.Назарбаев  отмечал: «Главный политический урок конца XX в. состоит в универсальности  формулы демократизации... Поэтому  мы должны ясно представлять себе, что  отход от принципов демократизации есть отход от общемировой тенденции, есть путь в никуда». Такой подход к демократизации вытекал из ясного осознания того факта, что на сегодняшний  день наиболее эффективной формой экономического развития признается рыночное хозяйство, основанное на принципах свободного предпринимательства и конкуренции, а формой политического устройства, в наибольшей степени отвечающей этим отношениям, является именно демократия. Их сбалансированность, в свою очередь, обеспечивает внутреннюю стабильность государства.

С другой стороны, демократизация — не одномоментный акт, а перманентный процесс, для успешного течения  которого должны быть созданы адекватные предпосылки. Основными из них являются: наличие социальной базы демократической  идеологии; рыночная экономика; правовое государство; политический плюрализм, закрепленный в многопартийной системе; набор базовых прав и свобод человека. Не менее важно также наличие  политической воли руководства страны к проведению демократических реформ, поддерживаемого большинством населения  и политического истеблишмента. Наконец, необходимым условием выступает  отсутствие непреодолимых внутренних и внешних угроз стабильности государства.

Анализ казахстанских  реалий показывает, что к настоящему времени требующиеся предпосылки  и условия для дальнейшего  развития демократических процессов  в стране созданы. Этот вывод основывается на следующих фактах.

Осуществив в течение 1994—1999 гг. ряд радикальных мер  по санации экономики (банкротство  нерентабельных предприятий, приватизация большей части бывших государственных  активов, создание законодательной  базы для развития частного предпринимательства, либерализация регулирующих функций  государства в области экономических  отношений, развитие банковского сектора, широкомасштабное привлечение иностранных  инвестиций и др.), руководству страны удалось добиться вывода отечественной  экономики на траекторию устойчивого  развития. «С 2000 г. по настоящее время  темпы роста ВВП составили  по 9—10% ежегодно. Столь же высокими темпами роста отличался и  ВВП на душу населения, увеличившийся  с немногим более $700 в 1995 г. до $4500 в 2006 г. Экономическая стабильность и  благоприятный инвестиционный климат сделали Казахстан привлекательным  для иностранных инвесторов, вложивших  за эти годы свыше $41 млрд в экономику  республики. Серьезно возросли финансовые возможности государства и частного капитала. Только в Национальном фонде  сумма накоплений в 2006 г. составила 1 трлн 80 млрд тенге. Казахстанские банки и нацкомпании активно инвестируют средства в активы за рубежом». [1, с.32]

Определенных позитивных результатов удалось добиться также  в политической области. Реальностью  политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая  его оппозиционную компоненту, активно  формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека. В сентябре 2002 г. Указом Президента РК Н.А.Назарбаева в республике был учрежден институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), а год спустя Казахстан присоединился к Международным пактам о правах человека (ратифицированы Парламентом РК в 2005 г.). В том же 2003 г. Указом Президента РК был введен мораторий на смертную казнь.

Важным показателем процессов  демократизации стало развитие основ  гражданского общества и его институтов. В этом плане ситуация, как отмечается в Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан  на 2006—2011 гг., характеризуется тем, что «на сегодняшний день в  Казахстане официально зарегистрированы и действуют 12 политических партий, 5820 НПО самой различной направленности, 3340 общественных фондов, 1072 ассоциации юридических лиц, 471 национально-культурное объединение, 3340 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий и  деноминаций. Эти и другие институты  гражданского общества стали важным ресурсом дальнейшей демократизации страны». [2]

Притом характерной чертой развития Казахстана стало тесное взаимодействие между гражданскими институтами  и государством. Одно из центральных  мест здесь занимает проведение общереспубликанских  гражданских форумов. Они являются эффективной диалоговой площадкой  для обсуждения имеющихся проблем  и путей их решения на принципах  равноправного партнерства и  сотрудничества обеих участвующих  сторон. На это, в частности, указывает  опыт прошедших в 2003 и 2005 гг. общенациональных гражданских форумов, в ходе которых  была политически легитимизирована роль неправительственного сектора  в демократизации страны, а также  положено начало в оформлении системного механизма взаимодействия гражданского общества, государственных структур и бизнеса.

Сложившиеся объективные  предпосылки демократизации, усиления гражданского общества дополняются  также и субъективными факторами, позитивно влияющими на возможности  этого процесса. К числу наиболее важных из них относятся наличие  политической воли руководства страны к проведению демократической модернизации, широкая общественная поддержка  действующей власти по данному вопросу (в том числе включая партийные  структуры), возросший уровень политической культуры населения. Немаловажным моментом является также и существование  механизма выработки общереспубликанской  программы демократических реформ в лице соответствующей Государственной  комиссии, созданной в конце прошлого года Указом Президента РК. При этом представительство в Госкомиссии  всех зарегистрированных партий обеспечивает консенсус политической элиты страны в определении основных параметров реформ.

Общие контуры вектора  демократического развития Казахстана на сегодняшний день в целом практически  определены.

В результате ратификации  Парламентом РК в 2005 г. международных  пактов по правам человека на качественно  новый уровень будет выведено отечественное законодательство в  области защиты прав и свобод населения.

Цель работы – рассмотреть  основные направления развития гражданского общества в Республике Казахстан  на современном этапе развития нашего государства.

Задачи работы:

1.    Рассмотреть конституционные основы формирования гражданского общества в Республике Казахстан.

2.    Раскрыть основные пути развития институтов гражданского общества.

3.    Рассмотреть особенности института омбудсмена.

 

1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ  ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН  КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО  ОБЩЕСТВА

Республика Казахстан  с момента обретения независимости  приняла две Конституции (в 1993г  и в 1995 г.). В Конституцию 1995 года в  последующие годы были внесены изменения. Это говорит, что Республика Казахстан  только формирует конституционное  законодательство. Республика Казахстан  на основе общемировых понятий, принципов  и т. д. создает свою Конституцию, которая отвечает требованиям нашей  страны и создана с учетом отечественных  особенностей.

Власть народа - это основная мысль, которую несет нам Конституция. В момент становления РК, как независимого государства, именно, построение конституционного строя явилось первой и наиважнейшей задачей первого Правительства.

Термины "конституционный  строй", " основы конституционного строя" вошли в научный оборот, в законодательные акты в начале 90-х годов. Их появление связано, главным образом, с разработкой  и обсуждением Конституции Республики Казахстан 1993 года. С ее принятием  оба понятия стали выступать  в качестве официального наименования одной из групп общественных отношений.

Прежде всего, необходимо установить: что следует понимать под конституционным строем. Думается, что можно его рассматривать  как систему определенных общественных отношений, регулируемых непосредственно  нормами Конституции. Однако это  слишком широкая и общая дефиниция, под которую сравнительно легко  можно подвести самые разнообразные  общественные отношения, взаимосвязи, в том числе не имеющие прямого  отношения к конституционному строю.

В ряде случаев под конституционным  строем понимаются гарантии полного  подчинения государства праву. Совокупность этих гарантий и дает конституционный  строй. Представляется, что данное понятие  еще в меньшей степени, чем  предыдущее, раскрывает суть конституционного строя, ибо слишком абстрактно. Получается, что любое государство творит у себя отвечающее его интересам  право и действует в соответствии с ним. Эта обязанность в ряде зарубежных стран возлагается на органы государственной власти и  местного самоуправления, должностных  лиц, граждан и их общественные объединения. Государство может создать право, нормам которого очень удобно будет  подчиняться любым государственным  органам, выражающим его интересы.

Для решения этого вопроса  обратимся к таким уже известным  понятиям, как государственный строй  и общественный строй. Государственный  строй охватывает: форму правления, форму государственного устройства, политический режим, то есть организацию  государства и порядок осуществления  государственной власти. Устройство общества, его организация включает в себя положение человека и гражданина, систему хозяйствования, формы собственности, политические идеологические, религиозные и другие устои общества.

Теперь обратимся к  разделу 1 Конституции Республики Казахстан "Общие положения" В, ст. 1,2 Конституции  четко провозглашается форма  РК как государства; ст.З закрепляет принадлежность всей власти в РК народу; далее раскрывается механизм реализации государственной власти (п. 4 ст. 2). Иначе  говоря, здесь фактически устанавливается  устройство государства или, как  еще принято именовать, государственный  строй, организация государства.

В п. 1 ст. 1 Конституции провозглашается  положение человека в обществе, фиксируется, что человек, его жизнь, права  и свободы являются высшими ценностями государства Республики Казахстан. Но права и свободы человека и  гражданина являются элементами не государственного строя, а организации, устройства общества. То же самое можно сказать об отношениях, регулируемых ст. 5 п. 5 ст. п.З и некоторыми другими статьями Конституции Республики Казахстан.

Таким образом, понятием "конституционный  строй" интегрируются в единое целое общественные отношения, которые  образуют в своей совокупности государственный  и общественный строй или устройство, организацию государства и общества.

Указанные отношения являются предметом регулирования конституционных  норм, причем те из них, которые содержаться  в разделе 1 Конституции, образуют своеобразный институт основ конституционного строя. Своеобразие это обусловлено  специфическими чертами составляющих его норм. Так, нормы названного института  фиксируют важнейшие для устройства государства и общества принципы, то есть это нормы-принципы. Они обладают наивысшей юридической силой  даже по сравнению с другими нормами  Конституции и составляют первичную  нормативную базу всей системы действующего законодательства, всех нормативно-правовых актов. Можно сказать, что нормы, содержащиеся в разделе 1, и составляют институт основ конституционного строя, есть конституция в конституции. Другими словами, все иные разделы  Конституции содержат нормы, которые  развивают, конкретизируют исходные принципы, составляющие основу конституционного строя.

Метод регулирования основ  организации государства и общества в виде основ конституционного строя  используется в Республике Казахстан  впервые в Конституциях (1993, 1995 гг.). Поэтому чрезвычайно важно уяснение положений раздела 1 Конституции, их глубокое усвоение. Во-первых, их знание облегчает понимание других положений  Конституции. Во-вторых, исходя из основ  конституционного строя, граждане могут  давать соответствующую оценку законам, иным нормативным актам, действиям  государственных органов и должностных  лиц. В-третьих, в случае, если в действующем  законодательстве обнаружатся пробелы  или нормы, которые противоречат Конституции, то граждане, суды вправе руководствоваться положениями  раздела 1 Конституции Республики Казахстан.

Информация о работе Защита прав человека как основа сильного, развитого гражданского общества