Усыновление детей по семейному законодательству Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:04, научная работа

Описание работы

Актуальность данной темы научной работы на современном этапе связана, прежде всего, с тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Дети должны воспитываться в полноценной семье, обеспечивающее его нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы. В современном мире сотни тысяч детей сирот остаются без попечения родителей.
Целью данной научной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.

Содержание

Введение ..............................................................................................2
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ УЧАСТВУЮЩИХ В УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ)
1.1 Субъекты усыновления (удочерения)……………………….4
1.2 Права и обязанности усыновленных и усыновителей…….11
1.3 Оформление полномочий усыновителей...............................15
ГАРАНТИИ УСЫНОВИТЕЛЯМ…………………………...17
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)
2.1 Порядок усыновления (удочерения)……………….…..…....22
2.2 Подготовка дела об усыновлении (удочерении)
в суде………………...……………..…………………………..26
2.3 Рассмотрение дела и разрешение споров по усыновлению (удочерению) в суде….……………………………………………………29
3. ОТКАЗ В УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ)…………………35
4. ОТМЕНА УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)…………………36
Заключение ...........................................................................................42
Список использованной литературы .................................................47

Работа содержит 1 файл

Усыновление.docx

— 85.77 Кб (Скачать)

При обращении усыновителей в суд с требованием об отмене усыновления в связи с тем, что ребенок страдает тяжелым  заболеванием, препятствующим нормальному  воспитанию в семье, важно не только выяснить причину заболевания, но и  установить - было ли известно усыновителям (усыновителю) о недуге ребенка на момент усыновления и как обеспечивали усыновители его лечение. Закон  не содержит по этому поводу никаких  указаний. Как правило, если ребенок  заболел уже после его усыновления, то его болезнь не может сама по себе являться основанием для отмены усыновления. В тех же случаях, когда  усыновители считали, что взяли  на воспитание здорового ребенка, а  впоследствии у усыновленного было обнаружено врожденное или наследственно-обусловленное  заболевание, суд может принять  положительное решение по иску усыновителей с учетом заключения органа опеки  и попечительства о целесообразности отмены усыновления. Усыновление в  данном случае может быть отменено, но только в интересах ребенка, связанных, например, с необходимостью прохождения  длительного курса лечения в  стационарном лечебном учреждении специального типа. Другое дело, когда усыновители  пытаются уклониться от воспитания и  содержания заболевшего усыновленного  ребенка путем его помещения  без достаточных оснований в  учреждение здравоохранения. Если в последующем усыновители отказываются взять ребенка домой, то их действия могут быть расценены как виновное поведение, влекущее отмену усыновления в судебном порядке.

Основанием для отмены усыновления могут послужить  и другие причины, например, касающиеся личности усыновителей (безвестное отсутствие, тяжелая болезнь, ухудшение материального  положения, существенное изменение  семейного положения и т.п.) или  же связанные с изменением после  усыновления обстоятельств, сделавших  возможным само усыновление (родитель усыновленного ребенка выздоровел и признан судом дееспособным, суд отменил решение о признании  родителя безвестно отсутствующим  в связи с его явкой и  др.).

Таким образом, суд вправе отменить усыновление ребенка и  при отсутствии виновного поведения  усыновителя (усыновителей), когда по обстоятельствам, как зависящим, так  и не зависящим от усыновителя (усыновителей), не сложились отношения, необходимые  для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств  усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка  либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после  усыновления умственной неполноценности  или наследственных отклонений в  состоянии здоровья ребенка, существенно  затрудняющих либо делающих невозможным  процесс воспитания, о наличии  которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым  он сильно привязан и не может забыть их после усыновления, что отрицательно сказывается на его эмоциональном  состоянии, и т.п. Суд вправе отменить в перечисленных случаях усыновление  исходя из интересов ребенка и  с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет.

Таким образом, обстоятельства отмены усыновления весьма разнообразны. Суд в каждом конкретном случае с  учетом всех обстоятельств дела, заключения органа опеки и попечительства и  обязательно мнения ребенка будет  принимать соответствующее решение  по иску об отмене усыновления (удовлетворить  иск или отказать в иске).

Если предусмотренные  комментируемой статьей основания  к отмене усыновления отсутствуют, но оставление у усыновителей ребенка  по каким-либо причинам будет опасно для него, судом может быть вынесено решение об отобрании ребенка  и передаче его на попечение органов  опеки и попечительства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире численность  рождаемости уменьшается. А численность  детей сирот, детей оставшихся без  попечения родителей увеличивается. В первую очередь это связано  с социально-экономическим кризисом, который, безусловно, отразился на детях. Все чаще мы сталкиваемся с детской  беспризорностью, с детской преступностью. На улице все чаще можно встретить  детей, просящих милостыню, глядя на них сердце, разрывается, хочется  помочь всем и каждому, но, к сожалению, простым гражданам без помощи государства это не под силу.

Сегодня все социальные явления, связанные с детской беспризорностью  и безнадзорностью, попали в обозначенный Президентом Российской Федерации перечень угроз национальной безопасности.

На сегодняшний день очень  много детей воспитываются в  детских домах, интернатах. Воспитываясь в таких учреждениях, дети не приобретают  всех тех навыков, которые бы им пригодились  в современном обществе. Дети из таких учреждений выпускаются совершенно не приспособленные к жизни. Они  остаются одни в этом огромном мире многим из них негде даже жить. У  них не оказывается в нужный момент рядом родного и близкого человека, который мог бы помочь, дать совета в трудной жизненной ситуации. Ведь именно в трудные моменты жизни человеку необходима его семья, помощь родных и близких людей. Поэтому дети должны воспитываться в семье, а семья - это залог будущего нашей страны.

В современном семейном праве  есть несколько форм устройства детей  в семьи, одной из предпочтительных форм устройства детей, оставшихся без  попечения родителей, является усыновление (удочерение).

В России усыновление (удочерение) является распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, так как ее цель не просто воспитание и содержание детей, а  обеспечение таких детей полноценной  семьей.

В жизни не только дети сироты, дети оставшиеся без попечения родителей  нуждаются в полноценной семье, но также супружеские пары, которые, в силу различных обстоятельств, не могут иметь своих детей.

При написании данной научной работы были сделаны следующие выводы:

Усыновление (удочерение), порождает  возникновение родительских прав и  обязанностей, на основании закона усыновленные дети приравниваются к  родным детям (п.1 ст.137 СК РФ). В отношении  своих родителей и родственников  дети утрачивают все права и обязанности (п.2 ст.137 СК РФ). При усыновлении (удочерении) усыновители приобретают все  те права, которые были бы у них  при воспитании своего собственного ребенка. При такой форме воспитания детей сирот, детей оставшихся без  попечения родителей, как усыновление (удочерение), дети являются более материально  обеспеченными. Так как усыновленные дети в случаи смерти своих усыновителей будут получать пенсию и пособие. 

Дела об установлении усыновления  рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, представителя  органов опеки и попечительства, а также прокурора в соответствии с требованиями гражданского процессуального  законодательства. Усыновление (удочерение) допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Суд тщательно изучает все материалы дела, в котором должны быть соблюдены все условия и собраны все документы для усыновления, которые позволили бы суду вынести правильное решение. Усыновление не возможно, если не будет письменного волеизъявления усыновителей, заключения органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления (удочерения), согласия самого ребенка достигшего десяти лет, его родителей на усыновление (удочерение). Однако не всегда требуется согласия родителей усыновляемого ребенка. (ст.130 СК РФ).

Состоявшееся усыновление  подлежит государственной регистрации  в порядке, установленном для  государственной регистрации актов  гражданского состояния, по месту вынесения  судебного решения об установлении усыновления.

Для обеспечения интересов  усыновляемого законодатель устанавливает  перечень лиц, которые не могут быть усыновителями (ст.127 СК РФ):

несовершеннолетние;

признанные судом недееспособными  или ограниченно дееспособными;

ограниченные судом в  своих правах;

отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом  обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

не способные по состоянию  здоровья осуществлять родительские права;

лица, не состоящие между  собой в браке, не могут быть усыновителями  одного и того же ребенка.

Усыновление детей иностранными гражданами и гражданами РФ постоянно  проживающими за ее пределами считается  международным усыновлением. Международное  усыновление допускается лишь в  том случае, если не возможно осуществлять уход за ребенком в своей собственной  стране. Международное усыновление  должно проводится исключительно в  интересах ребенка, оно должно осуществляться по национальному закону той страны, где осуществляется усыновление (удочерение). Для осуществления международного усыновления необходимо соблюдение условий обоих сторон.

Отменить усыновление (удочерение) можно только в судебном порядке. Отмена усыновления (удочерения) допускается  до достижения усыновленным ребенком совершеннолетия, когда усыновление (удочерение) перестает соответствовать  интересам ребенка (ст.140 СК РФ). Потребовать  отмены усыновления могут: родители ребенка, его усыновители, сам усыновленный ребенок, достигший 14-летнего возраста, орган опеки и попечительства, прокурор. Основанием для отмены усыновления  служат:

уклонение усыновителей от выполнения принятых им на себя обязанностей родителей;

злоупотребление приобретенными им родительскими правами;

жестокое обращение с  усыновленным ребенком.

заболевание алкоголизмом и  наркоманией усыновителей;

Так же могут быть и другие обстоятельства для отмены усыновления (удочерения) (ст.141 СК РФ).

При рассмотрении вопросов усыновления (удочерения) в семейном праве РФ, можно предложить ряд  рекомендаций по совершенствованию  законодательства в этой сфере.

Перечень лиц, которые  не могут быть усыновителями, является исчерпывающим. Вместе с тем представляется, что не могут быть усыновителями  лица, ранее судимые за умышленные преступления против жизни и здоровья детей. Думается, что ст.127 СК РФ должна быть дополнена этим положением.

В целях улучшения координации  мероприятий в области защиты прав детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и  на федеральном, и на региональном уровнях  системы государственных органов  и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей.

Изложенное свидетельствует  о несовершенстве нормативно-правовой базы в сфере обеспечения прав несовершеннолетних детей, что является неблагоприятным фактором, который  при определенных условиях может  способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ  обеспечения безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение как для  теории семейного права, так и  для практической деятельности органов  государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав детей.

С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные  основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной  власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах  детей, включающие законодательное  обеспечение прав ребенка, государственную  поддержку семьи в целях обеспечения  защиты прав детей, ответственность  должностных лиц и граждан  за нарушение прав и законных интересов  ребенка, а также государственную  поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов  ребенка.

 

Список использованных источников:

I. Нормативно-правовые акты :

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 25 декабря 1993, № 237.

 

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями от  04.05.2011 N 98-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1 января 1996 г.

 

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 03.12.2011 N 388-ФЗ ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18 ноября 2002 г.

 

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1)

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от19 октября 2011 г. N 284-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 5.12.1994 г.

 

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29.12.2010 N 442-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., № 25.

 

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29.12.2010 N 442-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 7 января 2002 г.

 

  1. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001 г.

 

  1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 21.07.2011 N 252-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 3 августа 1998 г., № 31.

 

  1. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // Собрание законодательства РФ, 1996.

 

  1.   Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изменениями и дополнениями от т 11.04.2006 N 210) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 2000 г.

Информация о работе Усыновление детей по семейному законодательству Российской Федерации