Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:04, курсовая работа
Прошло уже более полувека после окончания второй мировой войны и принятия союзными державами важнейшего решения об учреждении универсальной международной организации — Организации Объединенных Наций, задачей которой явилось избавление грядущих поколений от бедствий войны. Создание этой организации было ответом на вызов фашизма, поставившего серьезнейшие проблемы перед человечеством, главной из которых стало сохранение мира и безопасности на планете. Именно эта проблема стала основной для созданного в рамках ООН Совета Безопасности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Совет Безопасности ООН и предпосылки его реформирования в условиях современного международного права.
§1. История создания Совета Безопасности ООН.
§2. Совет Безопасности ООН на современном этапе развития.
§ 1. Проблема изменения структуры Совета Безопасности
§1.1. Проект-предложение "Quick fix".
§1. 2. Проект-предложение о создании региональных ротационных мест.
§1. 3. Проект-предложение об избираемости постоянных членов Совета Безопасности ООН по критерию регионального представительства
§1. 4. Проект-предложение о расширении состава Совета Безопасности только за счет непостоянных членов
§1. 5. Проект-предложение по периодическому (раз в 10-15 лет) пересмотру состава постоянных членов Совета Безопасности
§1. 6. Проект-предложение о введении новых критериев для членов Совета Безопасности
§1.7 Идея о полупостоянных членах
Глава 2. Процедура принятия решения в СБ ООН и вопросы ее совершенствования.
Заключение
Деятельность ряда рабочих групп, созданных в рамках ООН и занимающихся проблемами Организации, в вопросах, касающихся реформы Совета Безопасности на современном этапе, практически зашла в тупик в связи диаметральной противоположностью позиций государств, невозможностью согласования единой позиции и проведения институализации реформы в соответствии с требованиями ст. 108, 109 Устава ООН. Необходима разработка и обсуждение иных, альтернативных, неклассических вариантов реформы.
На основе комплексного анализа позиций государств и в целях достижения согласия и скорейшей реализации реформы в рамках исследования предлагается следующий механизм реформирования состава, структуры и процедуры принятия решений СБ:
- учреждение при СБ Совета Региональных организаций, с включением в него представителей наиболее влиятельных региональных организаций. Создание определенных механизмов в рамках этого Совета, в том числе закрепление порядка обязательного согласования с представителем региональной организации решений СБ в отношении того региона, который он представляет, и др. Этот орган наиболее эффективно разрешит проблему несправедливого географического представительства в СБ и повысит эффективность его деятельности на региональном уровне. Реализация - путем принятия решения Советом Безопасности на основании ст.29 Устава.
- введение в состав членов СБ, обладающих правом «вето», новых государств в соответствии с принципом справедливого географического представительства и участия в поддержании международного мира и безопасности (таких как Индия, Германия, Япония и др.), при сохранении прежнего числа членов СБ. Реализация - через институт непостоянного членства. Все существующие постоянные члены СБ - США, Россия, Франция, Великобритания и Китай, а равно некоторые из них могут принять дополнительный меморандум, в котором будет зафиксировано обязательство не принимать какого-либо решения без согласования единой позиции с этими странами, вошедшими в состав СБ в качестве непостоянных членов.
- с учетом установления практики принятия консенсуальных решений в СБ и крайне редкого использования постоянными членами права «вето», а также того обстоятельства, что институализация реформы «вето» невозможна в силу несогласия на нее действующих постоянных членов, - в рамках реформы процедуры принятия решений необходимо ставить вопрос не об отмене права «вето», а наоборот, - о развитии этого института.
Сегодня, когда нет свойственного послевоенным годам блокового противостояния, - есть все основания для нормального разрешения важнейших международных проблем на основе принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности.
Как известно, объединенные нации уже долгие годы и наиболее интенсивно в последние пять—семь лет ведут дискуссию вокруг проблем реформирования Совета Безопасности, в первую очередь, его состава и процедуры принятия решений. Однако на основании изучения и анализа практической деятельности Совета представляется, что наиболее важным и основным вопросом будущей реформы должно стать не изменение состава, структуры или порядка принятия решений, а укрепление главной роли Совета Безопасности в вопросах обеспечения международного мира и безопасности. Необходимо пересмотреть основы взаимодействия между Советом Безопасности и региональными организациями, исключить возможность осуществления расширенного толкования института коллективной самообороны и появления в связи с этим новых понятий, таких как «гуманитарная интервенция», «коллегиальное миротворчество» и др.
Вопросы несправедливого географического представительства в Совете Безопасности, необходимости реформирования процедуры принятия решений и другие вопросы, связанные с реформой Совета, - безусловно актуальны. На протяжении нескольких лет целый ряд специальных подразделений при ООН разрабатывает указанные проблемы, однако, как уже отмечено выше, ни одна из соответствующих комиссий и рабочих групп не пришла к какому-либо существенному результату в отношении реформы Совета Безопасности. И главная тому причина в том, что в качестве основной возможности будущей реформы рассматривается внесение изменений в Устав ООН, через механизм ст. 108 или 109 Устава ООН. Однако требуемого согласия (в 2/3 государств-членов, при согласии всех постоянных членов) в отношении ни одного из аспектов реформы достичь так и не удалось.
В соответствии с выводами настоящего исследования целесообразным видится не изменение, а развитие положений Устава ООН, касающихся Совета Безопасности.
Список используемой литературы
Собрания международно-правовых документов:
1. Действующее международное право в трех томах. Составители проф. Ю.М. Колосов и проф. Э.С. Кривчикова. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996, Т. 1, разделы I-XIII, 859 е.; 1997, Т. 2, разделы XIV-XVI, 826 е.; Т. 3, разделы XVII-XXIV, 826 с.
2. Международное публичное право. Сборник документов. Составители д.ю.н., проф. К.А. Бекяшев, дир. Правового департамента МИД РФ А.Г. Ходаков, М.: Издательство БЕК, 1996. Т. 1, 557 е.; Т. 2, 530 с.
Документы ООН
3. Устав ООН. Сборник документов «Международное публичное право», тЛ, М.: Издательство «БЕК», 1996.
4. «Мы народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке». Доклад Ассамблее тысячелетия (А/54/2000)
5. Аннан, Кофи А. Предотвращение войн и предупреждение бедствий: усиливающийся глобальный вызов. Годовой доклад о работе Организации, 1999 год (А/54/1)
6. Партнерство во имя всемирного сообщества. Годовой доклад о работе Организации, 1998 год ( А/53/1)
7. Доклад Генерального секретаря, озаглавленный «Обновление Организации Объединенных Наций; программа реформы» ( А/51/950)
8. Очередной доклад Генерального секретаря о резервных соглашениях, касающихся операций по поддержанию мира ( А/1999/361)
9. Доклад Специального комитета по операциям по поддержанию мира ( А/54/670)
10. Бюллетень Генерального секретаря. Соблюдение Силами Организации Объединенных Наций норм международного гуманитарного права (БТ/БОБЛ 999/13)
11. «Мнения, выраженные государствами-членами на первой части 50-й сессии Генеральной Ассамблеи», от И января 1996, (А/ АС ,247/1996/СРК. 1)
12. «Доклад Рабочей группы открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в СБ и расширении его членского состава и другим вопросам, связанным с СБ», от 9 сентября 1996, - (А/50/47/Ааа.1)
1 З.Бутрос Гали Б. Доклад о работе организации за период с сорок седьмой до сорок восьмой сессии Генеральной Ассамблеи. Сентябрь 1993 г. - Нью-Йорк: ООН, 1993.- VI, 259 с,
Н.Бутрос Гали Б. Годовой доклад о работе Организации, посвященный 50-й годовщине. 1996 г. (Доклад о работе организации за период с 50- й по 51-ю сессию ГА). - Нью-Йорк: ООН, 1996. - 320 с.
15. «Второй пересмотренный проект доклада Рабочей группы открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в СБ и расширении его членского состава и другим вопросам, связанным с СБ», от 13 сентября 1996, - (А/50/47)
16. Доклад Специального Комитета по Уставу ООН и усилению роли организации. Генеральная Ассамблей. Официальные отчеты. Сорок девятая сессия. Дополнение № 33. - Нью-Йорк: ООН, 1994. — 49 с. ( А/49/33)
19.Доклад Специального Комитета по Уставу ООН и усилению роли организации. Генеральная Ассамблей. Официальные отчеты. 54-ая сессия. Дополнение № 33. - Нью-Йорк: ООН, 1999. - 52 с. ( А/54/33)
20.Доклад Специального Комитета по Уставу ООН и усилению роли организации. Генеральная Ассамблей. Официальные отчеты. 53-ая сессия. Дополнение № 33. - Нью-Йорк: ООН, 1998. - 58 с. ( А/53/33)
21.ООН. Генеральная Ассамблея. Сессия пятьдесят первая. Нью-Йорк 1996-1997. Официальные отчеты. - Нью-Йорк: ООН, 1996.
22.ООН. Генеральная Ассамблея. Сессия пятьдесят третья. Нью-Йорк. 1998-1999. Официальные отчеты - Нью-Йорк: ООН 1998.
23. Доклад Рабочей группы открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим допросам, связанным с Советом Безопасности. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятидесятая сессия. Дополнение № 47. - Нью-Йорк: ООН, 1996.-42 с. (А/50/47)
24. Доклад Рабочей группы открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим допросам, связанным с Советом Безопасности. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятьдесят третья сессия. Дополнение № 47. - Нью-Йорк: ООН, 1998. - 46 с. ( А/53/47)
25. Доклад Рабочей группы открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим допросам, связанным с Советом Безопасности. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятьдесят вторая сессия. Дополнение № 47. - Нью-Йорк: ООН, 1997. - 64 с. ( А/52/47).
Диссертационные исследования:
27. Барышев А.П. Стратегия США в отношении ООН, как организации по поддержанию международного мира и безопасности 1945-1974: Дис... д-ра ист. наук. - М., 1974. - 399 с.
28. Джекебаев У. Компетенция и роль Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН в мирном разрешении споров: Дис... канд. юрид. наук. - М. 1958. - 168 с.
29. Ермошин В.В. Некоторые международно-правовые вопросы взаимоотношений Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН: Дис... канд. юрид. наук. - М., 1974. - 197 с.
30. Карпович О.Г. Международно-правовые проблемы европейской безопасности: Дис... канд. юрид. наук. — М., 1998.- 240 с.
31. Козяков С.Ю. Роль Организации Объединенных Наций в содействии и обеспечении выполнения норм международного права: Дис... канд. юрид. наук. - Киев, 1986. — 211 с.
32. Кривых О.В. Правовая модель международной организации универсального характера по решению глобальных проблем: Дис... канд. юрид. наук. — М., 1996 — 216 с.
33. Курдюков Г.И., Фельдман Д.И. Основные тенденции развития международной правосубъектность. — Казань: Издательство Казанского университета, 1974. - 132 с.
34. Морозов Г.И. Организация объединенных наций (Международно- правовые аспекты структуры и деятельности: Дис... д-ра юрид. наук. -М., 1961.-756 с. (2 ч. )
35. Мохаммад Н. К. Роль Совета Безопасности ООН в урегулировании международных конфликтов: Дис... канд. юрид. наук. М., 1985 — 202 с.
36. Сарикисов X. А. Принцип единогласия великих держав в Совете Безопасности: Дис... канд. юрид, наук.. М., 1951 - 391 с.
37. Семенова Е.П. Проблема пересмотра Устава ООН в буржуазной доктрине международного права: Дис... канд. юрид. наук. - М., 1976, 188 с.
38. Сумина Е.Е. Содружество наций (Правовая природа структура, принципы и формы деятельности ): Дис... канд. юрид. наук. - СПб., 1997.-152 с.
39. Федоров В.Н. Совет Безопасности ООН (международно-правовые вопросы организации и деятельности): Дис... канд. юрид. наук. - М. 1963.-311 с.
40. Федоров В.Н. ООН — инструмент по поддержанию международного мира и безопасности (Международно-правовые вопросы): Дис... д-ра юрид. наук. - М„ 1982. - 409 с.
41. Шатуновский-Бюрно C.B. Повышение эффективности Организации объединенных наций (международно-правовые аспекты): Дис... канд. юрид. наук. -М., 1999. — 173 с.
42. Каравалье Э.Ж. Проблемы повышения эффективности Совета Безопасности ООН в разрешении международных конфликтов: Дис... канд. юрид. наук. — М., 1996. — 231 с.
Источники на русском языке
43. Агабеков Г.Б. Концепция равной безопасности в советской международно-правовой литературе. Научно-аналитический обзор. - М,: Международные отношения. - 1988.- 120 с.
44. Актуальные проблемы деятельности международных организаций. - М.: Международные отношения, 1982. — 162 с.
45. Аречага Э.Х. де «Современное международное право»/ Пер. с итал. Папченко Ю.И.; под. ред. и вс. ст. Тункина Г.И. — М.: Прогресс - 1983 - 480 с.
46. Арис К. Понятие и структура системы ООН: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1989 —24 с.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53. Будущая роль объединенных наций во взаимозависимом мире. - М.: ИНИОН, 1989.- 12 с.
54. Внешняя политика СССР в период отечественной войны. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1946. - Т. II., Документы и материалы (1 января - 31 декабря 1944)
55. Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. - М.: Международные отношения, 1987. — 180 с.
56. Выступление И.С. Иванова на международной конференции «Вступая в XXI век: к примату права в международных отношениях» ( 2 ноября 200 г.) «Верховенство права в международных отношениях- залог
Информация о работе Совет Безопасности ООН: структура и функции, проблемы реформирования