Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:04, курсовая работа
Прошло уже более полувека после окончания второй мировой войны и принятия союзными державами важнейшего решения об учреждении универсальной международной организации — Организации Объединенных Наций, задачей которой явилось избавление грядущих поколений от бедствий войны. Создание этой организации было ответом на вызов фашизма, поставившего серьезнейшие проблемы перед человечеством, главной из которых стало сохранение мира и безопасности на планете. Именно эта проблема стала основной для созданного в рамках ООН Совета Безопасности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Совет Безопасности ООН и предпосылки его реформирования в условиях современного международного права.
§1. История создания Совета Безопасности ООН.
§2. Совет Безопасности ООН на современном этапе развития.
§ 1. Проблема изменения структуры Совета Безопасности
§1.1. Проект-предложение "Quick fix".
§1. 2. Проект-предложение о создании региональных ротационных мест.
§1. 3. Проект-предложение об избираемости постоянных членов Совета Безопасности ООН по критерию регионального представительства
§1. 4. Проект-предложение о расширении состава Совета Безопасности только за счет непостоянных членов
§1. 5. Проект-предложение по периодическому (раз в 10-15 лет) пересмотру состава постоянных членов Совета Безопасности
§1. 6. Проект-предложение о введении новых критериев для членов Совета Безопасности
§1.7 Идея о полупостоянных членах
Глава 2. Процедура принятия решения в СБ ООН и вопросы ее совершенствования.
Заключение
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральская государственная юридическая академия»
Институт юстиции
Кафедра иностранного государственного и международного права
Допустить к защите.
Зав. кафедрой Савицкий П. И .
"___" ___________ 2011 г.
Дипломная работа
студента 512 группы
Тимухина Александра Сергеевича
Научный руководитель:
кандидат юридический наук, доцент
Безбородов Юрий Сергеевич
Екатеринбург, 2011 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Совет Безопасности ООН и предпосылки его реформирования в условиях современного международного права.
§1. История создания Совета Безопасности ООН.
§2. Совет Безопасности ООН на современном этапе развития.
§ 1. Проблема изменения структуры Совета Безопасности
§1.1. Проект-предложение "Quick fix".
§1. 2. Проект-предложение о создании региональных ротационных мест.
§1. 3. Проект-предложение об избираемости постоянных членов Совета Безопасности ООН по критерию регионального представительства
§1. 4. Проект-предложение о расширении состава Совета Безопасности только за счет непостоянных членов
§1. 5. Проект-предложение по периодическому (раз в 10-15 лет) пересмотру состава постоянных членов Совета Безопасности
§1. 6. Проект-предложение о введении новых критериев для членов Совета Безопасности
§1.7 Идея о полупостоянных членах
Глава 2. Процедура принятия решения в СБ ООН и вопросы ее совершенствования.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Прошло уже более полувека после окончания второй мировой войны и принятия союзными державами важнейшего решения об учреждении универсальной международной организации — Организации Объединенных Наций, задачей которой явилось избавление грядущих поколений от бедствий войны. Создание этой организации было ответом на вызов фашизма, поставившего серьезнейшие проблемы перед человечеством, главной из которых стало сохранение мира и безопасности на планете. Именно эта проблема стала основной для созданного в рамках ООН Совета Безопасности. США, Франция, Англия и СССР, а также Китай, как страны-победительницы, обеспечили себе бессрочные полномочия в качестве постоянных членов Совета, создали в рамках Совета Безопасности ООН действенные механизмы для предотвращения международных конфликтов и принуждения к миру возможных агрессоров с целью сохранения миропорядка, установившегося после второй мировой войны. Практически сразу же после победы мир снова оказался в условиях новой войны, которая сделала практически невозможной реализацию многих механизмов по обеспечению международного мира и безопасности, созданных в рамках ООН. Не смог существовать Военно-Штабной Комитет, призванный объединить военные усилия государств в борьбе за собственную и коллективную безопасность. Принцип единогласия великих держав в Совете Безопасности ООН при принятии важнейших решений в сфере международной безопасности не стал залогом согласованной политики по причине конфронтации США и СССР и, приводил, зачастую, к обструкции в деятельности Совета. Установилась практика самостоятельных действий государств и их групп по кругу вопросов, отнесенных Уставом ООН к исключительной компетенции СБ ООН.
Окончание «холодной войны» и устранение блоковой конфронтации не решили указанных проблем, а лишь поставили новые, еще более сложные. Среди них: международный терроризм, этнические конфликты и многие другие вызовы нового века, а главное - деятельность влиятельных региональных организации, направленная на глобальное регулирование в условиях однополярного миропорядка, в рамках которого за СБ предусматривается лишь второстепенная роль в вопросах обеспечения международного мира и безопасности. Современные события показывают, что альянс наиболее развитых и лидирующих держав, как в экономическом, так и в военно-политическом плане способен ради обеспечения собственных интересов идти на нарушения международного права, норм высшей силы, закрепленных в положениях Устава ООН, путем вмешательства во внутренние дела суверенных государств, развязывания этнических конфликтов, осуществления вооруженных агрессий иными необходимыми способами. Все это, несомненно, обуславливает необходимость осуществления адекватных мер, направленных на усиление СБ ООН с целью ликвидации подобных прецедентов международной жизни.
Наряду с этим, за более чем полувековую историю существования организации произошли и другие, не менее существенные изменения. Страны Азии и Африки, представленные на момент подписания Устава 12 государствами, имеют сегодня более 90 представителей - членов ООН. После окончания «холодной войны» произошли масштабные геополитические трансформации, прекратили свое существование ряд крупнейших федеративных государств (СССР, Югославия, Чехословакия), а международные отношения утратили свойственную послевоенным годам идеологизированность. К лидирующим и наиболее влиятельным державам присоединились такие страны, как Индия, Индонезия, Бразилия, Нигерия и др., а признанные в соответствии с Уставом «вражескими государства» Германия и Япония отказались от агрессивной политики и по праву вошли в восьмерку наиболее влиятельных стран мира.
Все вышеприведенные факты современной международной действительности, безусловно, свидетельствует о том, что мир за последние пятьдесят лет изменился коренным образом. С другой стороны, сама ООН должных и адекватных изменений за этот временной период не претерпела. И проблематика заключается здесь не только в необходимости реформирования Организации, и ее главных органов,- а в создании механизмов и условий для большей управляемости международной системой. Однако важно понимать, что гораздо эффективнее реформировать уже существующие, действующие механизмы, нежели создавать новые. Необходимость реформы Совета Безопасности, как главного действующего органа, ответственного за мир и безопасность, подтверждается сегодня всем международным сообществом государств.
Глава 1. Совет Безопасности ООН и предпосылки его реформирования в условиях современного международного права.
§1. История создания Совета Безопасности ООН.
Идея создания международного органа, отвечающего за мир во всем мире, занимала умы многих юристов, политологов и философов не только нашего столетия. Среди них: проект Дюбуа («Совет общеевропейского союза», 1306 г.), И. Подебрада («Союзный совет», 1464 г.), Э. Крюсе («Постоянный конгресс», 1623 г. ), М. Сюлли-Генриха IV («Союзный совет», 1638 г.), В. Пенна («Верховный совет», 1693 г.), Ш. Сен- Пьера («Совет», 1713 г.), И. Блюнчли («Союзный совет», 1876 г. ). Специальный орган («Общий совет»), способный обеспечить международный мир и безопасность с возможностью необходимых принудительных действий государств для предотвращения угроз миру и актов агрессии, предлагался и в проекте русского юриста В.Ф. Малиновского ( 1803 г.) и др.[1]
Несмотря на такой широкий перечень проектов по созданию международного органа по поддержанию мира и безопасности, наиболее известными являются функционировавшие в XX веке - Совет Лиги наций и Совет Безопасности ООН. XX век, по сравнению с предыдущей историей, вообще характеризовался колоссальным всплеском инициатив в сфере создания различных международных организаций. Так к концу первой мировой войны существовало около 500 различных международных организаций[2]. Люди мира все с большей силой стали осознавать, что проблемы нового века требуют развития международных отношений и международного права в целях их совместного решения.
Лига наций и ООН - универсальные международные организации, а ровно их главные органы, ответственные за международный мир и безопасность — Совет Лиги наций и Совет Безопасности ООН - были созданы по окончании двух последних мировых войн, крупнейших войн всей истории человечества. «Война сконцентрировала внимание на универсальных интересах государств, их взаимозависимости, усилив тенденцию к коллективной самозащите человеческого общества от опустошительных войн», - пишет P.M. Илюхина[3]. Как после первой, так и после второй мировой войны союзники не желали их повторения и в создании этих международных организаций видели возможность упорядочения международной жизни, установления гарантированного всеми государствами миропорядка. Более того, спецификой этих двух организаций является и то, что они были созданы, по сути, на основе коалиций союзников, сопротивляющихся агрессору.
Итак, первым реально созданным органом, на который государства возложили ответственность за международный мир и безопасность, был Совет Лиги наций. Однако этот орган, как и вся организация, не просуществовали и двадцати лет. Для целей более глубокого понимания современных проблем, связанных с возможным реформированием Совета Безопасности ООН, хотелось бы вкратце обратиться к анализу причин кризиса его предшественника - Совета Лиги наций.
Среди причин, повлекших кризис Лиги наций и невозможность нормального функционирования Совета Лиги, а в конечном счете, невозможность противостоять второй мировой войне, основными являются следующие:
Совет Лиги наций не осуществлял свою деятельность на постоянной основе;
не каждое государство имело право принять участие в работе Совета;
принцип единогласия при принятии решений не был ограничен определенным кругом членов, имеющих специальные полномочия в этой сфере. Решения, как Совета, так и Ассамблеи принимались при наличии абсолютного единогласия государств-членов. Именно такой порядок принятия решений явился основным фактором обструкции деятельности Совета. Так в 1931 г. по причине того, что Англия и США не могли выработать единую согласованную позицию в Совете, Япония осуществила агрессию в Северо-восточном Китае с молчаливого согласия Совета Лиги наций. «Принцип полного единогласия, рассчитанный не только на членов Совета Лиги, но и на всех членов Ассамблеи Лиги, приводил к появлению возможности срыва любого позитивного решения обструкционистской позицией любого из делегатов»[4].
применение силы не считалось международным преступлением. На основании ст. 51 Устава Лиги установлено, что «Члены Лиги оставляют за собой право поступать, как они сочтут подходящим для сохранения права и правосудия»[5]. Ситуация осложнялась еще и тем, что международное право на тот момент не располагало четким определением понятия «агрессии», и в соответствии с Уставом Лиги не было определено, какой из органов - Совет или Ассамблея должен констатировать акт агрессии.
Совет Лиги наций не обладал необходимым механизмом принуждения государств, создающих угрозу миру или совершающих агрессию. В дальнейшем многие юристы-международники именно в этом видели основное отличие Совета Лиги от Совета Безопасности. Так, итальянский юрист Э.Х. де Аречага писал, что «именно возможность применения коллективных и принудительных мер для поддержания мира и безопасности с санкции Совета Безопасности - является основным и ключевым отличием Совета Безопасности от Совета Лиги Наций, где член Лиги действовал по своему усмотрению»[6].
установление международных отношений с позиции силы при попустительстве, а в ряде случаев при непосредственной помощи Совета Лиги наций. Представляется, что именно этот фактор стал ключевым, стал основной причиной кризиса Лиги наций и условием для развязывания второй мировой войны. Будущие мировые агрессоры — Германия и Япония - в последние годы существования Совета Лиги пользовались противоречиями союзников, и шаг за шагом добивались всяческих уступок в свой адрес. Именно с помощью Лиги наций была осуществлена широкомасштабная акция по разоружению союзников, предпринятая Германией якобы в миротворческих целях для создания баланса сил на европейском континенте. «К нам относятся несправедливо. Мы требуем равноправия. Франция сохранила весь свой военный потенциал. Великобритания - весь свой морской потенциал, в таких условиях для нас бесполезно дальше продолжать разговоры...»[7], - заявляли представители Германии. Лига наций стала инструментом Германии для разоружения Англии и Франции в преддверии второй мировой войны. Помимо целей разоружения союзников Германия использовала Лигу наций для так называемых «гуманитарных акций». «С конца 20-х годов германская делегация постоянно подстрекала Лигу к обсуждению проблем гарантий национальных меньшинств. Под давлением представителя Германии в 1929 г. был создан специальный комитет в целях выработки процедуры рассмотрения петиций меньшинств на июльской сессии Совета. Петиции, декларировавшие «национальное угнетение немецкого народа», инспирируемые Германией, огромным потоком хлынули в Лигу из Верхней Силезии, Гданьска, Саара и др. мест»[8]. Это было поводом Германии для ее первых интервенций. Однако, несмотря на реальное потворство агрессорам, деятельность Совета внешне выглядела достаточно позитивно и была якобы направлена на укрепление мира и безопасности. «Лишенным здравого смысла казалось поощрение фактов прямой агрессии, реваншистских и экспансионистских требований и вместе с тем обилие деклараций, планов, проектов и схем разоружения, бесконечных слов о мире, уверений в дружбе и примирении, моральной солидарности»[9]
Достаточно характерной и правдивой является оценка дееспособности Совета Лиги, которую дал ему премьер Великобритании Уинстон Черчилль в ответ на ожидание реакции Совета на агрессивную политику Германии: «Лига наций? Вот как она поступит. Между двумя странами возникают серьезные противоречия, которые грозят привести к войне. Совет Лиги наций экстренно собирается и после продолжительных дебатов решает послать обеим сторонам увещевательную телеграмму, приглашая их принять меры к устранению всякой опасности вооруженного столкновения. Обе стороны продолжают угрожать друг другу. Война неизбежна. Совет вновь экстремально собирается и после продолжительного совещания решает... послать правительствам обеих стран новую телеграмму, в которой, ссылаясь на первую, предлагает немедленно разоружиться. Страны не обращают на это внимание. Начинаются военные действия. Война свирепствует. Совет Лиги Наций вновь спешно собирается и после долгих прений решает послать правительствам этих стран третью телеграмму: «Ссылаясь на первую и вторую телеграммы, уведомляю Вас, что ... больше не пошлю Вам ни одной телеграммы»[10].
Таким образом, при учреждении Совета Безопасности перед союзниками после второй мировой войны стоял а первостепенная задача: не повторить ошибок, допущенных при создании Совета Лиги Наций. Это должен быть орган, способный реально обеспечить международный мир и безопасность.
К концу лета 1944 г. в рамках реализации решений, принятых на Московской конференции СССР, США и Великобритания подготовили свои предложения по созданию международной организации объединенных наций, которые включали в себя положения, касающиеся органа, ответственного за мир и безопасность. Обсуждение этих предложений и стало предметом переговоров в Думбартон-Оксе. Предложения, представленные странами, — будущими постоянными членами Совета Безопасности, были различными. Так модель Совета в соответствии с предложениями США (Меморандум Правительства США с предварительными предложениями по вопросу о Всеобъемлющей международной организации от 18 июля 1944 г.) была наиболее близка к утвержденной в последующем в рамках Устава ООН: Совет должен был состоять из 11 членов, причем из них пять — постоянных членов; за Советом должна была быть закреплена главная ответственность за обеспечение международного мира и безопасности; процедура голосования, где при решении важных вопросов требуется единогласие постоянных членов и др[11]. Великобритания же в свою очередь изначально предлагала создать три региональных совета (Европейский, Дальневосточный и Американский) и так называемый «Всемирный Совет» в качестве руководящего[12]
Однако по результатам переговоров в Думбартон-Оксе стороны смогли придти к общему пониманию сущности и структуры Совета Безопасности. Все основные положения, касающиеся СБ, принятые по результатам думбартон-оксовских переговоров, практически в полном объеме легли затем в основу Устава ООН.
Информация о работе Совет Безопасности ООН: структура и функции, проблемы реформирования