Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:04, курсовая работа
Прошло уже более полувека после окончания второй мировой войны и принятия союзными державами важнейшего решения об учреждении универсальной международной организации — Организации Объединенных Наций, задачей которой явилось избавление грядущих поколений от бедствий войны. Создание этой организации было ответом на вызов фашизма, поставившего серьезнейшие проблемы перед человечеством, главной из которых стало сохранение мира и безопасности на планете. Именно эта проблема стала основной для созданного в рамках ООН Совета Безопасности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Совет Безопасности ООН и предпосылки его реформирования в условиях современного международного права.
§1. История создания Совета Безопасности ООН.
§2. Совет Безопасности ООН на современном этапе развития.
§ 1. Проблема изменения структуры Совета Безопасности
§1.1. Проект-предложение "Quick fix".
§1. 2. Проект-предложение о создании региональных ротационных мест.
§1. 3. Проект-предложение об избираемости постоянных членов Совета Безопасности ООН по критерию регионального представительства
§1. 4. Проект-предложение о расширении состава Совета Безопасности только за счет непостоянных членов
§1. 5. Проект-предложение по периодическому (раз в 10-15 лет) пересмотру состава постоянных членов Совета Безопасности
§1. 6. Проект-предложение о введении новых критериев для членов Совета Безопасности
§1.7 Идея о полупостоянных членах
Глава 2. Процедура принятия решения в СБ ООН и вопросы ее совершенствования.
Заключение
Профессор С.Б. Крылов, участвовавший на переговорах по созданию ООН в делегации от Советского Союза, писал о результатах дипломатических встреч в Думбартон-Оксе: «Надо было создать оперативный, не слишком многочисленный орган. В него надо было ввести все основные державы, без совместного и постоянного участия которых организация не могла бы существовать»[13]. Единство и представительство всех важнейших держав в Совете будущей организации было фундаментом, основным условием ее существования.
В отличие от Совета Лиги наций, Совет Безопасности учреждался и должен был функционировать на постоянной основе, наделялся специальными полномочиями, в том числе для осуществления принудительных действий. За ним закреплялась главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Любое вооруженное действие, за исключением обороны, без санкции СБ ООН признавалось международным преступлением. Под руководством СБ должен был начать функционировать Военно-Штабной Комитет для управления миротворческими контингентами объединенных наций, которые бы создали реальные условия для обеспечения мира и безопасности в любом регионе мира. Эти и другие положения, принятые в Думбартон-Оксе, формировали основы для сохранения созданного после второй мировой войны миропорядка, устанавливали новые механизмы всеобъемлющей безопасности, в корне отличные от подобных в Совете Лиги наций.
Согласия сторон не было достигнуто лишь по процедуре принятия решений. Согласование принципов голосования в Совете Безопасности было достигнуто между главами СССР, США и Великобритании лишь в феврале 1945 г. На Ялтинской конференции.
Еще при принятии Устава ООН обсуждались многие из тех аспектов и предложений, которые обсуждаются и сегодня в рамках общего цикла вопросов о реформе Совета Безопасности:
- против права «вето» высказывались практически все малые и средние государства, воспринимавшие это право как нарушение принципа суверенного равенства;
- число постоянных членов предлагалось увеличить до 15 и более (на момент создания и до 1965 г. Совет работал в составе 11 членов). За такое предложение выступали Нидерланды, Иран, Ирак, Венисуэлла и ряд других стран;
- была высказана идея о создании механизма ротации непостоянных членов (Либерия);
- обсуждалось также предложение о создании «полупостоянных» мест, то есть об избираемости постоянных членов на Генеральной Ассамблее. Такое предложение было внесено Кубой и Мексикой;
- Бразилия настаивала на предоставлении постоянных мест по принадлежности этих стран к определенному континенту и требовала предоставления отдельного места Латинской Америке.
Все эти предложения дипломатическим путем и при голосовании большинством голосов были отвергнуты[14].
12 июня 1945 г. при утверждении процедуры голосования в Совете Безопасности голоса стран, участвующих в обсуждении, разделились следующим образом: 30 стран высказались - «за», 2 — «против» и 15 — «воздержались» (Аргентина, Австралия, Бельгия, Боливия, Чили, Египет, Сальвадор, Гватемала, Иран, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Панама, Парагвай, Перу ). Таким образом, Ялтинская формула принятия решений в СБ ООН еще на этапе подписания Устава ООН не единодушно воспринималась странами-участницами — практически более трети государств были против закрепления такой процедуры принятия решений в Совете Безопасности.
§2. Совет Безопасности ООН на современном этапе развития.
После того, как Совет Безопасности стал функционировать, дискуссионных вопросов, связанных с его составом и процедурой принятия решений, не только не уменьшилось, а стало даже больше. Многие страны, в первую очередь развивающиеся, по-прежнему не переставали возражать против наличия права «вето» у постоянных членов. Практически сразу же после создания ООН мир оказался в условиях новой мировой войны — войны «холодной». Объединенные нации пошли не по пути создания системы всеобъемлющей международной безопасности, а были вынуждены объединяться в различные оборонительные блоки - именно это стало первой, изначальной предпосылкой современной проблемы реформирования Совета Безопасности.
С течением времени появились и другие объективные факторы международной жизни, которые не были и не могли быть учтены при разработке Устава ООН, в рамках положений, касающихся Совета Безопасности:
в качестве основной задачи Совета Безопасности разработчикам Устава виделось предотвращение крупных международных, в первую очередь, межгосударственных, конфликтов. Разработчики Устава ООН, пережившие две мировые войны и явившиеся очевидцами цепи предпосылок и событий, породивших Лигу наций, а впоследствии приведших к ее гибели, в основу концептуальных положений Устава ООН безусловно заложили проведенный анализ причин этих войн и того, что требуется для предотвращения еще одного глобального конфликта[15]. Таким образом созданное на основе Устава ООН новое международного права, стало в корне отличаться от «старого», регулировавшего международные отношения так называемых «цивилизованных народов», признававшего право на войну, аннексии, неравноправные договоры...»[16]. Не надо забывать о том, что устав ООН был принят еще, когда атомным оружием не обладала ни одна страна мира. Появление же ядерного оружия и установление системы ядерного сдерживания практически исключило возможность возникновения крупной международной конфронтации, а следовательно - третьей мировой войны, так как результатом такой войны может быть только уничтожение всего человечества. В связи с этим в последние десятилетия основная потребность обнаружилась в механизмах обеспечения международного мира и безопасности, ориентированных в первую очередь на локальные конфликты. Сегодня главной проблемой являются внутренняя нестабильность различных политических режимов, интернационализация гражданских войн, этнические конфликты (такие как ситуация на Кипре, в Ливии, в Западной Сахаре).
«В период после Второй мировой войны», - как пишет О.Н. Хлестов, «возникло около 90 вооруженных конфликтов, и подавляющее их большинство, порядка 80%, это внутренние вооруженные конфликты, происходящие в пределах государства на гражданской, национальной или религиозной почве, для предотвращения которых ООН не предназначалась»[17].
Появились такие, относительно новые, масштабные проблемы, создающие реальную угрозу международному миру и безопасности, как международный терроризм и наркобизнес, трансграничные экологические проблемы, нищета, различные эпидемии, голод, а в связи с этим и появление в мире около 18 миллионов беженцев и 30 миллионов перемещенных лиц[18]. Все это приводит к появлению безвременных кризисных, с точки зрения мира и безопасности, зон во всем мире (таких как Сомали, Афганистан, Ирак, Палестина, Ливия).
«Политическая картина послевоенного мира после создания ООН кардинально изменилась. Если в момент учреждения из 51 -го государства-основателя только 4 были государствами Африки и 8- Азии, то сейчас в Организации более 50 африканских и 40 — азиатских государств. Это в свою очередь дает веские основания для большого числа стран ставить вопрос о несправедливом географическом представительстве в Совете Безопасности.
С момента создания ООН произошли масштабные геополитические изменения (на так называемой «великой шахматной доске»[19]). Уже нет существовавшего после второй мировой войны идеологического и политического противостояния между Востоком и Западом, прекратили свое существование ряд крупных и влиятельных многонациональных государств, таких как СССР, Чехословакия и Югославия, а США стали де-факто лидером современного однополярного миропорядка. Наряду с этим развитие экономики и демократии позволили выйти на мировую арену государствам - новым потенциальным супердержавам, экономическая и технологическая мощь которых представляет сегодня особое значение для решения важнейших международных проблем, в их числе такие страны как Индия, Бразилия, Китай. Существенное значение имеют и общеевропейские интеграционные процессы. Именно за последние пятьдесят лет на территории Европы создано единое экономическое, отчасти, и единое политическое пространство. Характеризуемые в соответствии с Уставом как «враждебные государства» — Япония и Германия перестали быть агрессорами и объективно входят в восьмерку наиболее влиятельных стран мира.
«Мир быстро изменяется, и ООН необходимо постоянно перестраиваться, чтобы соответствовать тем задачам, которые перед ней стоят»[20]. Однако практически никакие объективные изменения международной жизни не отразились на деятельности и структуре ООН, не повлекли должных изменений ее Устава.
Рядом исследователей приводятся и другие факторы «кризиса» ООН и Совета Безопасности. По результатам работы группы восемнадцати (образованной ГА в 1986 г.) в качестве факторов кризиса ООН были определены следующие обстоятельства:
кризис многосторонности, отсутствие соответствующей политической воли государств-членов;
отсутствие эффективного руководства (в данном случае это было связано с необходимостью усиления роли генерального секретаря);
некоторые структурные недостатки (в частности, в работе Секретариата)[21].
По оценке Американской ассоциации содействия ООН основных причин нынешнего кризиса ООН две, это:
неопределенность роли ООН в мире, ее неспособность к пересмотру своей роли в ответ на происшедшие в мире изменения;
ее неспособность к пересмотру своей роли в ответ на происшедшие в мире изменения[22].
В качестве существенных изменений международной жизни, на которые ООН должна была отреагировать реформами. Ассоциация определяет следующие:
рост национализма - с одной стороны, и невозможность национальных правительств решать своими силами внутренние проблемы — с другой;
глобализация мировой экономики посредством ГАТТ, МВФ, Всемирного банка и других международных структур;
изменения в структуре власти: вытеснение системы союзов, системой би или моно-полярности главным образом путем ядерного сдерживания;
более чем трехкратное увеличение численности членов ООН;
основная часть конфликтов переместилась за рамки тех форм, которые предусматривались Уставом ООН. Это, в первую очередь, гражданские войны, войны между одной сверхдержавой и страной третьего мира, террористические акции и т.д.;
возникновение угроз глобального масштаба, связанных с проблемами окружающей среды;
постоянное наличие в мире значительного числа бездомных и перемещенных лиц.
В действительности со всеми этими проблемами пришлось столкнуться Совету Безопасности за последние более чем пятьдесят лет. И именно эти проблемы и объективные факторы международной жизни в большей или меньшей степени рассматриваются многими исследователями как обусловившие современный кризис Совета Безопасности[23].
Как было рассмотрено выше, проблемы, связанные с созданием и функционированием Совета, имели место еще до подписания Устава ООН. Таким образом, если следовать этой логике, кризис ООН начался еще до рождения этой организации. C.B. Шатуновским-Бюрно, в частности, отмечается, что «можно много говорить о несовершенстве работы Совета Безопасности и о его ошибках и промахах, однако несколько разрешенных серьезных международных конфликтов, в числе которых можно гражданскую войну в Камбодже, конфликт в Новой Гвинее и еще несколько успешно проведенных операций, свидетельствует о его вполне бесспорных достижениях»[24].
Все вышеперечисленные факторы не являются свидетельствами кризиса, но, несомненно, характеризуют современную ситуацию вокруг Совета Безопасности, как требующую реформирования в условиях современного развития международного сообщества. Об этом свидетельствует также высказывания члена Комиссии международного права ООН, российского юриста-международника И. И. Лукашука, по мнению которого если и есть какие-то кризисные моменты в деятельности ООН, «то это моменты развития ООН, а не упадка»[25].
Таким образом, к моменту создания ООН история уже имела, и во многом неудачный, опыт работы международной организации подобного характера - Лиги Наций. В связи с этим, государства-основатели, и в первую очередь СССР, США, Великобритания и Франция, еще при подготовке Устава пытались максимально преодолеть те недостатки, которые привели к кризису Совета Лиги наций. Основным таким недостатком являлось установление международных отношений с позиции силы, осуществления агрессий против независимых государств с «молчаливого согласия» Совета Лиги наций, при невозможности каких-либо эффективных действий с его стороны. В связи с этим в Уставе появились положения, касающиеся ВИЖ, принудительных действий по решению Совета Безопасности в отношении агрессора, четко определялись полномочия Совета Безопасности при угрозе миру и актах агрессии.
При рассмотрении Устава ООН на конференции в Сан-Франциско структура, состав и процедура принятия решений в Совете Безопасности были одними из основных вопросов дискуссии. Еще тогда были заявлены актуальные и сегодня предложения об увеличении числа постоянных членов, введения процедуры их выборности на Генеральной Ассамблее, ротации непостоянных членов Совета Безопасности. Эти и многие другие вопросы были разрешены при подписании Устава ООН, однако далеко не единодушно.
За более чем полувековую историю Совет Безопасности столкнулся с такими проблемами, как появление ядерного оружия, международный терроризм, этнические конфликты, глобальные геополитические изменения, в том числе более чем в три раза увеличение количества членов организации и др. К сожалению, все эти объективные изменения международной жизни не отразились ни на структуре, ни на составе, ни на принципах работы Совета. Но говорить о кризисе Совета Безопасности необоснованно, - однако, необходимость его реформирования очевидна.
Глава 2. Основные направления реформирования Совета Безопасности ООН
§ 1. Проблема изменения структуры Совета Безопасности
Как отмечалось в докладах Рабочей группы на Генеральной Ассамблее, в процессе согласования выявилось общее настроение членов ООН расширить состав СБ с целью повышения его эффективности, справедливого географического представительства государств. Однако за все время существования Рабочей группы, а также Специальной комиссии по Уставу, общего мнения по характеру и объемам реформы добиться так и не удалось. На основании материалов Рабочей группы[26] можно составить общую картину о специфике позиций всех участвующих в этой группе стран. На основании анализа этих позиций видно, что основные дискуссии, а, в конечном счете, препятствия по согласованию общей позиции, лежат в сфере обсуждения рада определенных предложений, касающихся реформы состава СБ. Таковыми являются следующие проекты-предложения:
Информация о работе Совет Безопасности ООН: структура и функции, проблемы реформирования