Правовой статус гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ гражданско-правого статуса гражданина, выявление его особенностей и противоречий.
Цель работы определяет комплекс задач, необходимых для решения. Это раскрытие понятия правосубъектностии и ее элементов, рассмотрение признаков, индивидуализирующих гражданина как субъекта права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Гражданская правосубъектность – основа правового статуса гражданина………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие гражданской правосубъектности…………………………...5
1.2 Правоспособность граждан…………………………………………..13
1.3 Дееспособность граждан……………………………………………..17
1.4 Влияние различных обстоятельств на дееспособность…………….26
1.5 Опека и попечительство, патронаж по российскому
законодательству………………………………………………………………...34
Глава 2. Признаки, индивидуализирующие гражданина как субъекта права………………………………………………………………………………42
2.1 Имя гражданина……………………………………………………….42
2.2 Место жительства граждан…………………………………………..43
2.3 Правовое значение места жительства……………………………….48
2.4 Акты гражданского состояния……………………………………….58
Заключение………………………………………………………………..62
Список использованных источников……………………………………67
Приложения……………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

Правовой статус гражданина.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

По смыслу закона (ст. 18 ГК) право свободного выбора места жительства признается за дееспособными гражданами. В связи с этим заслуживает внимания вопрос, имеют ли такое право лица в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, а также граждане, дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК. Представляется правиль­ным высказанное в литературе мнение о том, что указанные граж­дане могут выбирать место жительства лишь с согласия родите­лей, усыновителей, попечителя.

Для некоторых категорий граждан предусматривается легаль­ное, т. е. определенное самим законом, место жительства. Во-пер­вых, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК). В случае проживания родителей или усыно­вителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают. Во-вторых, местом жительства недее­способных граждан, находящихся под опекой, считается место жи­тельства их опекунов.

Право свободного выбора места жительства на территории РФ принадлежит, как было отмечено, гражданам Российской Феде­рации. Однако нередки случаи, когда поселиться на территории РФ, избрав здесь место жительства, желают иностранные гражда­не и лица без гражданства. Возникающие в связи с этим отноше­ния регулируются государством, которое определяет иммиграци­онную политику, устанавливая специальные правила в целях предупреждения и предотвращения неконтролируемой и незакон­ной миграции на территории РФ.

Переселенцами признаются лица, которые меняют место жи­тельства в связи с переездом в другую местность не в индивиду­альном порядке, а по решению компетентных государственных органов, принятому в связи с определенными событиями: затоп­лением населенного пункта при строительстве гидротехнических сооружений, невозможностью проживания в прежнем месте жи­тельства по причине его зараженности радиацией или какими-то ядовитыми веществами, а также по природным условиям (угроза схода лавин, оползней и т. п.). Переселенцы во всех подобных слу­чаях меняют прежнее место жительства на новое. При этом на со­ответствующие государственные органы, организации и предпри­ятия возлагается обязанность обеспечения переселенцев жильем, работой и другими средствами для нормальной жизни.[39]

Иногда переселение осуществляется по соглашению граждан с государственными и иными органами с целью освоения отдален­ных и малонаселенных территорий, участия в новостройках и т. п. В подобных случаях отношения переселенцев с соответствующими органами определяется нормативными актами и договорами. При этом может быть предусмотрено возвращение переселенцев в прежнее место жительства.

Особый статус предусмотрен законом для вынужденных пе­реселенцев. Вынужденным переселенцем признается гражданин, покинувший место жительства не по своему желанию или рас­поряжению компетентного органа, а вынужденно, вследствие со­вершенного в отношении него лично или членов его семьи на­силия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по призна­ку расовой или национальной принадлежности, вероисповеда­ния, языка, а также по признаку принадлежности к определен­ной социальной группе или из-за политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых наруше­ний общественного порядка.

Согласно Закону РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» в редакции от 18 июля 2006г.[40] вынужденным переселенцем может быть признан при наличии указанных об­стоятельств гражданин РФ, вынужденный покинуть место жи­тельства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ. Возможно признание вынужденным пере­селенцем гражданина РФ, вынужденного покинуть место жи­тельства на территории одного субъекта РФ и прибывшего на территорию другого субъекта РФ. При определенных условиях вынужденным переселенцем может быть признан и иностранный гражданин или лицо без гражданства, а также гражданин быв­шего Союза ССР (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах).

Статус вынужденного переселенца гражданин получает при наличии решения соответствующего территориального органа миграционной службы, принятого по ходатайству этого гражда­нина. Получив удостоверение вынужденного переселенца, граж­данин приобретает право самостоятельно выбрать место жи­тельства на территории РФ, а также может в соответствии с уста­новленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание. Естественно, за ним признается право на прежнее место жительства.

Если понятие «вынужденные переселенцы» относится к граж­данам Российской Федерации, вынужденно покинувшим свое мес­то жительства, то «беженец» - это «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по призна­ку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принад­лежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлеж­ности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны свое­го прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие та­ких опасений».

Лицо признается беженцем по решению соответствующего органа исполнительной власти по миграционной службе. После принятия этого решения лицо, признанное беженцем, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные ст. 8 Закона о бе­женцах.

Беженец вправе ходатайствовать о предоставлении ему граж­данства РФ или обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ (п. 14 ст. 8 Закона о бежецах). Вместе с тем за беженцем признается право доброволь­но вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания, т. е. покинуть приобретенное в Российской Федерации место жи­тельства.

 

            2.3 Правовое значение места жительства

 

Точное определение места жительства имеет существенное значение для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости гражданских правоотношений, а также государствен­ных интересов.

Необходимость знать точное место жительства гражданина возникает при решении ряда вопросов правового характера. Так, вопрос о том, где должно быть исполнено обязательство, решает­ся во многих случаях в зависимости от места жительства участни­ков обязательственного правоотношения — кредитора и должни­ка (ст. 316 ГК). Местом открытия наследства согласно ст. 529 ГК РСФСР признается последнее постоянное место жительства на­следодателя. По месту жительства гражданина обычно решается вопрос о постановке его на учет для улучшения жилищных усло­вий (возможно обращение с этой целью и по месту работы).

С местом жительства связывается общее предположение (пре­зумпция) о том, что гражданин всегда находится в месте житель­ства, хотя бы в данный момент он и находился в другом месте. Например, в адрес постоянного места жительства всегда посыла­ются различные официальные вызовы и извещения, в том числе судебные повестки.

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. На­пример, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутст­вия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, ос­тавшемуся в месте жительства без надзора[41].

С целью устранения юридической неопределенности, вызван­ной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения указанных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутству­ющим. Безвестное отсутствие — удостоверенный в судебном по­рядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жи­тельства, если не удалось установить место его пребывания.

Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Таким образом, обращение в суд именуется в дан­ном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в по­рядке особого производства (ст. 245 ГПК). Понятия «заинтересо­ванные лица» в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся супруг, поскольку он может быть заинтересован в рас­торжении брака в упрощенном порядке; лица, состоящие на иж­дивении отсутствующего, поскольку они в случае признания его безвестно отсутствующим приобретают в соответствии с пенсион­ным законодательством право на пенсию по случаю потери кор­мильца. Заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть и другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняе­мого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т. п.), а также прокурор, органы государствен­ного управления, иные органы и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов дру­гих лиц.

Непременным условием признания гражданина безвестно от­сутствующим является отсутствие в месте его жительства сведе­ний о месте его пребывания в течение не менее одного года. День получения последних известий может быть подтвержден предъяв­лением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможнос­ти установить день получения последних известий началом без­вестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невоз­можности установить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания. Поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т. п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался[42].

Основные юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем.

Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если не­обходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управле­нии. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолжен­ность по иным обязательствам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом отсут­ствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведе­ний о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, кото­рых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовер­шеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также пога­шает его задолженность по другим обязательствам. По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может назна­чить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако по смыс­лу закона в этом случае опекун назначается только для охраны иму­щества и не может производить из него какие-либо выплаты. Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, воз­никает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.

В-третьих, согласно ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.

В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутству­ющим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке че­рез орган загса (п. 2 ст. 19 Семейного кодекса РФ).

В случае явки или обнаружения места пребывания граждани­на, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основа­нии решения суда отменяется доверительное управление имущес­твом гражданина и прекращаются другие юридические отноше­ния, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвиди­рует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Между тем при дли­тельном отсутствии гражданина, если невозможно установить мес­то его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юридические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установле­ны в официальном порядке, ибо ошибка в решении этого вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим. Условиями объявления умер­шим являются:

1)   отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течение пяти лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в определенных случаях, указанных в законе, — шести месяцев;

2)   неполучение в течение указанных сроков сведений о месте пребыва­ния гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.

Сокращенный шестимесячный срок для объявления гражда­нина умершим применяется, как сказано в законе, если гражда­нин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Например, если известно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонувшего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку предположение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Однако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объявляет его умер­шим на основании презумпции смерти во время несчастного слу­чая. Особо закон определяет условия объявления умершим гражда­нина, пропавшего во время военных действий: он может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК).

Информация о работе Правовой статус гражданина