Правовой статус гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ гражданско-правого статуса гражданина, выявление его особенностей и противоречий.
Цель работы определяет комплекс задач, необходимых для решения. Это раскрытие понятия правосубъектностии и ее элементов, рассмотрение признаков, индивидуализирующих гражданина как субъекта права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Гражданская правосубъектность – основа правового статуса гражданина………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие гражданской правосубъектности…………………………...5
1.2 Правоспособность граждан…………………………………………..13
1.3 Дееспособность граждан……………………………………………..17
1.4 Влияние различных обстоятельств на дееспособность…………….26
1.5 Опека и попечительство, патронаж по российскому
законодательству………………………………………………………………...34
Глава 2. Признаки, индивидуализирующие гражданина как субъекта права………………………………………………………………………………42
2.1 Имя гражданина……………………………………………………….42
2.2 Место жительства граждан…………………………………………..43
2.3 Правовое значение места жительства……………………………….48
2.4 Акты гражданского состояния……………………………………….58
Заключение………………………………………………………………..62
Список использованных источников……………………………………67
Приложения……………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

Правовой статус гражданина.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

В юридической литературе категории правосубъектности под­час придается не обобщающий, а индивидуализирующий харак­тер, т. е. под правосубъектностью понимают не то, какими качест­вами должны обладать субъекты гражданского права в целом, а то, какое качество необходимо иметь отдельному субъекту для того, чтобы быть признаваемым законом участником гражданских от­ношений. В соответствии с последней позицией обладания одной лишь гражданской правоспособностью достаточно для признания недееспособного ребенка субъектом гражданского права, но при этом как бы выносится за скобки восполнение его недееспособно­сти дееспособностью его законных представителей. Тождество гражданской правосубъектности с гражданской правоспособно­стью признает С. Н.Братусь[13].

Обладания гражданской правосубъектностью для субъекта недостаточно, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и нести обязанности. Правосубъектность выступает предпо­сылкой обладания субъективными правами, для возникновения которых необходим помимо этого юридический факт, влекущий на основе правосубъектности возникновение конкретного субъектив­ного права. Наделенный правосубъектностью гражданин сам по себе еще не является обладателем тех или иных субъективных прав, законом за ним признается лишь абстрактная возможность их приобретения в результате каких-либо действий или событий – юридических фактов. Так, гражданин может потенциально быть собственником жилого дома, но для реализации этой воз­можности дом необходимо построить, купить, унаследовать или приобрести каким-либо иным способом. Лишь тогда абстрактная возможность правообладания воплотится в конкретном субъек­тивном праве — праве собственности.

Правосубъектность носит абстрактный характер, т. е. это обоб­щенная возможность правообладания, которая не может быть представлена в виде набора или комплекса отдельных субъектив­ных прав. Не следует представлять правосубъектность и как посто­янно изменяющуюся, динамичную категорию, зависящую от объе­ма конкретных прав и обязанностей, которыми наделен гражда­нин. Гражданская правосубъектность — это признаваемая в рав­ной мере за всеми лицами максимально полная, суммарно выра­женная возможность правообладания, абстрактный характер кото­рой как раз и проявляется в ее обобщающей характеристике. Чтобы охарактеризовать объем субъективных прав и обязанностей субъек­та, а также его правовые возможности, правильнее говорить о пра­вовом статусе.

Абстрактный характер правосубъектности не позволяет трак­товать ее и как особое субъективное право — «право на право». Отличие в неизменяемости правосубъектности при ее реализации, в то время как реализация субъективных прав всегда сопровожда­ется их модификацией, т. е. динамикой. К примеру, реализуя та­кой элемент правосубъектности, как возможность совершения сделок, указанная возможность не претерпевает никаких измене­ний, но в то же время происходит приобретение, изменение или утрата каких-либо прав и обязанностей субъекта, т.е. динамиче­ское изменение комплекса субъективных прав лица[14].

Абстрактный характер правосубъектности, с одной стороны, и установление ее законом, с другой, предполагают независимость правосубъектности от чьей-то воли и чьих-то действий. Ограниче­ния правоспособности или дееспособности могут осуществляться только в случаях и порядке, установленных законом. Действия са­мих граждан, направленные на полный или частичный отказ от правосубъектности, и другие действия, ограничивающие право­способность и дееспособность гражданина, ничтожны (ст. 22 ГК), т.е. не имеют юридической силы. Как правило, ограничения пра­восубъектности связаны либо с заболеванием гражданина, в ре­зультате которого он не способен адекватно оценивать собствен­ные действия, либо в качестве санкции за правонарушение. Например, за совершенное преступление гражданин лишается права на определенный срок заниматься предпринимательской деятель­ностью, что ограничивает один из элементов правоспособности гражданина. Ограничение дееспособности чаще связано с различ­ными психическими заболеваниями. Так, если вследствие заболе­вания гражданин не может осознавать значение совершаемых им действий или руководить ими, то по решению суда он может быть признан недееспособным (ст. 29 ГК). Кроме того, Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. (ред. от 27.07.2010г.)[15] предусмотрена возможность ограни­чений осуществлять отдельные виды профессиональной деятель­ности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности. Указанные ограничения устанавливаются врачебной комиссией на основании оценки состояния здоровья гражданина на срок не свыше 5 лет и могут быть обжалованы в суд (ст. 6 За­кона).

 

1.2 Правоспособность граждан

 

Закон определяет правоспособ­ность как способность иметь гражданские права и нести обязан­ности (ст. 17 ГК). Правоспособности свойственны абстрактность и неотчуждаемость. Содержание правоспособности граждан рас­крывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законо­дательством. Именно поэтому, давая характеристику правоспособ­ности граждан, подчеркивают не только то, что она приурочена к гражданину (иностранцу, лицу без гражданства) как психофизи­ческой особи, но и присущие ей социально-юридические качест­ва. Специально посвященная объему правоспособности граждан ст. 18 ГК дает перечень только основных, наиболее значимых гражданских прав, к числу которых относятся возможность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать иму­щество; заниматься предпринимательской либо любой иной дея­тельностью, не запрещенной законом; создавать юридические ли­ца; совершать сделки и участвовать в обязательствах; избирать ме­сто жительства; иметь права автора. Кроме того, гражданин вправе иметь иные имущественные и личные неимущественные права, включая и такие, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законо­дательства. Перечень правовых возможностей, приведенный в ст. 18 ГК, не является исчерпывающим, однако он дает представ­ление о наиболее значимых правах, возможность обладания кото­рыми составляет содержание гражданской правоспособности. Так, возможность иметь имущество на праве собственности является необходимой предпосылкой не только самого права собственно­сти, но и большинства иных гражданских правоотношений, включая обязательственные, поскольку невозможно вступать в имущественные отношения, не обладая способностью стать собственни­ком вещи[16].

Гражданской правоспособностью в равной мере обладают все граждане. Это не означает, что объем конкретных субъективных прав каждого гражданина равен объему прав другого гражданина, но объем возможностей иметь такие права является равным неза­висимо от конкретного объема прав и обязанностей конкретного лица. Поэтому, когда гражданин производит отчуждение принад­лежащего ему имущества либо суд это имущество конфискует, не происходит никаких изменений в содержании правоспособности гражданина, ибо кроме оставшихся у него прав на то или иное имущество он в любой момент может приобрести новые. Таким образом, чтобы лишить гражданина возможности иметь имущест­во на праве собственности как элемента содержания правоспособ­ности, необходимо, чтобы он не мог иметь на праве собственности любое имущество, что исключено. Означает ли это, что ограни­чить правоспособность гражданина вообще нельзя? Нет, сущест­вуют такие возможности, которые поддаются ограничению имен­но в их обобщенном значении, например, возможность выбирать место жительства может быть ограничена указанием на обязанность гражданина проживать в конкретном месте либо запреще­нием проживать где-либо, может быть ограничена и возможность занятия предпринимательской деятельностью. Однако подобные ограничения совершаются лишь в случаях и порядке, установлен­ных законом. Так, лишение свободы, лишение права заниматься предпринимательской деятельностью, а также иные уголовные и административные наказания представляют собой допускаемые законом ограничения правоспособности граждан, применяемые в качестве санкции за совершенное преступление или админист­ративное правонарушение[17]. Правоспособность гражданина или отдельные ее элементы не могут быть ограничены ни его собствен­ными действиями, ни действиями других лиц, если последние прямо не уполномочены на то законом. Так, юридически ничтож­но обязательство гражданина покинуть город, где он живет, чтобы впредь не встречаться со своей бывшей женой и сыном. Однако сам гражданин, дав такое юридически ничтожное обещание, мо­жет его исполнить. Ограничивается ли исполнением такого обе­щания его правоспособность? Нет, поскольку он вправе как остаться проживать в том же городе, так и переехать в другой по собственному желанию. Возможность выбора места жительства для него гарантирована и никто не вправе принуждать его к этому юридическими мерами[18]. Разумеется, закон не может запретить бывшей жене использовать меры морального порядка, однако ес­ли он не пожелает выехать из города, он не только не нарушит ка­кого-либо юридического требования, но, напротив, реализует свое право на выбор места жительства. Мотивы, которыми гражданин руководствуется, принимая свое решение, не имеют значения.

Правоспособностью гражданин наделен с момента рождения и до самой смерти. Определение моментов рождения и смерти не со­ставляет предмет юридической науки, поскольку речь идет о чисто физиологических понятиях. Для права важно лишь, что с момен­та, когда гражданин считается родившимся (медицина, как прави­ло, руководствуется в этом случае критерием начала самостоятель­ного дыхания), ребенок приобретает гражданскую правоспособ­ность. В законе встречается упоминание в качестве одного из возможных наследников ребенка, зачатого при жизни наследодателя, но родившегося после его смерти, т.е. еще не родившегося ребенка. Такой ребенок не наделяется правоспособностью либо какими-то субъективными правами, но закон предусматривает ох­рану его интересов как возможного наследника, которая сводится к закреплению его возможной доли в наследстве, при условии ес­ли ребенок родится живым. Если же ребенок родится мертвым, то он и не будет призван к наследованию.

Правоспособность прекращается смертью гражданина. С определением момента смерти связано много различных медицин­ских и правовых вопросов, в частности, таких, как возможность изъятия органов для трансплантации. В медицине различают со­стояние клинической смерти (когда происходит остановка рабо­ты отдельных органов – сердца, почек, головного мозга, однако существует возможность восстановления жизнеспособности ор­ганизма) и биологической смерти (когда начинаются необратимые процессы в организме человека). Для определения момента, с ко­торым гражданское законодательство связывает прекращение пра­воспособности, следует говорить о биологической смерти, когда возврат человека к жизни исключен. В противном случае следова­ло бы признать, что если после наступления клинической смерти гражданин усилиями реаниматологов возвращен к жизни, его пра­воспособность, прекратившись на какое-то время, возникла вновь. Правоспособность возникает один раз и прекращается так­же только один раз. Никаких изменений не претерпевает право­способность гражданина и в случаях объявления судом гражданина умершим. При вынесении такого решения суд исходит не из достоверных фактов о смерти гражданина, а из предположения о его возможной смерти. Поэтому, хотя правовые последствия та­кого решения такие же, как и при смерти гражданина (в частно­сти, происходит открытие наследства), его правоспособность либо продолжает существовать до момента фактической смерти либо прекратилась еще до вынесения судом соответствующего решения (если гражданина на самом деле нет в живых).

 

1.3  Дееспособность граждан

 

Закон определяет дееспособность как «способность гражданина своими действиями приобретать и осу­ществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их» (ст. 21 ГК). Наиболее существенны­ми элементами содержания дееспособности граждан является воз­можность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную от­ветственность (деликтоспособность).

ГК в качестве элемента дееспособности гражданина выделил также возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 23 ГК). В соответствии с ГК предприниматель­ской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск дея­тельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (ст. 2 ГК). Одним из обязательных условий осуществления гражданами пред­принимательской деятельности является государственная регист­рация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В отличие от юридического лица, которое для того, чтобы стать субъектом гражданского права, проходит процедуру государствен­ной регистрации, гражданин уже является субъектом гражданско­го права. Процедура же государственной регистрации необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться га­рантиями осуществления предпринимательской деятельности, а с другой – для возложения на него вытекающих из нее обязанно­стей по налогообложению, соблюдению правил осуществления указанной деятельности и т.п. (п. 3 ст. 23 ГК). Например, если гражданин совершит сделку купли-продажи, выполнит какую-ли­бо работу без регистрации в качестве предпринимателя, это не оз­начает, что такая деятельность будет считаться незаконной лишь в силу отсутствия регистрации. Гражданин в этом случае не будет иметь статуса предпринимателя, в связи с чем его действиям закон не предоставит защиту, предусмотренную для предпринимателей. Напротив, если гражданин пожелает избежать, например, повы­шенной ответственности и умышленно будет уклоняться от госу­дарственной регистрации при осуществлении предприниматель­ской деятельности, то в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК суд вправе будет применить к совершенным гражданином сделкам правила

ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Так, в п. 13 постановления Пленума Вер­ховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 разъяснено, что споры с участием граждан, осущест­вляющих предпринимательскую деятельность, но не прошедших государственную регистрацию, подведомственны судам общей юрисдикции, а не арбитражным судам.

Для государственной регистрации предприниматель представляет заявление, составленное по установленной форме, и документ об уплате регистрационного сбора. Требование представления иных документов или совершение иных действий при регистрации (продлении срока действия свидетельства о регистрации) пред­принимателя не допускается. Как видно, для получения статуса предпринимателя достаточно обладать гражданской дееспособно­стью, поскольку оценка иных обстоятельств, например финансо­вого состояния, профессиональной подготовленности и т.п., не может быть осуществлена на основании представляемых гражда­нином документов. Однако при осуществлении гражданином предпринимательской деятельности, требующей лицензирования, лицензирующий орган вправе проверить и квалификационные требования, предусмотренные законом для данного вида деятель­ности (ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.[19]).

Информация о работе Правовой статус гражданина