Правовой статус гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ гражданско-правого статуса гражданина, выявление его особенностей и противоречий.
Цель работы определяет комплекс задач, необходимых для решения. Это раскрытие понятия правосубъектностии и ее элементов, рассмотрение признаков, индивидуализирующих гражданина как субъекта права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Гражданская правосубъектность – основа правового статуса гражданина………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие гражданской правосубъектности…………………………...5
1.2 Правоспособность граждан…………………………………………..13
1.3 Дееспособность граждан……………………………………………..17
1.4 Влияние различных обстоятельств на дееспособность…………….26
1.5 Опека и попечительство, патронаж по российскому
законодательству………………………………………………………………...34
Глава 2. Признаки, индивидуализирующие гражданина как субъекта права………………………………………………………………………………42
2.1 Имя гражданина……………………………………………………….42
2.2 Место жительства граждан…………………………………………..43
2.3 Правовое значение места жительства……………………………….48
2.4 Акты гражданского состояния……………………………………….58
Заключение………………………………………………………………..62
Список использованных источников……………………………………67
Приложения……………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

Правовой статус гражданина.doc

— 328.00 Кб (Скачать)


1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Гражданская правосубъектность – основа правового статуса гражданина………………………………………………………………………...5

1.1    Понятие гражданской правосубъектности…………………………...5

1.2    Правоспособность граждан…………………………………………..13

1.3    Дееспособность граждан……………………………………………..17

1.4    Влияние различных обстоятельств на дееспособность…………….26

1.5    Опека и попечительство, патронаж  по российскому

законодательству………………………………………………………………...34

 

Глава 2. Признаки, индивидуализирующие гражданина как субъекта права………………………………………………………………………………42

2.1 Имя гражданина……………………………………………………….42

2.2 Место жительства граждан…………………………………………..43

2.3 Правовое значение места жительства……………………………….48

2.4 Акты гражданского состояния……………………………………….58

 

Заключение………………………………………………………………..62

 

Список использованных источников……………………………………67

 

Приложения……………………………………………………………….70

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших понятий гражданского законодательства является понятие субъектов пра­ва, т. е. лиц, выступающих в качестве участников имущественных и личных неимущественных отношений.

К числу субъектов гражданско-правовых отношений по наше­му законодательству относятся в первую очередь люди – члены общества. Вместе с тем нередко говорят о гражданско-правовом положении личности, о правах человека и гражданина. Какое из названных понятий наиболее соответствует понятию субъекта гражданского права?

Употребление понятия «личность» для указанных целей было бы неточным, поскольку личность с точки зрения психологии и философии – такой субъект общественных отношений, который обладает определенным уровнем психического развития. Качест­ва личности присущи психически здоровому человеку, достигше­му определенного возраста, способному в силу интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных отношений, формировать свою позицию, отвечать за поступки. Следовательно, не каждого человека можно считать личностью. Понятие «лич­ность» является более узким по сравнению с понятием «человек».

Как правильно подчеркивается в юридической литературе, лич­ностью не рождаются, а ею становятся, а ею становятся[1]. 

Признание субъектами гражданского правоотношения только личностей означало бы непризнание субъектами людей, которые не обладают качеством личности (малолетние, душевнобольные).  Подобное решение явно противоречило бы гражданскому законодательст­ву, признающему субъектом гражданского права каждого челове­ка независимо от его возраста и состояния здоровья.

Понятие «человек» в смысле субъекта права широко употреб­ляется в различных международных документах и в законодатель­стве. Так, в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., записано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности»[2].

Декларация прав и свобод человека и гражданина, провозгла­шенная в Российской Федерации, в ч. 1 ст. 5 предусматривает, что «каждый имеет право на приобретение и прекращение граждан­ства Российской Федерации». Человек в подобных случаях рас­сматривается как существо, соединяющее в себе биологические и социальные начала, ему присуща форма развития психики – со­знание. Человек – общественное существо, он, как говорится в Преамбуле Всеобщей декларации прав человека, член «человечес­кой семьи».

Человек – субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. Однако гражданское законодательство Российской Федерации для обозначения человека как субъекта гражданских прав и обязанностей употребляет другое понятие – «гражданин». Нередко, это понятие характеризует человека не как «члена человеческой семьи», а как лицо, состоящее в определенной связи с государством. Следовательно, гражданин – понятие юридическое.

Целью работы является анализ гражданско-правого статуса гражданина, выявление его особенностей и противоречий.

Цель работы определяет комплекс задач, необходимых для решения. Это раскрытие понятия правосубъектностии и ее элементов, рассмотрение признаков, индивидуализирующих гражданина как субъекта права.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении гражданином своих прав и обязанностей.

Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства, определяющие правовой статус гражданина.

Глава 1. Гражданская правосубъектность – основа правового статуса гражданина

 

1.6    Понятие гражданской правосубъектности

 

Общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, существу­ют между людьми. В отношения могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками. К числу таких образований относятся организации, именуемые юридическими Лицами, а также особые субъекты гражданского права — государства, националь­но-государственные и административно-территориальные образо­вания. Наряду с термином «юридические лица» закон использует термин «физические лица», которым охватываются не только граждане России[3], но также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании.

Исторически представление о правовом положении лица свя­зывалось с его принадлежностью к определенной социальной об­щности: роду, семье. Отдельный человек, в отрыве от родо-семейного образования, не рассматривался как носитель каких-либо прав. Благодаря развитию римского права появляется понятие persona, которое подавляющим большинством исследователей пе­реводится и интерпретируется как понятие «субъект права», «ли­цо»[4]. Термин persona обозначал юридически значимый момент личности, задействованный в правоотношении.

Понятие правосубъектности, применяемое в современной тео­рии права, определяет, какими качествами должны обладать субъ­екты права для того, чтобы иметь права и нести обязанности в со­ответствующей отрасли права. Представления о гражданской пра­восубъектности связываются с наличием у лиц таких качеств, как правоспособность и дееспособность. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, сопровождают человека на протяжении всей его жизни: с момента рождения и до его смерти. Естественно, трудно представить новорожденного ребенка, напри­мер, заключающим договор, однако новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущест­во, стать собственником и т. п. Для правового регулирования эко­номического оборота необходимо придать отношениям достаточ­но устойчивый характер, чтобы они складывались бы из осознан­ных волевых действий сторон. Вместе с тем из отношений, регулируемых гражданским правом, не могут полностью выклю­чаться граждане, не обладающие должным уровнем психического развития. Для решения этих задач в гражданском праве и появи­лись такие категории, как правоспособность и дееспособность. Первая – правоспособность – означает способность иметь граж­данские права и нести обязанности, вторая – дееспособность – означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязан­ности и исполнять их. Если правоспособность признается в рав­ной мере за всеми гражданами с момента рождения и до смерти, _о дееспособность возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме – с восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия.

Римское право не различало категорий правоспособности и дееспособности и оперировало единым понятием правоспособно­сти (caput). Встречающееся в работах исследователей использование термина «дееспособность» применительно к периоду римского права обусловлено применением современного термина к сходным от­ношениям, существовавшим в римском праве. Правоспособным признавалось лицо, обладающее свободой (status libertatis), граждан­ством (status civitatis) и семейной самостоятельностью (status  familiae). Полностью правоспособными являлись только свободные, самостоятельные (не подвластные родительской власти) римские граждане. Гражданская честь, вероисповедание, пол, возраст, со­стояние здоровья, родство, место жительства и иные обстоятельства оказывали влияние на полноту правоспособности[5].

Действительный отрыв правоспособности от дееспособности происходит в эпоху буржуазных революций. С целью устранения феодальных, сословных и иных различий между членами граждан­ского общества провозглашается принцип равной правоспособно­сти[6]. Однако обойти необходимость лишь постепенного наделе­ния субъекта возможностью совершения определенных действий невозможно, поэтому категория дееспособности получает само­стоятельное значение и начинает существовать «в отрыве» от пра­воспособности. Гражданское законодательство стран континен­тальной правовой семьи содержит преимущественно сходные положения о правоспособности и дееспособности граждан. При этом законодательно правоспособность и дееспособность, как правило, помещены в разных разделах законодательного акта. Так, Французский гражданский кодекс (ФГК) открывается кни­гой 1 «О лицах», в которой закреплены основные положения о правоспособности граждан, их месте жительства, безвестном от­сутствии, опеке и попечительстве[7]. Положения же о гражданской дееспособности помещены в книгу 3, в которой говорится о раз­личных способах приобретения права собственности (сделках). Сама же дееспособность рассматривается как условие действительности договоров (ст. 1123 ФГК). Аналогично размещены нор­мы и в Германском гражданском уложении (ГГУ), где понятием «дееспособность» открывается раздел «Сделки», а раздел «Лица» содержит только положения о правоспособности физических лиц. Судебная практика Великобритании и США различают «пассивную правовую способность» (passive capacity), что по смыс­лу соответствует понятию правоспособности, и «активную право­вую способность» (active capacity), «способность к совершению правового акта» (capacity for perfomance of legal act), что означает дееспособность[8].

Одно из основных достижений буржуазных революций – провозглашение принципа равной правоспособности. «Всякий фран­цуз пользуется гражданскими правами», — гласит ст. 8 ФГК. Уста­новление равенства независимо от происхождения, сословного положения, национальности означало, что участие в гражданском обороте вправе принимать любые лица[9]. Однако акцент на при­надлежности к определенному государству («всякий француз») не означает предоставления определенных преимуществ в граждан­ском обороте соответствующим лицам, а свидетельствует об опре­деленных границах суверенитета государства, законы которого мо­гут быть адресованы прежде всего собственным гражданам. Зако­нодательства практически всех стран содержат положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, равной с гражданами соответствующего государства правоспособности. Несмотря на выраженную во ФГК наиболь­шую радикальность в устранении сословных и иных различий, многие страны длительное время сохраняли изъятия из принципа равной правоспособности для отдельных национальных и сослов­ных групп. Показательна в этом отношении дореволюционная Россия, законодательство которой ограничивало правоспособ­ность лиц в зависимости от подданства, национальности, вероис­поведания и сословной принадлежности. Наиболее существенно правоспособность ограничивала национальность. Так, специаль­ные положения устанавливали особый правовой статус поляков и евреев. Для поляков основным ограничением правоспособности являлась недопустимость приобретать права на землю, а для евре­ев — ограничение права выбора местожительства[10].

Современные страны Европы и Америки сохранили в целом положения, касающиеся правоспособности граждан, возникшие в XIX в. Сложнее обстоит дело с правосубъектностью в мусуль­манских странах. Вопросы личного статуса оказались наиболее за­висимыми от влияния классического религиозного права. Личное и семейное право, которое содержало нормы ритуального и рели­гиозного поведения, всегда считалось наиболее важным в шариа­те, хотя теоретически все отрасли мусульманского права одинако­во связаны с религией ислама[11]. Попытки кодификации предписа­ний, относящихся к личному статусу, натыкались на запрещения религиозных догматов, даже в той части, которая касалась изложе­ния уже применявшихся норм. Первой кодификацией мусульман­ского права, получившей силу закона, был иранский Гражданский кодекс (1927-1935 гг.), в дальнейшем подобные преобразования произошли в Сирии, Тунисе, Марокко, Иордании, Ираке, Юж­ном Йемене[12]. Характерной чертой правоспособности в мусуль­манских странах является сохранение семейной зависимости: вла­сти мужа над женой, отца над сыном и т.д.

Понятия правоспособности и дееспособности можно опреде­лить как социально-юридические качества. Социальные — посколь­ку эти качества связаны исключительно с человеческим индивиду­умом, юридические — поскольку именно от обладания ими зави­сит, признается ли гражданин субъектом гражданско-правовых отношений или нет, и именно законом определяются объем и со­держание этих категорий. Отрыв правоспособности от дееспособ­ности может иметь место в отношении граждан, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств. Юридические лица, государства, национально-государственные и административ­но-территориальные образования обладают правоспособностью и дееспособностью в их неразрывном единстве.

В то же время гражданская правосубъектность не может быть охарактеризована отдельно в отношении граждан, юридических лиц и иных субъектов гражданского права. Это понятие должно охватывать всех субъектов гражданского права, а не наделять каж­дого из субъектов собственной правосубъектностью. Юридические лица, государства, национально-государственные и администра­тивно-территориальные образования обладают обеими возможно­стями в их неразрывном единстве; о гражданах, как видим, такого сказать нельзя. Может ли гражданин, обладающий только право­способностью и не достигший возраста наступления дееспособно­сти, быть полноценным субъектом гражданского права? Сам еди­нолично – нет, однако отсутствие у него дееспособности может быть восполнено действиями его законных представителей – родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Таким образом, в качестве обобщающей категории гражданская правосубъектность означает единство право- и дееспособности.

Информация о работе Правовой статус гражданина