Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 06:04, курсовая работа
Одной из важнейших задач любого государства является своевременное и полное удовлетворение общественных потребностей в материальных и нематериальных благах. На нужды общественного потребления в зарубежных странах в настоящее время расходуются значительные бюджетные средства (так, в США их размер составляет до 33% ВВП, в странах Западной Европы - от 35 до 48% ВВП этих стран). Опыт США, Канады, Японии, стран - членов ЕС и многих других зарубежных стран убеждает, что в экономике рыночного типа особенно велика роль государственного заказа как инструмента государственного регулирования, позволяющего реализовывать общественные потребности на основе эффективного взаимодействия государства и частного сектора экономики.
Действующее законодательство предусматривает возможность самостоятельного формирования госзаказов на уровне субъектов РФ. Потребности субъектов РФ в товарах (работах, услугах), необходимых для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ, определяются органами государственной власти субъектов РФ, которые устанавливают порядок формирования региональных государственных заказов, их состав и объемы. Государственные органы и уполномоченные государственные учреждения Московской области представляют в уполномоченный орган предложения по объему и укрупненной номенклатуре, а также прогнозируемой стоимости продукции, подлежащей закупке для областных нужд. Уполномоченный орган в установленные сроки осуществляет обобщение и анализ представленной информации. Также он формирует параметры (показатели) объемов данной продукции по укрупненной номенклатуре для включения в прогноз социально-экономического развития Московской области на очередной финансовый год. После этого уполномоченный орган представляет в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, исполняющий областной бюджет, предложения по прогнозируемым объемам расходов на закупку продукции для областных нужд. Последний, составляя проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год, формирует расходы на закупку продукции для областных нужд. При этом учитываются представляемые уполномоченным органом предложения, касающиеся прогнозируемого поступления доходов в областной бюджет.
К примеру, в Пензенской области областной заказ изначально формировался в соответствии с Порядком формирования областного государственного заказа, утвержденным постановлением правительства области. После принятия бюджета области на очередной финансовый год областными органами исполнительной власти разрабатываются бюджетные заявки, которые согласовываются с Министерством финансов области и передаются в комитет экономики правительства области. Комитет экономики с учетом представленных предложений по объему товаров (работ, услуг) для областных государственных нужд и с учетом ресурсных возможностей области формирует сводный перечень областного госзаказа и представляет его на рассмотрение в правительство области. После утверждения сводный перечень публикуется в областном официальном печатном издании и других средствах массовой информации. 13
Следует отметить, что в отдельных субъектах РФ формируется объединенный государственный заказ. Так, Администрация Ростовской области формируется объединенный региональный госзаказ. При этом в данном субъекте РФ исходят из того, что объединение отдельных заказов по однотипной продукции позволяет получить дополнительную экономию бюджетных средств за счет закупок больших партий продукции.
Процесс формирования объединенного регионального заказа заключается в следующем. Государственные заказчики в срок до 1 октября текущего года с учетом предложений подведомственных учреждений планируют свою потребность в продукции на будущий финансовый год. Затем они передают сведения в министерство экономики области, которое разрабатывает сводный прогноз по объемам закупок соответствующих видов продукции. В дальнейшем данное министерство формирует проект объединенного регионального госзаказа по однотипной продукции и предложения по его организаторам и вносит его для утверждения на заседание правительства области. Формирование объединенного госзаказа позволяет достичь существенной экономии бюджетных средств при последующем размещении заказа14.
Следует отметить, что в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах»15 говорится о необходимости совершенствования механизма государственных закупок за счет консолидации заказов. Одним из способов решения данной задачи является формирование объединенных госзаказов, что может рассматриваться в качестве одного из направлений централизации системы госзаказов.
Таким образом, механизм формирования госзаказов в субъектах РФ выработан. Госзаказы в соответствии с установленными правилами ежегодно формируются и в дальнейшем исполняются. Практика в сфере отношений по госзаказам показывает, что в последнее время все больше внимания государства, средств массовой информации, организаций гражданского общества уделяется вопросам, связанным с номенклатурой и объемами закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), а также расходами на данные цели.
Как известно, в законодательстве по госзаказам изначально в качестве одной из основных выделялась цель эффективного расходования бюджетных средств. Как уже отмечалось выше, в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» также в качестве одного из основных направлений выделено обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти. В целях повышения эффективности использования ресурсов при закупках товаров и услуг для государственных нужд поставлена задача по обеспечению снижения расходов за счет практики необоснованного завышения цен. При этом особо выделены закупки для нужд обороны, закупки лекарств, строительство и реконструкция автомобильных дорог, применительно к которым отмечается значительное завышение цен.
Практика свидетельствует о том, что нередко, в том числе в условиях финансово-экономического кризиса (когда возникли трудности с наполняемостью бюджетов различных уровней), в качестве предмета (объекта) заказов выступают, в частности, излишне дорогостоящие товары (мебель, люстры, автомобили, сувенирная продукция и т.д.), услуги по проведению праздничных мероприятий и т.п. То есть актуальным является вопрос о том, на какие цели расходуются бюджетные средства. Это имеет особое значение в условиях провозглашения режима строжайшей экономии бюджетных средств. 16
Практика так же показывает, что решение вопроса о ценах, по которым закупаются товары (результаты работ, услуги), непосредственно связано со стадией формирования заказов. В это время определяются (обосновываются) лимиты бюджетного финансирования, которые в большинстве случаев являются неким ориентиром для установления начальной (максимальной) цены государственного контракта, объявляемой при размещении госзаказов. Завышение лимитов бюджетного финансирования может привести к заключению государственных контрактов по завышенным ценам, создать предпосылки для коррупционных проявлений.
Государственные и муниципальные нужды являются предпосылкой системы правоотношений государственных и муниципальных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Выявление этих нужд, и их отграничение от нужд иных субъектов предопределяет сущность отношений по размещению государственных и муниципальных заказов.
Выявленная сущность государственных и муниципальных нужд предопределяет, что обязательным субъектом правоотношений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд на любой их стадии может выступать исключительно соответствующее публично-правовое образование, а не созданные им юридические лица.
Государственный контракт, являясь гражданско-правовой категорией, должен регулироваться в прямом соответствии с принципами и нормами гражданского права. При этом гражданское право как отрасль не интересуют мотивы, по которым государство вступает в гражданские отношения, они в большинстве своем находятся за рамками гражданско-правового регулирования. Для гражданского права имеют значение возникающие в связи с этим правоотношения, а также их внешнее закрепление.
Государство (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) вступает в договорные отношения с иными субъектами гражданского права на основе принципа юридического равенства его правового положения и по поводу какого-либо рода материальных благ, подлежащих денежной оценке.
В силу указанных особенностей участия
государственных и
Отношения, входящие в предмет гражданско-правового регулирования, динамичны: одни институты устаревают, появляются новые, подход к ряду институтов меняется. Все это требует соответствующей оперативной реакции законодателя, модернизации существующих актов, принятия новых актов. В случае если издание данных актов диктуется интересами общества и государства, в целях соблюдения целостности системы гражданского законодательства и единства гражданского права, возможно рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в ГК РФ одновременно с принятием подобных актов.
Можно сделать вывод о том, что в современный период правила установленные в данной сфере является, безусловно, позитивным явлением. Вместе с тем детальный анализ его правовых норм и практики их реализации еще впереди. Не следует также забывать о том, что законодателем постоянно вносятся изменения и дополнения, что явно не способствует стабильности законодательства в рассматриваемой сфере. Рынок государственных закупок - это не совсем частнокапиталистический рынок, где конкуренция продавцов и личная заинтересованность покупателя оказываются мощнейшим экономическим стимулом.
В настоящий момент законопроект о
Федеральной Контрактной
Федеральная контрактная система
предполагает полную прозрачность закупок,
конкуренцию в федеральной
Предусматривается обязанность госзаказчиков
обнародовать планы закупок на сайте
на три года вперед, а на текущий
год в более подробном плане-
Законодательство Российской Федерации и другие нормативные акты
1. Российская Федерация.
Законы. Конституция Российской
Федерации, принята
2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. Режим доступа
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. М.: Проспект, КНОРУС, 2012.
4. Российская Федерация.
Законы. «О размещении заказов
на поставки товаров,
Монографии, учебники, комментарии, статьи и другая справочная литература
1 Например, Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ; Федеральный закон «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 г.
2 См.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого — М., 1997, с 70
3 См.: Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право РФ: Учебник. Ч. I: Сущность и основные институты адми-нистративного права. — М.: Изд-во "ТЕИС", 1994, с. 68.
4 См.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, с. 72.
5 См.: Чернышев К. Новые понятия договорного права // Хозяйство и право, 1995, № 11, с. 45-55.
Информация о работе Поставка товаров для государственных нужд