Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 06:04, курсовая работа
Одной из важнейших задач любого государства является своевременное и полное удовлетворение общественных потребностей в материальных и нематериальных благах. На нужды общественного потребления в зарубежных странах в настоящее время расходуются значительные бюджетные средства (так, в США их размер составляет до 33% ВВП, в странах Западной Европы - от 35 до 48% ВВП этих стран). Опыт США, Канады, Японии, стран - членов ЕС и многих других зарубежных стран убеждает, что в экономике рыночного типа особенно велика роль государственного заказа как инструмента государственного регулирования, позволяющего реализовывать общественные потребности на основе эффективного взаимодействия государства и частного сектора экономики.
Напротив, покупателем по договору
поставки не могут быть: граждане, приобретающие
товары для личного, семейного, домашнего
и иного подобного
Таким образом, признак некоммерческого (в том числе бытового) использования приобретаемого товара имеет принципиальное значение. В одном случае он, наряду с другими квалифицирующими признаками, позволяет квалифицировать договор купли-продажи по правилам § 2 гл. 30 ГК, в другом - по правилам § 3 гл. 30 ГК, но сам по себе (без участия других признаков) он не имеет квалифицирующего значения, поэтому соответствующие отношения регулируют правила § 1 гл. 30 ГК*(55).
Согласно ст. 506 ГК договор поставки квалифицирует товар. Так: a) поскольку поставляемый товар должен производиться или закупаться поставщиком, буквальное толкование ст. 506 ГК требует исключения из предмета договора поставки всякого товара, оказавшегося у поставщика вне связи с его производственной или закупочной деятельностью (например, доставшегося ему в порядке правопреемства при наследовании или реорганизации); б) законодатель говорит об обязанности поставщика передать не товар, а именно товары (ср. с п. 1 ст. 492 ГК), что позволяет предположить, что договор поставки всегда заключается в отношении некоторого множества товаров (в том числе однотипных и родовых).
Однако квалифицирующее
Товаром по договору поставки не могут быть сельхозпродукция, если она продается ее производителем заготовителю для переработки или продажи (поэтому договор продажи перекупленной сельхозпродукции - обычный договор поставки), а также подаваемая через присоединенную сеть энергия (кроме случаев, когда сеть используется именно для поставки товаров, например при трубопроводной поставке газа) (подробнее см. § 5, 6 гл. 30 ГК). Возможность поставки объектов недвижимости(например, воздушных и морских судов) исключать нельзя*(57).
Особенность договора поставки - несовпадение моментов его заключения и исполнения (поставщик согласно ст. 506 ГК обязуется передать товары в обусловленный срок, сроки). За упоминанием в ст. 506 ГК об обусловленном сроке (сроках) скрывается именно длящийся характер договора, о чем свидетельствуют правила ГК. Так, договор поставки может определять периоды поставки (сроки поставки отдельных партий товара в рамках действия договора), а также графики поставки (декадный, суточный, часовой и т.п.), при этом досрочная поставка и принятие товара засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде; напротив, недопоставка должна быть, по общему правилу, восполнена в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора (см. ст. 508, п. 1 ст. 511, ст. 510, 515, п. 3 ст. 516 ГК).
Однако длящийся характер отношений поставки - общее правило, из которого возможны исключения, когда поставка носит однократный характер (и даже когда поставляется единичная вещь), при этом моменты заключения и исполнения договора если и не совпадают, то по крайней мере, имеют незначительный разрыв. К тому же из того, что договор поставки обычно является длящимся, не следует, будто бы для него существенно условие о сроке. Сам законодатель предлагает вполне определенные правила на тот случай, если в договоре поставки условие о сроке окажется несогласованным. Так, если в договоре не определены периоды поставки, товары по общему правилу (если иное не вытекает из законодательства, существа обязательства или обычаев делового оборота) должны поставляться равномерными партиями помесячно (см. п. 1 ст. 508 ГК); если же договор предусматривает получение товара покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (так называемая выборка товаров) и срок выборки товаров не предусмотрен, выборка должна производиться в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров (см. п. 2 ст. 510, п. 2 ст. 515 ГК).
Существование этих правил само по себе исключает вопрос о незаключенности договора с неопределенными сроками поставки (выборки), а вместе с этим - и вопрос о существенности для договора поставки условия о сроке (сроках). А вот еще один аргумент на тот же счет. Если, говорится в п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18, моменты заключения и исполнения договора поставки не совпадают, а в договоре срок поставки товара не указан и из него не вытекает, что она должна осуществляться партиями, то при разрешении споров и для определения сроков следует руководствоваться ст. 314 ГК.
Особенность сферы договора поставки (которая является предпринимательской или, по крайней мере, хозяйственной) обусловливает особенности его конструкции. Получателем товаров может быть как сам покупатель (сторона договора поставки), так и другое лицо (указанное в договоре). Возможны случаи, когда договор предусматривает поставку товаров разным получателям по указанию покупателя. Такие указания (так называемые отгрузочные разнарядки) должны направляться покупателем поставщику в срок, определенный договором, а если он не определен - не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки, в противном случае поставщик вправе отказаться от исполнения договора или потребовать от покупателя оплаты товаров, а, кроме того, в том и в другом случае - возмещения убытков в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки (см. ст. 509 ГК).
Если получатель не является покупателем, то плательщиком вступает покупатель, а если это предусмотрено договором - сам получатель (см. ст. 516 ГК). Всякий получатель, не являющийся покупателем (названный в договоре или в отгрузочной разнарядке), - третье лицо, а соответствующий договор поставки - договор в пользу третьего лица (см. п. 3 ст. 308, ст. 430 ГК). Каждый такой получатель обычно имеет самостоятельный хозяйственный интерес, поэтому сверхпоставка одному из них по общему правилу (если иное не предусмотрено договором поставки) не может идти в зачет недопоставки другому (см. п. 2 ст. 511 ГК). Исполнителем договора поставки со стороны поставщика может быть как сам поставщик, так и транспортная организация, в том числе организация трубопроводного транспорта (см. п. 3 ст. 513 ГК).
Особенность сферы договора поставки
не исключает того, что стороны
могут быть связаны одновременно
несколькими договорами поставки, в
том числе с одноименным
Правовое регулирование договор
И повторимся, что из п. 2 ст. 525 ГК, государственные контракты и договоры поставки для государственных нужд являются разновидностью договора поставки, поэтому к ним применимы и соответствующие нормы § 3 главы 30 ГК. Указанные договоры порождают обязательства по возмездному отчуждению имущества, т. е. охватываются общим понятием купли-продажи. Тем самым в части, не урегулированной специальным законодательством, к ним могут применяться общие положения § 1 главы 30 ГК о купле-продаже, чему и посвящен первый раздел данной работы.
Главной отличительной чертой этих договоров является особая цель использования товаров, а именно их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.
Специфика предмета договора, в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения. Отношения по поставке для государственных нужд обычно опосредуются двумя договорами: государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд и собственно договором поставки товаров для государственных нужд. Они весьма близки по своей правовой природе и различаются в основном по субъектному составу, основаниям и порядку заключения.
Государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд называется договор, заключенный на основе заказа одной стороны (государственного заказчика), принятого другой стороной (поставщиком), по которому поставщик обязуется передать товары, предназначенные для государственных нужд, государственному заказчику либо указанному им покупателю (получателю).
Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.
Общая характеристика государственных контрактов и договоров поставки для государственных нужд аналогична любым договорам купли-продажи: они являются консенсуалъными, возмездными и взаимными.
Состав участников различен в государственных контрактах и договорах поставки товаров для государственных нужд. Поставщиком и в государственном контракте, и в заключенном на его основе договоре поставки является одно и то же лицо – предприниматель. Другой стороной в государственном контракте, является государственный заказчик. Закон не называет его покупателем, что не случайно. Ведь во многих случаях товары передаются не самому заказчику, а указанному им лицу, которое и является собственно покупателем. Государственными заказчиками могут выступать утвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения (абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»). Часто в роли государственных заказчиков выступают Федеральная контрактная корпорация «Росконтракт» (по закупке товаров общепромышленного применения и народного потребления), Федеральная контрактная корпорация «Росхлебопродукт» (по закупке зерна и хлебопродуктов) и другие негосударственные коммерческие организации. Но и в тех случаях, когда стороной государственного контракта выступает само государство в лице своих федеральных органов исполнительной власти, оно выступает как особое частное лицо, равноправное с другими участниками договора.
Покупателем по договору поставки для государственных нужд может быть любое юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.
Предмет госконтракта или договора поставки товаров для государственных нужд – это любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в том числе для предпринимательской деятельности. Как правило, это – вещи, определяемые родовыми признаками, т. е. товары массового, серийного производства.
Закупка по госконтрактам товаров иностранного производства не допускается, кроме случаев, когда производство аналогичной продукции в России невозможно или экономически нецелесообразно. Приобретение недвижимого имущества, предназначенного для государственных нужд, производится на основе договора продажи недвижимости, а не договора поставки.
В правовой литературе по этому вопросу существуют различные точки зрения. Одни авторы считают его административным договором, другие — особым типом договора гражданского права, стоящим в одном ряду с предварительными и публичными договорами2. По мнению ряда авторов, государственные контракты как правовые фор-мы реализации государственных заказов имеют ту особенность, что сочетают в себе элементы административно-правового и гражданско-правового договора3.
Особый характер договоров в сфере государственных закупок товаров отмечается и за рубежом. Во Франции такие договоры называют административными, в праве Англии и США — правительственными контрактами; и те, и другие имеют специфический правовой режим, отличающийся от того, которому подчиняются гражданско-правовые договоры.
Использование контракта для оформления
отношений в сфере
Совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу заключения и исполнения государственных контрактов, представляет собой организованную систему. Действие рыночных механизмов здесь не абсолютно, большîе значение имеет целенаправленное государственное регулирование. Не случайно в преамбуле Феде-рального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" прямо указано, что он "…устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг... для федеральных государственных нужд…".
Информация о работе Поставка товаров для государственных нужд