Поставка товаров для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 06:04, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших задач любого государства является своевременное и полное удовлетворение общественных потребностей в материальных и нематериальных благах. На нужды общественного потребления в зарубежных странах в настоящее время расходуются значительные бюджетные средства (так, в США их размер составляет до 33% ВВП, в странах Западной Европы - от 35 до 48% ВВП этих стран). Опыт США, Канады, Японии, стран - членов ЕС и многих других зарубежных стран убеждает, что в экономике рыночного типа особенно велика роль государственного заказа как инструмента государственного регулирования, позволяющего реализовывать общественные потребности на основе эффективного взаимодействия государства и частного сектора экономики.

Работа содержит 1 файл

Поставка товаров для государственных нужд..doc

— 435.50 Кб (Скачать)

Именно в этих целях Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 года "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции  и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд"26 установлено, что заказы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд должны размещаться на конкурсах всегда, если иное не предусмотрено федеральными законами либо указами Президента РФ.

По окончании конкурсного отбора государственный заказчик заключает  с победителем государственный  контракт на поставку товаров для  государственных нужд в соответствии с требованиями ст. 527–528 ГК.

2.2. особенности заключения государственного договора

 

Форма и порядок заключения госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд обладают значительными особенностями.

Процедура поставки для государственных  нужд состоит из нескольких этапов:

1) определение потребностей (нужд) государства в тех или иных товарах завершается выдачей государственного заказа на его поставку. Этот заказ обычно определяет номенклатуру товаров, примерные сроки и цены, а также другие условия поставок;

2) размещение госзаказа может  происходить как открытым способом (путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов8), так и закрытым (путем непосредственного выбора конкретного поставщика). В последнем случае поставщик, как правило, принимает заказ добровольно. Однако для поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов), принятие госзаказа обязательно, если только это не влечет для поставщика убытков. В этом случае за необоснованное уклонение от принятия заказа (т. е. заключения госконтракта) поставщик уплачивает госзаказчику законную исключительную неустойку в размере стоимости продукции, определенной в заказе (абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»);

3) принятие госзаказа поставщиком порождает обязанность заключить соответствующий госконтракт, проект которого обычно разрабатывается государственным заказчиком.

Поставщик, получивший проект госконтракта, обязан в тридцатидневный срок9 подписать его (и вернуть один экземпляр заказчику) либо уведомить об отказе от заключения госконтракта. В последнем случае государственный заказчик вправе понудить поставщика к заключению контракта через суд (п. 5 ст. 528 ГК).

При несогласии поставщика с отдельными условиями проекта госконтракта он обязан в тот же тридцатидневный срок подписать госконтракт и, приложив к нему протокол разногласий, направить заказчику. В течение следующих тридцати дней заказчик должен принять меры по урегулированию возникших разногласий и известить поставщика о принятии согласованных условий либо уведомить его об отказе от заключения госконтракта. При отклонении протокола разногласий (или истечении срока на его согласование) заинтересованная сторона может обратиться в суд для разрешения соответствующего преддоговорного спора (абз. 2 п. 3 ст. 528 ГК). Такой же порядок согласования разногласий применяется и в том случае, когда проект госконтракта подготавливает поставщик, а не заказчик;

4) заключенный госконтракт может  предусматривать поставку товаров  как непосредственно государственному заказчику (или указанному им получателю – по отгрузочной разнарядке), так и покупателю, которого он укажет.

В последнем случае государственный  заказчик в тридцатидневный срок со дня подписания госконтракта направляет поставщику и выбранному покупателю извещения о прикреплении покупателя к поставщику;

5) извещение о прикреплении является  основанием для заключения договора  поставки товаров для государственных  нужд. По общему правилу, обязанность  заключения договора поставки  лежит только на поставщике  (она вытекает из заключенного им госконтракта), тогда как покупатель вправе отказаться от заключения договора или потребовать уменьшения количества поставляемых товаров против указанного в извещении о прикреплении (п. 1 ст. 530 ГК);

6) при отказе покупателя (полном или частичном) от договора поставщик должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе требовать от него прикрепления к другому покупателю.

В этом случае государственный заказчик в тридцатидневный срок обязан либо выдать извещение о прикреплении к поставщику другого покупателя, либо принять обязанности покупателя на себя (т. е. сообщить о согласии самому принять товары или направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием конкретного получателя товаров). В результате этих действий происходит либо заключение договора поставки товаров для государственных нужд, либо непосредственная поставка товаров на основании госконтракта. Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд, равно как и государственный заказ и извещение о прикреплении, должны оформляться в письменной форме. Как следует из ст. 528–529 ГК, госконтракт и договор поставки обычно заключаются путем подписания сторонами одного документа (протокол разногласий является его составной частью).

2.3. исполнение договорных обязательств

 

Поставки товаров для государственных  нужд производятся по рыночным ценам  за исключением товаров, по которым  сохранено государственное регулирование  цен. Стороны госконтракта определяют цены, как правило, в пределах, установленных государственным заказом, либо в соответствии с результатами конкурса на принятие заказа. Способы определения контрактных цен подробно урегулированы законодательством10 и обычно обусловлены спецификой поставляемого товара. Так, в государственных контрактах используются:

  • фиксированные цены: твердые (на поставку широкого круга продукции массового и серийного производства, типовой техники и т. д.) и условно-твердые, поэтапно корректируемые в соответствии с изменением издержек производства (в контрактах, выполняемых поэтапно в течение длительного периода времени: поставки новой техники, оборонной продукции и т. д.);
  • скользящие цены, возмещающие издержки поставщика и иногда приносящие определенную прибыль (на поставку продукции, на которую уже разработаны стандарты и спецификации, контрактом обычно устанавливается фиксированная норма прибыли);
  • биржевые цены на стандартные товары (по поставкам товаров, постоянно имеющихся в наличии на рынке, свободные рыночные цены которых известны).

 

Цена договора поставки товаров для государственных нужд, по общему правилу, должна соответствовать цене, определенной государственным контрактом.

 

Цена, кроме стоимости  товара, подлежащего  поставке может включать в себя дополнительные расходы поставщика по его страхованию, транспортировке, маркировке, упаковке и т.п.  Устанавливая цену контракта и ее  составляющие, стороны должны определиться по цене предмета закупки – самого товара. По общему правилу – поставка для государственных и муниципальных нужд производится по рыночным ценам, за исключением товаров, по которым  сохранено государственное регулирование  цен.  Цены определяются в пределах, установленных государственным  или муниципальным заказом, либо в соответствии  с результатами торгов на принятие заказа.

При определении в договоре условия о цене существует тесная связь государственного или муниципального  контракта и договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Цена товаров, определенная при заключении государственного контракта, применяется и в заключенном на его основе договоре поставки. Однако в государственном  или муниципальном контракте стороны могут оговорить право поставщика согласовать иную цену при заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных  нужд.

В государственном или муниципальном контракте (договоре) стороны вправе установить порядок предоставления экономических или иных льгот, финансирования и материально-технических ресурсов, порядок и основания контроля со стороны государственного  или муниципального заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта, оказания им помощи поставщику и другие условия о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд.

По общему правилу, переданные  по государственному или муниципальному контракту  получателям товары оплачиваются  заказчиком, если иное не предусмотрено контрактом (п.2 ст. 531).  Порядок оплаты  товаров самим получателем  (другими лицами)  стороны должны особо оговорить в контракте.

Следует отметить, что исполнение  государственных и муниципальных контрактов имеют определенные особенности, вытекающие как из субъектного состава таких договоров, так и из специфики подобных договоров. В частности,  когда поставка товаров осуществляется либо непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю) (п. 1 ст. 531 ГК РФ). Рассмотрим особенности исполнения  государственных или муниципальных контрактов и договоров поставки для государственных или муниципальных нужд на практическом примере.

2.4. ответственность сторон по договору поставки товаров для государственных нужд

 

Срок является существенным условием любого договора поставки. Значит, и  государственный контракт, и договор  поставки для государственных нужд, в которых отсутствует условие о сроке, считаются незаключенными. Срок в договоре поставки для государственных нужд обычно определяется соответствующим государственным контрактом, а периодичность поставок (обычное условие) в пределах этого срока произвольно устанавливается самими сторонами договора.

Права и обязанности сторон по поставке товаров для государственных  нужд. На содержание обязанностей поставщика влияет особый порядок установления договорных связей по поставке товаров  для государственных нужд. Поэтому  одной из основных обязанностей поставщика, вытекающей из государственного контракта, является заключение договора поставки товаров для государственных нужд. Порядок заключения этого договора урегулирован ст. 529 ГК и полностью соответствует рассмотренной процедуре заключения госконтракта.

Обязанности по передаче товара покупателю или государственному заказчику (в  том числе условия о периодичности  поставок, порядке доставки или выборки  товаров, восполнении недопоставки и другие) регулируются общими положениями  § 3 главы 30 ГК о поставке.

Учитывая, однако, особую значимость поставки товаров для государственных  нужд, закон устанавливает повышенную ответственность поставщика за неисполнение этой обязанности. Так, за просрочку  поставки или недопоставку товаров  по государственному контракту поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции, а также возмещает убытки (п. 3 ст. 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»)11. Передача товаров, не соответствующих требованиям о качестве, а также некомплектной продукции приравнивается к ее непоставке и, следовательно, влечет аналогичную ответственность. Все прочие обязанности поставщика определяются аналогично общим нормам о договоре поставки.

Государственный заказчик обязан принять товару являющийся предметом договора. Эта обязанность государственного заказчика предполагает и обязанность прикрепления к поставщику покупателя. Если такого прикрепления не происходит (в том числе повторного прикрепления после того, как первоначальный покупатель отказался от договора), то поставщик вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать их по своему усмотрению, отнеся на него разумные расходы по реализации товаров.

Покупатель по договору поставки, как следует из ст. 530 ГК, вправе отказаться от заключения договора (полностью или частично). Однако после его заключения он также обязан принять предложенное поставщиком исполнение.

Обязанность оплаты товаров по договору поставки для государственных нужд имеет свою специфику. Так, государственный заказчик, по общему правилу, оплачивает товары, которые отгружаются получателям по его отгрузочным разнарядкам (п. 2 ст. 531 ГК). Если же поставка производится покупателю по отдельному договору поставки, государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя оплатить товары (ст. 532 ГК). Это означает, что при неоплате или просрочке оплаты товаров государственный заказчик несет солидарную ответственность вместе с покупателем.

Ответственность при поставке товаров  для государственных нужд. Ответственность  за нарушение указанных обязательств строится по общей модели договорной ответственности предпринимателей на началах риска. Ответственность  за отказ от заключения государственного контракта, случаи которой рассмотрены, основана на нарушении обязательства, вытекающего непосредственно из закона, и потому носит преддоговорный характер.

Особый случай ответственности  государственного заказчика предусмотрен ст. 533 ГК. Она наступает, если поставщик вследствие исполнения им государственного контракта понес убытки. Это возможно, например, когда цена контракта не покрывает всех издержек производства поставщика. В этом случае государственный заказчик обязан возместить указанные убытки в течение 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом12. При невозмещении указанных убытков поставщик имеет право отказаться от исполнения государственного контракта, а также заключенного на его основе договора поставки товаров для государственных нужд (пп. 2 и 3 ст. 533 ГК). Убытки, которые понесет в результате этого покупатель по договору поставки, также должны быть возмещены государственным заказчиком. Также государственным заказчиком (а не поставщиком) возмещаются убытки покупателя, которые он понес в связи с расторжением или изменением договора поставки вследствие отказа государственного заказчика от товаров по госконтракту (абз. 2 п. 2 ст. 534 ГК). Это вполне обоснованно, поскольку расторжение (изменение) договора поставщиком в таких случаях является вынужденным и обусловлено расторжением (изменением) соответствующего госконтракта. Законодатель просто исключает из цепочки ответственности поставщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Поставка товаров для государственных нужд