Поставка товаров для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 06:04, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших задач любого государства является своевременное и полное удовлетворение общественных потребностей в материальных и нематериальных благах. На нужды общественного потребления в зарубежных странах в настоящее время расходуются значительные бюджетные средства (так, в США их размер составляет до 33% ВВП, в странах Западной Европы - от 35 до 48% ВВП этих стран). Опыт США, Канады, Японии, стран - членов ЕС и многих других зарубежных стран убеждает, что в экономике рыночного типа особенно велика роль государственного заказа как инструмента государственного регулирования, позволяющего реализовывать общественные потребности на основе эффективного взаимодействия государства и частного сектора экономики.

Работа содержит 1 файл

Поставка товаров для государственных нужд..doc

— 435.50 Кб (Скачать)

Вышеназванные юридические факты  образуют юридический состав, порождающий возникновение между указанными субъектами правовой связи, которая обладает всеми признаками гражданско-правового отношения. В частности, участники его находятся в состоянии юридического равенства, несоподчиненности, вступают в правовое отношение по своему усмотрению, проявляют свою волю, приобретая конкретные права и обязанности. Это гражданско-правовое отношение по своему содержанию является не имущественным, а организационно-правовым, поскольку имеет специфическую направленность — организовать, упорядочить отношения на стадии размещения заказов. В процессе осуществления прав и обязанностей в рамках этого организационно-правового отношения и производится предварительный отбор хозяйствующих субъектов как участников конкурса, а в будущем — как потенциальных поставщиков товаров для государственных нужд.

В силу возникшего между заказчиком и поставщиком правоотношения в соответствии с указаниями ст. 11 ФЗ "О конкурсах…", а также требованиями, содержащимися в квалификационной документации, заказчик обязан:

  • определить соответствие поставщиков (исполнителей), представивших заявки на участие в предварительном отборе, определенным требованиям;
  • в трехдневный срок уведомить каждого поставщика в письменной форме о результатах отбора;
  • ответить в письменной форме на запрос поставщика, не прошедшего предварительный отбор, с указанием оснований принятия такого решения по его заявке.

Поставщик как управомоченное лицо вправе требовать от заказчика исполнения перечисленных обязанностей. Но факт прохождения предварительного отбора не влечет для поставщика каких-либо правовых последствий, предопределяя лишь возможность его участия в последующих процедурах по размещению заказов, проводимых заказчиком. Объяснить это можно тем, что дальнейшее участие в конкурсном отборе является правом, а не обязанностью поставщика и, следовательно, определяется его усмотрением. Кроме того, государственный заказчик как организатор конкурса и образованная им конкурсная комиссия могут отклонить все заявки на участие в конкурсе в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 5, подп. "е" п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 20 ФЗ "О конкурсах…".

Согласно ФЗ "О конкурсах…" и Положению об организации закупки товаров… основным способом размещения заказов является проведение конкурса. К размещению заказов иными способами заказчик вправе прибегать только в строго определенных случаях. Так, согласно п. 30 Положения об организации закупки товаров заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд у единственного источника (поставщика) по согласованию с Министерством экономики РФ или с уполномоченным им территориальным органом в следующих ситуациях:

  • при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение торгов или применение иного способа размещения заказов нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не были результатом медлительности действий заказчика;
  • при возникновении срочной потребности в продукции вследствие чрезвычайных обстоятельств;
  • если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена;
  • при наличии обстоятельств, позволяющих заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс).

Другой способ размещения заказов  вне конкурсов — путем  запроса ценовых котировок — заказчик вправе применять при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда (п. 29 Положения об организации закупки товаров…).

Заказчик производит запрос ценовых  котировок у поставщиков (как  правило, не менее трех), каждый из которых  вправе представить одну ценовую котировку, которая не может быть изменена. Никакие переговоры в отношении ценовой котировки между сторонами недопустимы. Выигравшим признается тот поставщик, который представил самую низкую ценовую котировку, удовлетворяющую потребности заказчика.

Таким образом, за исключением названных  случаев, размещение заказов осуществляется через конкурсные процедуры: открытый конкурс, закрытый конкурс, проведение двухэтапных конкурсов.

Наиболее предпочтительным способом размещения заказов является проведение открытого конкурса. Порядок его проведения определяется нормами ФЗ "О конкурсах…", которые в целом соответствуют общим правилам о торгах, предусмотренным ст. 447–449 ГК. Думается, что к отношениям, возникающим при проведении конкурсов при закупке товаров для государственных нужд, могут применяться нормы главы 57 ГК. Однако это возможно лишь тогда, когда указанные отношения не урегулированы вышеназванным законом и не противоречат нормам, содержащимся в нем.

Цель проведения конкурса при размещении заказов заключается в выборе поставщиков продукции для государственных нужд, предложивших оптимальные условия выполнения контрактов по закупке и поставке продукции, касающиеся прежде всего технических и качественных ее характеристик. Основные принципы организации и проведения конкурсного отбора — создание равных условий для всех участников и публичность его проведения.

Процесс формирования конкурсных отношений  начинается с опубликования заказчиком в средствах массовой информации извещения о проведении открытого конкурса, адресованного неопределенному кругу хозяйствующих субъектов — возможным поставщикам, от усмотрения которых зависит их участие в торгах. Круг возможных поставщиков ограничивается при проведении закрытых и специализированных закрытых торгов.

Извещение по своему содержанию должно подчиняться определенным требованиям, указанным в ст. 12 ФЗ "О конкурсах…". Оно включает в себя точные данные об организаторе конкурса, основные условия  государственного контракта по поставке продукции, сведения о сроке его заключения, порядке и месте получения конкурсной документации, порядке, месте и сроке представления заявок на участие в конкурсе и т. п.

Публикуя извещение, государственный  заказчик принимает на себя определенные обязанности:

  • предоставить конкурсную документацию поставщикам, прошедшим предварительный отбор (в случаях проведения такового) и оплатившим документацию (в случае установления платы за нее);
  • ответить на любой запрос поставщика о разъяснении конкурсной документации в разумные сроки, позволяющие поставщику своевременно представить заявку на участие в конкурсе;
  • по желанию поставщика провести с ним обсуждение конкурсной документации;
  • принять заявки от поставщиков, выразивших в них волю принять участие в конкурсе.

Поскольку рассматриваемое извещение по своей сущности есть объявление конкурса, оно порождает также и обязанности государственного заказчика организовать и осуществить конкурсные процедуры.

Есть и иной подход к определению  правовой природы приглашения участвовать  в конкурсе (торгах).

Так, по мнению М. И. Брагинского и  В. В. Витрянского, извещение о про-ведении  открытых торгов представляет собой  оферту, из которой возникает обязанность  заключить договор с адресатом (любым отозвавшимся) на проведение торгов6. Вряд ли можно согласиться с указанной точкой зрения, поскольку государственный заказчик не может быть лишен права отказаться от проведения торгов (конкурса) в любое время до подведения их итогов, что и предусмотрено действующим законодательством. В свое время на необходимость учитывать данное обстоятельство указывал И. Б. Новицкий7.

Как и при предварительном отборе поставщиков, эти обязанности до определенного момента являются условными, поскольку должны исполняться  относительно конкретного субъекта. Таким конкретным субъектом будет поставщик, изъявивший волю участвовать в объявленном конкурсе через совершение им односторонней сделки — представление заявки.

Заявка на участие в конкурсе оформляется в письменном виде, скрепляется  подписью и представляется в запечатанном конверте в порядке, определенном ст. 16 Федерального закона "О конкурсах…". Сроки представления заявок определяются в извещении об уча-стии в конкурсе. При этом дата представления заявок не может быть установлена менее чем за 45 дней со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Организатор открытого конкурса в случае необходимости может продлить срок подачи заявок с уведомлением об этом всех поставщиков (каждого в отдельности), получивших конкурсную документацию (п. 3 ст. 16 ФЗ "О конкурсах…").

В процессе осуществления процедур по конкурсному размещению заказов  возможно совершение ряда других односторонних  сделок. Как уже отмечалось, государственный  заказчик как организатор конкурса вправе в одностороннем порядке отклонить все заявки на участие в конкурсе в любое время до подведения их итогов, о чем должен не-медленно уведомить в письменной форме каждого поставщика, представившего заявку. В свою очередь, поставщик, если иное не установлено конкурсной документацией, вправе в одностороннем порядке изменить или отозвать свою заявку на участие в конкурсе до истечения срока для их подачи, уведомив об этом организатора конкурса в письменной форме.

Итак, механизм действия односторонних сделок, имеющих место при осуществлении деятельности по размещению заказов, таков:

  • на момент их совершения государственный заказчик и поставщик связаны друг с другом правами и обязанностями в рамках конкурсного правоотношения;
  • правомочие на совершение одностороннеобязывающих сделок (госу-дарственным заказчиком — по отклонению всех заявок на участие в конкур-се, поставщиком — по изменению или отзыву заявок) основано на правовых нормах;
  • совершение указанных сделок влечет за собой изменение или пре-кращение конкурсного правоотношения;
  • правовые последствия наступают при условии, что соответствующее во-леизъявление заказчика или поставщика воспринято тем лицом, которому оно адресовано.

Последовательное совершение государственным  заказчиком и любым из возможных поставщиков односторонних сделок влечет за собой определенные правовые последствия

 

  • возникновение между ними конкурсного правоотношения, в силу которо-го государственный заказчик, объявивший конкурс, обязан:
  • осуществить конкурсные процедуры по оценке и сопоставлению заявок, представленных поставщиками, в соответствии с порядком и критериями, изложенными в конкурсной документации;
  • определить поставщика — победителя конкурса и немедленно в письменной форме уведомить его об этом;
  • опубликовать информацию о победителе не позднее чем через 20 дней после подведения итогов. Такая информация должна включать в себя данные о поставщике, чья заявка признана выигравшей, о наименованиях поставляемых им товаров и их ценах;
  • хранить коммерческую тайну поставщиков и представлять достоверную информацию о конкурсах в соответствии с Положением об организации закупки товаров…

При размещении государственных заказов  на сложное оборудование, технику  целесообразно применять предусмотренный  ст. 23 ФЗ "О конкурсах…" двухэтапный конкурсный отбор. Процедура проведения двухэтапных торгов имеет некоторые особенности, связанные с тем, что поставщики представляют заявки на участие в торгах дважды: первоначальные, содержащие характеристики поставляемых товаров без указания их цен, и повторные — с указанием цен на поставляемые товары.

На первом этапе двухэтапного конкурса его организатор вправе проводить  с участниками переговоры, по результатам  могут быть внесены изменения  и дополнения в положения, первоначально  установленные в конкурсной документации, с доведением их до участников двухэтапного конкурса.

На втором этапе организатор  конкурса рассматривает, оценивает  и сопоставляет повторно поданные заявки с целью определения победителя по правилам, характерным для проведения обычного конкурса.

Соответствующие особенности характерны и для закрытого конкурса, который государственный заказчик (организатор конкурса) вправе проводить по соглашению с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Закрытые конкурсы проводятся, когда предметом контракта являются поставки для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну, а также поставки технически сложных товаров. Информация о проведении закрытого конкурса опубликованию не подлежит, а приглашение для участия в нем направляется каждому поставщику.

Специализированные закрытые конкурсы проводятся с участием поставщиков  продукции, необходимой для нужд национальной обороны или для  обеспечения национальной безопасности, в части, составляющей государственную тайну.

В особом порядке проводятся федеральные  торги по отбору на конкурсной основе российских экспортеров товаров  для государственных нужд в рамках квот, выставляемых Тендерным комитетом  МВЭС РФ25.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации размещение государственных заказов осуществляется путем проведения открытых конкурсов. Несомненно, переход от административно-волевого принятия решений, касающихся выбора поставщика, объемов, цен, сроков и прочих условий поставок, к конкурсным принципам наиболее целесообразен и способствует развитию рыночных отношений и конкуренции в данной сфере. Это позволяет производителям товаров усилить направленность своих действий на повышение качества и снижение цен товаров, необходимых для обеспечения государственных нужд, а не на поиск подходов к высокопоставленным чиновникам для получения государственного заказа.

Информация о работе Поставка товаров для государственных нужд