Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 06:04, курсовая работа
Одной из важнейших задач любого государства является своевременное и полное удовлетворение общественных потребностей в материальных и нематериальных благах. На нужды общественного потребления в зарубежных странах в настоящее время расходуются значительные бюджетные средства (так, в США их размер составляет до 33% ВВП, в странах Западной Европы - от 35 до 48% ВВП этих стран). Опыт США, Канады, Японии, стран - членов ЕС и многих других зарубежных стран убеждает, что в экономике рыночного типа особенно велика роль государственного заказа как инструмента государственного регулирования, позволяющего реализовывать общественные потребности на основе эффективного взаимодействия государства и частного сектора экономики.
Аналогичные нормы содержатся в других законах и иных правовых актах, регулирующих указанную сферу отношений. Например, ст. 1 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" определяет закупку как форму организованного приобретения государством продукции у товаропроизводителей, а соответствующую поставку — как форму организованных договорных отношений. Тем самым подчеркивается, что предметом правового регулирования здесь выступает целенаправленная управленческая деятельность государства в сфере обеспечения федеральных государственных нужд. Все эти положения объективно предопределяют необходимость использования адми-нистративно-правовых элементов при регулировании рассматриваемых отношений.
Таким образом, деятельность субъектов в сфере закупок товаров для госу-дарственных нужд на основе государственного контракта носит целенаправленный характер. Цели такой деятельности прямо определены в законодательстве: закупка (поставка) продукции для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, создания особого запаса материальных ценностей для реализации федеральных и региональных целевых программ. То есть цели государственных контрактов в отличие от обычных гражданско-правовых договоров имеют публично-правовой характер и не являются коммерческими.
Разумеется, при заключении государственных контрактов контрагенты государства (изготовители, поставщики, посредники), будучи коммерческими юридическими лицами, преследуют и свои цели, в том числе получение прибыли. Однако они не являются приоритетными (определяющими), поскольку цель государственных контрактов заключается прежде всего в обеспечении общегосударственных (либо региональных или местных), то есть публичных, интересов.
Важнейшая особенность государственных контрактов состоит в том, что на стороне государственного заказчика выступают публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты), реализующие свои функции через уполномоченные органы. Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" ими могут быть: федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие, государственное учреждение. Для этой цели созданы специализированные организации ("Росконтракт", "Росхлебопродукт"). Полномочия государственного за-казчика могут передаваться другим юридическим лицам.
Необходимо отметить, что государственный заказчик как сторона государственного контракта обладает особым правовым статусом. Выступая от имени Российской Федерации либо ее субъектов, государственный заказчик реализует задачи и функции, которые носят публичный характер. В связи с этим существует мнение, что в тех случаях, когда стороной государственного контракта является само государство в лице своих федеральных органов исполнительной власти, оно выступает как особое частное лицо, равноправное с другими участниками договора4.
Действительно, участие Российской Федерации и ее субъектов в гражданских правоотношениях на равных условиях предусмотрено в главе 5 Гражданского кодекса. Однако можно согласиться с К. Чернышевым, который по этому поводу замечает, что предполагаемое равенство государственных образований и частных лиц в гражданском обороте не означает их фактического равенства5.
Государственный заказчик наделен особыми полномочиями, необходимыми для реализации публичных интересов. И эта позиция законодателя в последнее время усиливается. Так, в п. 3 ст. 3 ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" говорится, что государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта, оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.
В ст. 13 ФЗ "О государственном
материальном резерве" закреплено,
что федеральный орган
Государственный заказчик наделен правомочием в одностороннем порядке вносить в заключенный государственный контракт изменения либо прекращать его действие без обращения в суд, что предполагается Гражданским кодексом относительно обычных гражданско-правовых договоров (ст. 450, 451). Такие действия возможны даже при добросовестном исполнении поставщиком своих обязанностей, если совершение их направлено на обеспечение общественных (публичных) интересов.
Подобные положения содержатся в п. 4 ст. 5 ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", п. 4 ст. 8 ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".
Однако в рассматриваемых
На стороне государственного заказчика, как уже отмечалось, могут выступать не только государственные органы исполнительной власти, но и коммерческие и некоммерческие юридические лица. Для них гражданское законодательство предусмат-ривает различные основания ответственности. Субъ-екты предпринимательской деятельности несут ответственность по своим обязательствам независимо от вины (ст. 401 ГК). Устанавливая ответственность государственного заказчика за причиненные поставщику убытки, законодатель не учитывает эти особенности.
Например, в ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" говорится о возмещении государственным заказчиком убытков в соответствии с действующим законодательством (п. 4 ст. 5), а в ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" — о полном возмещении причиненных по вине государственного заказчика убытков в соответствии с действующим законодательством (п. 4 ст. 8).
В связи с этим Высший
Арбитражный Суд РФ пояснил,
что ответственность к
Выполнение контрагентом государственного заказчика своих обязательств обеспечивается императивно установленными штрафными санкциями значительных размеров. Например, в случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объему продукции поставщик уплачивает неустойку в размере 50 процентов от стоимости недопоставленной продукции, причем такая неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательств с учетом недопоставленного ко-личества продукции в предыдущем периоде поставки (п. 3 ст. 5 ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд").
Как правило, штрафные санкции с поставщика государственный заказчик взыскивает в бесспорном порядке, что также отражает особенности их вза-имоотношений и указывает на особый правовой статус государственного заказчика. В одностороннем порядке, например, взыскиваются штрафные санкции за просрочку поставки, недопос-тавку, несвоевременный возврат материальных ценностей в государственный резерв, несвоевременное выполнение указаний федерального органа исполнительной власти, управляющего государственным резервом.
Показательно, что и российское законодательство (ст. 130 УК РСФСР 1922 года) включало в себя уголовно-правовые санкции за неисполнение обязательств по государственным подрядам и поставкам при условии, если будет доказан "заведомо злонамеренный характер неисполнения договора или иные заведомо недобросовестные по отношению к государству действия", что кара-лось лишением свободы на срок не менее двух лет с конфискацией части имущества. Если же был доказан явно злостный характер этих деяний и они сопровождались предварительным соглашением между агентами казны и ее контрагентами, наказание могло быть повышено до высшей меры наказания с конфискацией имущества.
Процесс заключения государственных контрактов также имеет характерные особенности, отличающие контракт от обычного гражданско-правового договора.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственный контракт не является обычным гражданско-правовым, предпринимательским договором. Выявленные особенности государственного контракта позволяют рассматривать его как гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы, что свидетельствует о его комплексном характере.
Формирование контрактных
Таким образом, размещение государственных заказов необходимо рассматривать как предварительную стадию, предшествующую стадии заключения государственного контракта.
Эта стадия включает в себя целый
комплекс действий как со стороны
государственного заказчика, так и
со стороны хозяйствующих
Как правило, эти действия носят
характер односторонних гражданско-
Такие сделки должны быть внешне выражены и закреплены в письменной форме (ст. 7 ФЗ "О конкурсах…"; пп. 13, 38, 51 Положения об организации закупки товаров…). Следовательно, обмен документами, уведомлениями, решениями и другими ма-териалами, направляемыми государственным заказчиком (орга-низатором конкурса) и поставщиками (участниками конкурса) друг другу, должен осуществляться в форме, обеспечивающей запись содержания сообщения.
Но для рассматриваемых сделок недостаточно факта внешнего выражения и закрепления воли лица, совершающего сделку. Необходимо, чтобы волеизъявление последнего было воспринято лицом (или лицами), которому сделка адресована.
Размещению государственных
Обоснованным следует считать установление пределов в праве государственных заказчиков на получение информации для удостоверения квалификации поставщиков. Предоставление указанной информации не должно нарушать прав поставщиков на защиту их интеллектуальной собственности, а также иных прав, охраняемых законом. Не допускается установление требований, носящих дискриминационный характер в отношении категорий поставщиков или их квалификации, если это не предусмотрено федеральными законами или указами Президента РФ.
Государственный заказчик привлекает
поставщиков к участию в
Информация о работе Поставка товаров для государственных нужд