Общих же правил, определяющих
и регулирующих отношения, возникавшие
из сделок о посредничестве, в
российском законодательстве не
существовало. На практике это
порождало множество вопросов, особенно
относительно тех видов посредничества,
которые не были предусмотрены
законом, но ему не противоречили
(деятельность торговых агентов
и так называемых частных маклеров).
Торговым агентом, по аналогии
с Германским торговым уложением,
признавалось лицо, служащее в
определенном предприятии и исполняющее
для последнего роль постоянного
посредника. В этом качестве агент
заключал на основании выданной
ему доверенности торговые сделки
от имени и за счет своего
предприятия. Таким образом, торговые
агенты фактически являлись поверенными
при заключении торговых сделок,
и поэтому происходило смешение
понятий посредничества и договорного
представительства. Частным маклером
называли лицо, которое не являлось
обязательно профессионалом, не
было должностным и играло
роль посредника при заключении
любых не запрещенных законом
сделок между гражданами. Устав
торговый также содержал нормы
о торговой доверенности, которая
выдавалась «на производство
торга» и «на хождение по
таможенному производству дел».
Торговой доверенностью лицо, имеющее
право торга, уполномочивало другое
лицо на производство торговых
дел за свой счет и на
свое имя. Общегражданской доверенностью
веритель уполномочивал поверенного
на совершение вместо него
действий, не имеющих торгового
характера. Закон не давал определения
договора поручения, а ограничивался
лишь установлением формальных
правил о выдаче и содержании
доверенности в смыслеодностороннего
акта. Поэтому нередко в судебной практике
договор доверенности (поручения) принимался
за договор личного найма. Что касается
договора комиссии, то, несмотря на значительное
развитие в России комиссионных операций,
лишь Законом от 21 апреля 1910 г. «О торговой
комиссии» впервые было дано определение
отношений, вытекающих из этого договора.
Согласно статье 1 Закона «по договору
торговой комиссии одно лицо (комиссионер)
принимает на себя заключение торговых
сделок от своего имени за счет другого
лица (препоручителя, коммитента)».(11) Комиссионеру
выдавалась доверенность, предоставлявшая
необходимые полномочия. В связи с этим
договор комиссии рассматривался многими
цивилистами как один из видов договора
доверенности, несмотря на существовавшие
между ними различия. Г.Ф. Шерешеневич
так характеризовал договор комиссии.
«Договор комиссии состоит в том, что одно
лицо комиссионер, за вознаграждение,
обязывается по поручению другого лица,
комитента, совершить известного рода
торговые сделки за его счет, но от своего
имени» . Таким образом, и в юридической
литературе не было единого мнения о природе
посреднических отношений, их соотношении
с представительством. Одни считали, что
посредники осуществляют только действия
фактического характера и этим отличаются
от всех иных лиц, производящих юридические
действия. Другие же авторы относили и
договор доверенности, и договор комиссии
к посредническим, подразумевая под посредническими
сделками те, согласно которым одно лицо
принимает на себя труд содействовать
за определенное вознаграждение другому
лицу в установлении между ним и третьими
лицами известного юридического отношения.
Проект Гражданского уложения, который
так не был принят, не разрешал вопроса
о сущности и перечне посреднических сделок,
хотя и содержал определения договоров
поручения и комиссии.
Октябрьская революция не внесла
ничего кардинально нового в
гражданское законодательство о
посредниках. Гражданский кодекс
РСФСР 1922 года содержал нормы
о договоре поручения и о
выдаче доверенности, не определяя,
на совершение какого рода действий
уполномочивается поверенный. Нормы о
договоре комиссии отсутствовали. В период
нэпа для регулирования посреднической
деятельности было принято Постановление
ЦИК СССР и СНК СССР от 29 октября 1925 г. «О
торговых агентах».(12) Торговыми агентами
признавались лица, которые, не состоя
на службе в торговом или промышленном
предприятии, оказывали ему содействие
по заключению торговых сделок или совершали
торговые действия от его имени (при наличии
письменного полномочия).(15) Торговыми
агентами могли быть как физические, так
и юридические лица. Постановление не
содержало указания, в какой форме должно
быть заключаемо соглашение между сторонами,
оно лишь предусматривало, что договоры
государственных предприятий с торговыми
агентами должны, под страхом их недействительности,
заключаться в письменной форме. Как видим,
фигуры торговых агентов до революции
и после нее не являлись тождественными.
В дальнейшем о посреднической
деятельности начали говорить
в контексте вовлечения в товарооборот
слабо реализуемых товаров - так
называемых излишков. Главную роль
в этом деле играли торгово-посреднические
конторы, которые оказывали соответствующие
услуги при операциях по оптовой
продаже излишков товаров розничными
торговыми организациями области,
края, АССР.(16) Во всех случаях оптовая
продажа товаров осуществлялась за пределы
этих административных единиц. Деятельность
их регулировалась Правилами заключения
торговых сделок через конторы по торговому
посредничеству Министерства торговли
СССР, утвержденными приказом Министра
торговли СССР от 14 октября 1953 года(17).
Кроме того, в РСФСР действовали Положение
о республиканской торгово-посреднической
конторе «Росторгпосредконтора Министерства
торговли РСФСР»; Устав межобластных торгпосредконтор
РСФСР; Инструкция о порядке проведения
торгово-посреднических операций и оформления
торговых сделок торгпосредконторами,
утвержденные приказами Министерства
торговли СССР от 29 января 1971 г. № 37[18],
25 мая 1971 г. № 204[19] и 14 августа 1961 г. № 496[20],
а также различные указания министерств
торговли СССР и РСФСР по этим вопросам.
Сущность посредничества
на основании этих нормативных актов
заключалась в том, что торгпосредконтора,
руководствуясь поручением клиента - организации
на совершение торговой сделки, подыскивала
последнему контрагента с таким расчетом,
чтобы не допускать излишне дальних перевозок
и не нарушать системы снабжения тех или
иных районов. Посредник отвечал за законность,
обоснованность и экономическую целесообразность
сделки. После того как он указывал контрагента,
продавец и покупатель взаимно подтверждали
торгпосредконторе свои намерения. Подтверждения
являлись формой согласования условий
договора между клиентами и заканчивались
подписанием общего поручения посреднику,
что означало в силу требований ст.160 ГК
РСФСР заключение договора, поскольку
между сторонами достигалось соглашение
по всем существенным его пунктам(18). Однако
сделка становилась обязательной для
сторон только после ее подписания посредником.
Такой порядок не был совершенным. Во-первых,
он распространялся лишь на строго определенный
круг товаров; во-вторых, существовали
ограничения на продажу товаров за пределы
республики; в-третьих, сам процесс получения
разрешения на их продажу был долгим и,
как следствие, дорогостоящим; в-четвертых,
решение торгпосредконтор об экономической
нецелесообразности сделки не всегда
было обоснованным. Существующие правила
организации торгово-посреднической деятельности
нуждались в совершенствовании. Однако
специальный закон, по-новому регламентирующий
указанный вид деятельности, не был принят.(18)
Договор комиссии, предусмотренный
ГК РСФСР 1964 года, не получил
достаточного распространения в
сфере материально-технического
снабжения, а коснулся в основном
лишь граждан, которые выступали
в качестве потребителей, но не
посредников. Отметим, что посредническая
деятельность граждан, направленная на
получение «нетрудовых доходов», наряду
с хищением и спекуляцией относилась в
тот период к разряду экономических преступлений
и была уголовно наказуема (ст.153 УК РСФСР
1961 года). (19)Принятые в 1991 году Основы гражданского
законодательства Союза ССР и республик(23)
также не изменили ситуацию с понятием
посредничества, посреднических сделок.
Впервые упоминание о посредниках
в Гражданском кодексе как
кодифицированном акте появилось
лишь в 1994 году. Статья 182 (п.2) ГК
РФ гласит: «Не являются представителями
лица, действующие хотя и в
чужих интересах, но от собственного
имени (коммерческие посредники,
конкурсные управляющие при банкротстве,
душеприказчики при наследовании
и т.п.), (24)а также лица, уполномоченные
на вступление в переговоры относительно
возможных в будущем сделок». Таким образом,
согласно этой статье коммерческими посредниками
являются лица, действующие от своего
имени, но в чужих интересах. Такое определение
явно недостаточно, оно не раскрывает
признаков посредников, и в частности
коммерческих посредников, из него не
ясно, чем отличается коммерческое посредничество
от коммерческого представительства,
кроме как указанием, от чьего имени заключается
договор. Кроме того, возникает вопрос
о соотношении понятий «коммерческие
посредники» и «лица, уполномоченные на
вступление в переговоры относительно
возможных в будущем сделок». Отсутствие
в Гражданском кодексе РФ понятий посредничества
и посреднических сделок не способствует
разрешению поставленных вопросов.(25)
Часть вторая ГК РФ содержит
нормы о посреднических сделках.
Несмотря на отсутствие понятия
посредничества в ГК РФ, гражданское
законодательство, регулирующее выпуск
и обращение ценных бумаг, страхование,
биржевую деятельность и некоторые
виды других отношений, оперирует
понятиями «посредник», «посредническая
деятельность», дает перечень
услуг посредников и определяет
их правовое положение. Однако
в российском гражданском законодательстве
нет ни одного нормативно-правового
акта, в полной мере дающего
представление о составе посреднических
сделок. Если же говорить о
посредничестве как о важнейшем
виде предпринимательской деятельности,
то приходится констатировать, что
сегодня немногие организации
можно назвать торгово-посредническими.(26)
Подведем
итог. Изучение источников
российского права показало, что проблема
недостаточной урегулированности вопроса
о деятельности посредников в России существовала
всегда. Дореволюционное гражданское
законодательство характеризовалось
отсутствием детально разработанной конструкции
договора об оказании услуг вообще и посреднических
- в частности. Существовавший уровень
законодательной техники не позволял
выделить договор посредничества в отдельный
вид; отношения, возникавшие из посредничества,
подводились под закрепленные в законе
договоры (чаще всего - под договор личного
найма). В советский период, в эпоху административно-командного
хозяйствования и планового распределения
материальных ресурсов, торгпосредконторы
не выполняли имманентной посредничеству
функции насыщения рынка необходимым
и достаточным количеством товаров и услуг.
В условиях тотального регламентирования
экономических отношений не могло быть
и речи о саморазвивающемся и саморегулирующемся
рынке.
Ситуация с отсутствием понятия
посредничества в кодифицированном
акте также не отвечает нынешнему
уровню развития экономики страны.
На наш взгляд, давно назрела
необходимость в законодательном
порядке четко закрепить отличительные
черты посредника, решить вопрос
о перечне посреднических сделок,
ибо, не имея определения такой
важной сферы деятельности, как
посредничество, невозможно ею эффективно
управлять.
Глава
2. Общая характеристика отдельных
видов посреднических сделок
2.1. Договор
поручения в системе посреднических
сделок
Граждане и юридические лица
в большинстве случаев приобретают
и осуществляют гражданские права
и обязанности самостоятельно, реализуя
свою волю посредством собственных
действий. Однако иногда субъекты
имущественного оборота в силу
каких-то причин лишены возможности
самостоятельно выполнять определенные
юридические действия (например, находясь
на излечении в больнице или
в длительной командировке, гражданин
не может заключить интересующую
его сделку или исполнить свою
обязанность). Также возможны ситуации,
при которых совершение действий
предпочтительнее доверить другим
лицам, обладающим более обширными
возможностями, специальными знаниями,
необходимой информацией и т.д.
(например, ведение дела в суде
целесообразно поручить адвокату).
При возникновении у субъекта
потребности обратиться для совершения
юридических действий в собственных
интересах к услугам другого
лица между ними могут устанавливаться
отношения представительства.(29)
Представительство
предполагает совершение представителем,
обладающим необходимыми полномочиями,
юридических действий от имени другого
лица - представляемого, в результате
чего у последнего возникают, изменяются
или прекращаются гражданские права
и обязанности (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Правовые
основания возникновения отношений
представительства могут быть различны.
Среди них договор поручения
занимает особое место. Это связано
с тем, что он не только порождает
отношения представительства, но и
служит средством правового оформления
обязательственных отношений по
оказанию поверенным юридических услуг,
предполагающих совершение действий от
чужого имени и за чужой счет, т.е.
договор поручения позволяет не только
уполномочить одно лицо на осуществление
действий от имени другого, но и урегулировать
возникающие между ними отношения.(30)
Эти особенности
договора поручения обусловили его
широкое использование в общегражданском
обороте и в коммерческой практике.
Граждане достаточно часто поручают
друг другу совершить сделки купли-продажи,
получить причитающиеся им платежи
и др. В предпринимательской сфере
посредством такого договора могут
оформляться отношения с участием
специализированных посреднических структур:
биржевых брокерских организаций, таможенных
брокеров и др.
По договору поручения
одна сторона (поверенный) обязуется
совершить от имени и за счет другой
стороны (доверителя) определенные юридические
действия (п. 1 ст. 971 ГК РФ).(31)
Договор поручения
является консенсуальным, т.е. считается
заключенным с момента достижения
соглашения между сторонами по всем
его существенным условиям. По общему
правилу договор поручения предполагается
безвозмездным. Вознаграждение поверенному
за оказываемые услуги выплачивается,
если это прямо предусмотрено
законом, иными правовыми актами
либо самим договором (абз. 1 п. 1 ст. 972
ГК РФ). Так, согласно ст. 25 Федерального
закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации»(33)
адвокат, представляющий интересы доверителя,
имеет право на получение от него вознаграждения
на условиях, предусмотренных соглашением
об оказании юридических услуг. Бесплатно
юридическая помощь оказывается адвокатом
лишь в случаях, указанных в ст. 26 Закона.
Иная ситуация складывается, когда договор
связан с предпринимательской деятельностью
одной или обеих его сторон. Такой договор
презюмируется возмездным, даже если в
нем не предусмотрены размер вознаграждения,
причитающегося поверенному, и порядок
его уплаты. Исключения составляют случаи,
когда в договоре имеется прямое указание
на его безвозмездный характер.