Посреднические сделки в российском гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы по Гражданскому праву - комплексное исследование теоретических и практических проблем посреднических сделок.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и виды посреднических сделок.
2.Рассмотреть исторические аспекты и современное состояние правовой регламентации посреднических сделок.
3. Изучить особенности посреднических договоров, таких как договор комиссии, договор поручения, договор агентирования.
4.Выявить проблемы правового регулирования посреднических сделок и разработать предложения по их решению.

Содержание

1. Посреднические сделки в российском гражданском праве.
1.1. Понятие и виды посреднических сделок.
1.2. История развития правового регулирования посреднических сделок в России и его современное состояние.
2. Общая характеристика отдельных видов посреднических сделок.
2.1. Договор поручения в системе посреднических сделок.
2.2. Договор комиссии, как вид посреднических сделок.
2.3. Договор агентирования.
3. Проблемы правового регулирования посреднических сделок и пути их решения.
4 Заключение.
5 Список литературы.

Работа содержит 1 файл

гражданское.docx

— 132.31 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

Кафедра Бухгалтерского учета

 

Курсовая работа.

по дисциплине: «Гражданское право»

 

по теме: «Посреднические сделки в российском гражданском праве»

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка  III курса заочного факультета

Специальности: «Экономико-правовая безопасность  организации»

Мельникова Е.Г 

Проверяющий

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

 

План

 

1. Посреднические  сделки в российском гражданском  праве. 

1.1. Понятие и  виды посреднических сделок.

1.2. История развития  правового регулирования посреднических  сделок  в России и его современное  состояние. 

2. Общая характеристика  отдельных видов посреднических  сделок.

2.1. Договор поручения  в системе посреднических сделок.

2.2. Договор комиссии, как вид посреднических сделок.

2.3. Договор агентирования. 

3. Проблемы правового  регулирования посреднических сделок   и пути их решения. 

4 Заключение.

5 Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

    Одной  из самых перспективных и быстроразвивающихся  отраслей экономики, как показывает  практика, является сфера услуг,  бурный рост которой представляет  собой отличительную черту экономической  ситуации начала 21 века. Рынок услуг  охватывает широкое поле деятельности - от торговли и транспорта  до финансирования, страхования,  и, конечно же, посредничества. Повышение  значимости посреднических услуг  привело к возникновению потребности  в освещении указанной темы. Актуальность  данного исследования заключается в том, что в последнее время посредническая деятельность получила широкое распространение, в отечественном гражданском законодательстве появились новые виды посреднических договоров. Однако, по мнению отечественного законодателя, существующая в настоящее время степень развития посреднических услуг не является достаточной, причем не только в количественном, но и, прежде всего, в качественном отношении. В настоящее время для товарных рынков Российской Федерации помимо низкого уровня культуры рыночных отношений, склонности контрагентов к нарушению взаимных обязательств, недостаточного развития инфраструктуры товарных рынков, больших транспортных издержек, несовершенства системы финансовых и кредитных отношений, характерны также недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение, и неравномерность расположения посреднических организаций на территории России. (1)

     Таким  образом, назрела необходимость  обеспечения единой направленности  нормативных актов, преодоления  их противоречивости, пробелов, создания  четкой логической схемы регулирования  процессов и отношений, эффективности  функционирования товарных рынков. Необходимо рационально расположить  на территории Российской Федерации  торговых посредников и складское  хозяйство, выявить оптимальные  формы посреднического, складского, транспортного, информационного  обслуживания процесса товародвижения. Правовое регулирование посредничества, к сожалению, еще далеко от  совершенства. В российском законодательстве  нет единого нормативно-правового  акта о посредниках, а существуют  различные по юридической силе  акты, регулирующие правовой статус  профессиональных посредников.

   В  целом  деятельности по оказанию посреднических  услуг не уделено достаточного  внимания, однако не следует отрицать  возможности того, что в дальнейшем  в российском правотворчестве  посредническим услугам будет  отведено свое определенное место.  В связи с этим написание  курсовой  работы по заявленной  теме представляется актуальным. Объектом исследования является  система общественных отношений,  возникающих при заключении, исполнении  и прекращении  посреднических  договоров.(2)

Предмет исследования - правовое регулирование посреднических сделок.

Цель курсовой работы по Гражданскому праву - комплексное исследование теоретических и практических проблем посреднических сделок.

Задачи:

1. Раскрыть понятие  и виды посреднических сделок.

2.Рассмотреть  исторические аспекты и современное  состояние правовой регламентации  посреднических сделок.

3. Изучить особенности  посреднических договоров, таких  как договор комиссии, договор  поручения, договор агентирования.

4.Выявить проблемы  правового регулирования посреднических  сделок и разработать предложения  по их решению.

Глава1. Посреднические сделки в российском гражданском праве

1.1. Понятие и  виды посреднических сделок

      Появление посреднических сделок  обязано такому правовому явлению  как посредничество. В науке гражданского  права дореволюционного периода  понятие представительства являлось  предметом рассмотрения практически  в каждом учебнике по гражданскому  и торговому праву, однако понятие  посредничества не получило должного  внимания. Чаще всего фигура посредника   рассматривалась в связи с  отношениями представительства,  и именно в противовес фигуре  представителя. В учебных курсах  по торговому праву многими  авторами приводился перечень  торговых посредников, к которым  чаще всего причислялись биржевые  маклеры, торговые агенты и,  иногда, комиссионеры. Единого мнения  о существе посреднических отношений  среди ученых не существовало. Посредничество понималось дореволюционными  авторами либо слишком широко (в него входило и представительство)  и являлось, скорее, экономическим  понятием, нежели юридическим, либо  слишком узко - под посредничеством  понималась только деятельность  по оказанию фактических услуг  обеим сторонам в форме «сближения»  последних.В свою очередь, под представительством по общему правилу понималось правоотношение, в силу которого одно лицо (представитель) действует вместо другого лица (представляемого) от его имени и за его счет, последствия же этих действий непосредственно переносятся на представляемого. Вместе с тем ряд авторов трактовали понятие представительства расширительно, включая в него и отношения, в силу которых представитель действует и от собственного имени, но в интересах и за счет представляемого.

После 1917 года Россия стала страной, в которой полностью  было уничтожено право частной собственности  на средства производства, свободное  товарное производство и обращение  было заменено централизованным учетом и плановым распределением всех производимых материальных благ. В этих условиях посредничество являлось уголовно наказуемым деянием. Легальным было лишь посредничество в форме деятельности специализированных организаций. Последним была отведена незначительная роль в организации  хозяйственных связей при перемещении  излишних товарных запасов между  социалистическими организациями, о чем свидетельствует тот  факт, что деятельность указанных  органов регламентировалась ведомственными или межведомственными нормативными актами, а не законодательными актами общесоюзного или республиканского значения. Ни один кодифицированный акт  советского периода не содержал понятия  посредничества и не упоминал о посредниках. Основы гражданского законодательства СССР 1991 г. хотя и содержали статью о биржевых сделках (ст. 29), но не определяли понятия посредничества и относили регулирование биржевых сделок к  специальному законодательству.(3)

          В науке гражданского права  советского периода вопросы посредничества  также не были широко освещены. В большинстве своем советские  цивилисты отмечали лишь фактическую  сторону деятельности посредников.  Во многом они исходили из  реально существовавших посреднических  отношений в сфере торговли - с  определенным кругом субъектов  (государственные предприятия и  организации) и строго сформулированными  перед посредническими организациями  задачами. Между тем некоторые  ученые рассматривали понятие  посредничества в нескольких  аспектах и видели в нем  не только оказание одних лишь  услуг фактического порядка, но  и совершение юридических действий.

          В предпринимательской деятельности  повсеместно встречаются ситуации, когда производитель товара или  услуг, а также авторы и правообладатели  интеллектуальной собственности  сталкиваются с тем, что продвижение  на рынок их товара оказывается  не таким простым занятием, как  казалось, и покупатели не выстраиваются  в очередь. Кроме того, проведение  мероприятий по организации сбыта  зачастую связано с такими  трудозатратами и требует таких  налаженных коммерческих связей, специальной квалификации и опыта,  что впору создавать для этого  новый бизнес. Любое реально действующее  предприятие, как и человек,  не только занимается непосредственно  производством и продажами, но  и приобретением разнообразного  имущества, а также может выпускать  ценные бумаги, судиться с конкурентами  и потребителями, участвовать  в выставках и т.п. В связи  с этим возникает необходимость  решать проблемы, которые напрямую  не связаны с непосредственной  профессиональной ориентацией предприятия.(4)

          Вот тут и приходится обращаться  к различного рода специализированным предприятиям или предпринимателям, которые выполнят такие задачи быстрее и лучше и которые, по сути, являются посредниками между производителем и потребителями. Гражданским кодексом РФ специально для таких нужд гражданского оборота предусмотрена группа договоров, именуемых посредническими. «Рыночная цель этих договоров - налаживание коммерческих связей. Поэтому их и объединяют одним понятием - посреднические договоры» - пишет М.Н. Сафонов (5). Юридическим предметом посреднических сделок выступает оказание услуг. Это также является объединяющим признаком для посреднических договоров.

   Оказание  услуг является необходимым в  предпринимательском обороте. В  связи с этим значительное  число договорных обязательств в предпринимательстве связано с оказанием услуг, в        которых могут нуждаться как сами предприниматели, так и лица, к ним не относящиеся. В отличие от работ услуги не получают овеществленного выражения, отличного от самой деятельности, в которой они выражены. Законодательство предусматривает возможность оказания различных видов услуг в рамках следующих договоров: возмездного оказания услуг, коммерческого представительства, комиссии, агентирования, перевозки, экспедирования, страхования, доверительного управления имуществом, хранения и др.

    Так,  на основе договора возмездного  оказания услуг (п.1 ст.779 ГК РФ) исполнитель вправе осуществлять  предпринимательскую деятельность  по оказанию аудиторских, медицинских,  ветеринарных, консультационных, информационных, правовых услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию.(6) Определенная группа предпринимательских договоров в качестве предмета договора имеет оказание посреднических услуг. В связи с этим такие договоры называют посредническими. В частности, к ним относятся договоры коммерческого представительства, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом и др. Особый вид посреднических договоров - договор коммерческого представительства, являющийся разновидностью договора поручения. Коммерческим представителем признается лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности (ст.184 ГК РФ).(7) Договор коммерческого представительства должен быть заключен в письменной форме и содержать указание на полномочия представителя. Такие полномочия могут содержаться и в доверенности.

    Договор  комиссии (ст.990 ГК РФ), используемый  в предпринимательской деятельности, в отличие от договора коммерческого  представительства, не порождает  отношений представительства. К  основным разновидностям договора  комиссии относятся договор консигнации  и дилерский договор (ст.3-4 Закона  о рынке ценных бумаг). Так,  в обязанности дилера может  входить получение товара продавца  для дальнейшей реализации его  третьим лицам. Совершение отдельных  видов договора комиссии может  быть регламентировано в специальных  нормативных актах. В частности,  постановлением Правительства РФ  от 6 июня 1998 г. № 569 утверждены  Правила комиссионной торговли  непродовольственными товарами.(8)

    Агентский  договор (ст.1005 ГК РФ) более широко  используется в сфере предпринимательских  отношений, чем комиссия и поручение,  в особенности с участием иностранных  предпринимателей. Это связано с  тем, что предметом агентского  договора является совершение  агентом по поручению принципала  не только юридических, но и  иных действий, не влекущих правовых  последствий. К таким действиям,  например, относится осуществление  агентом рекламы товара, принадлежащего  принципалу.

         С предпринимательскими договорами  на оказание посреднических услуг  тесно связан договор доверительного  управления имуществом. Под таковым  понимается соглашение сторон, по  которому одна сторона (учредитель  управления) передает другой стороне  (доверительному управляющему) на  определенный срок имущество  в доверительное управление, а  другая сторона обязуется осуществлять  управление этим имуществом в  интересах учредителя управления  или указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст.1012 ГК РФ). Итак, посредническими  принято называть сделки, юридическим  предметом которых является оказание  посреднических услуг. В частности,  к ним относятся договоры коммерческого  представительства, комиссии, агентирования,  доверительного управления имуществом  и других. Данные сделки совершаются  с целью совершения определенных  юридических (то есть юридически  значимых) действий. (9)

1.2. История  развития правового регулирования  посреднических сделок в России.

      С переходом России к рыночной  экономике на первый план вышли  проблемы актуализации процесса  производства, повышения экономической  целесообразности и эффективности  торговых операций. В этих условиях  посредничество, как фактор успешного  продвижения товаров и услуг  к потребителю, особенно нуждается в правовой регламентации.   Впервые о посредниках на законодательном уровне заговорили в 1832 году, когда после завершившейся кодификации законодательства в Уставе торговом - одном из отделов Свода законов гражданских - появились статьи о маклерах на биржах. Так, статья 692 Устава гласила: «Для посредничества при заключении торгов, договоров и условий по делам, производимым на биржах, избираются на основании правил, в их уставах изложенных, биржевые маклеры...»((10). Замещение должности маклера происходило в результате выбора членами биржевого комитета. При заключении торгующими сделок деятельность маклера носила чисто фактический характер: они сами сделок не заключали, но способствовали их заключению сближением контрагентов. По этому признаку маклер отличался от комиссионера и приказчика, которые совершали юридические сделки - первый от своего имени, второй - от имени хозяина. Таким образом, Устав торговый регламентировал деятельность посредников на бирже - месте, где совершались торговые сделки. Под ними понимались сделки, «совершаемые в виде промысла», то есть предпринимателями. Посредничество при заключении таких сделок, осуществляемое вне биржи, строго преследовалось по закону.

Информация о работе Посреднические сделки в российском гражданском праве