Понятие жилищного права, его предмет и метод. Место жилищного права в системе права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:28, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие жилищного права, его предмет и метод. Место жилищного права в системе права.
2. Принципы жилищного права.
3. Источники жилищного права (понятие, виды).

Работа содержит 1 файл

Жил. право.doc

— 448.00 Кб (Скачать)

Действующий в настоящее время  ЖК РФ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные акты представляют собой новые, основополагающие нормативные  документы, формирующие единый, цельный  подход законодателя к регулированию  жилищных вопросов.

Исходя из вышесказанного можно  выделить следующие группы источников жилищного законодательства на основании их юридической силы в соответствии со ст. 5 ЖК РФ:

1) Конституция РФ – ее нормы служат правовой основой развития российского законодательства в целом, в систему которого входит и жилищное законодательство. Она имеет высшую силу и прямое действие. Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) ЖК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти) – в соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Необходимо уточнить содержание таких  понятий, как закон, федеральный закон, подзаконный акт. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в предусмотренном порядке представительным органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения. Основными видами законов в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются:

а) федеральные законы, которые подразделяются на федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ и являются основным видом законов, и федеральные конституционные законы, которые регулируют только вопросы, указанные в Конституции. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.;

б) законы субъектов Федерации. Они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и Федерации законодательными органами субъектов Федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставах соответствующего субъекта.

Взаимодействие указанных нормативных  актов осуществляется в следующем  порядке. Федеральные законы не могут  противоречить федеральным конституционным  законам. Законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Подзаконные нормативные  правовые акты являются следующей разновидностью источников российского права.

К ним относятся:

а) на федеральном уровне – указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 20 апреля 2005 г. № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»), постановления Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 17 сентября 2006 г. № 675 «О федеральной целевой программе “Жилище” на 2002–2010 годы»);

б) на уровне субъектов Федерации – акты органов государственной власти субъектов Федерации (согласно ст. 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находятся отдельные субъекты, например республика Адыгея, республика Алтай, Алтайский край, Краснодарский край, Рязанская область, Самарская область, города федерального значения, Еврейская автономная область, а также автономные округа), акты органов местного самоуправления, уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Подзаконные акты подчиняются нормам закона и должны соответствовать  друг другу. Структура системы права  и соотношение закона и подзаконного акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов.

Указы Президента РФ, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить  ЖК РФ, другим федеральным законам. Правительство РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (например, постановление Госстроя РФ от 27 февраля 2004 г. № 11 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета»).

3. Действие  жилищного законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц.

Новшество ЖК РФ заключается в том, что в ст. 6 определены пределы действия жилищного  законодательства во времени. Общепринятым правилом считается то, что акты жилищного законодательства не имеют  обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие (принцип немедленного действия закона). Наличие у нормативного правового акта обратной силы означает возможность его применения к отношениям, возникшим до вступления этого акта в силу (введения в действие). Как правило, правовые акты, образующие российскую правовую систему, не обладают обратной силой. Данные правила обязательны для определения пределов действия во времени не только федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Они являются едиными и для актов жилищного законодательства, принятых в установленном порядке субъектами РФ и органами местного самоуправления. 
Также установленные нормы актуальны и для жилищных отношений, носящих длительный характер. К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие нового акта жилищного законодательства, применимы нормативные правовые акты, ранее регулировавшие эти отношения. В случаях когда в рамках существующих жилищных правоотношений у их субъектов после введения в действие нового нормативного акта возникают определенные права и обязанности, эти права и обязанности осуществляются по правилам, предусмотренным новым законодательным актом. 
Если дата вступления нормативного правового акта в силу не указана в нем самом или в акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида, то применительно к федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также актам Президента РФ, Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти: 
0   федеральные и федеральные конституционные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими указанными законами не определен иной порядок их вступления в силу; 0   нормативные акты Президента РФ, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Официальным опубликованием федеральных конституционных законов, федеральных законов считается первая публикация их полных текстов в «Парламентской газете», «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. 
Определяя действия закона в пространстве, следует руководствоваться следующим принципом. Действие жилищного законодательства распространяется на всю территорию Российской Федерации (федеральное законодательство) или территорию субъекта РФ (жилищное законодательства субъекта РФ). 
Действие закона также может быть ограничено и по кругу лиц, что означает его ограниченное действие только в отношении отдельных категорий граждан: военнослужащих, «чернобыльцев», инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и т.д., которым соответствующими законодательными и иными нормативными правовым актами предусматриваются различные виды социальных гарантий в форме разного рода льгот и компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг. 
К категории лица, имеющего право на льготы, принадлежат инвалиды и участники ВОВ, а также приравненные к ним лица; участники афганской войны — воины-интернационалисты; военнослужащие, уволенные в запас или отставку; инвалиды первой и второй групп (за исключением лиц, ставших инвалидами в результате совершенного ими преступления); и многие другие категории граждан и лиц, нуждающиеся в особой социальной защите со стороны органов государственной власти и местных исполнительных органов.

5. Правомочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений

К компетенции органов государственной  власти Российской Федерации в области  жилищных отношений относятся:

1) определение порядка государственного  учета жилищных фондов;

2) установление требований к  жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества  собственников помещений в многоквартирных  домах;

3) определение оснований признания  малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления  малоимущим гражданам по договорам  социального найма жилых помещений  муниципального жилищного фонда;

5) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;

6) определение порядка предоставления  жилых помещений жилищного фонда  Российской Федерации гражданам,  которые нуждаются в жилых  помещениях и категории которых  установлены федеральным законом;

7) определение оснований предоставления  жилых помещений по договорам  найма специализированных жилых  помещений государственного и  муниципального жилищных фондов;

8) определение порядка организации  и деятельности жилищных и  жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

9) определение порядка организации  и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья;

10) определение условий и порядка  переустройства и перепланировки  жилых помещений;

11) определение оснований и порядка  признания жилых помещений непригодными  для проживания;

12) признание в установленном  порядке жилых помещений жилищного  фонда Российской Федерации непригодными  для проживания;

13) установление правил пользования  жилыми помещениями;

14) определение оснований, порядка  и условий выселения граждан  из жилых помещений;

15) правовое регулирование отдельных  видов сделок с жилыми помещениями;

16) установление структуры платы  за жилое помещение и коммунальные  услуги, порядка расчета и внесения  такой платы;

17) осуществление контроля за  использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

18) иные вопросы, отнесенные к  компетенции органов государственной  власти Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 13. Компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений

К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

1) государственный учет жилищного  фонда субъекта Российской Федерации;

2) определение порядка предоставления  жилых помещений специализированного  жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

3) установление порядка определения  размера дохода, приходящегося на  каждого члена семьи, и стоимости  имущества, находящегося в собственности  членов семьи и подлежащего  налогообложению, в целях признания  граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

4) определение иных категорий  граждан в целях предоставления  им жилых помещений жилищного  фонда субъекта Российской Федерации;

5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

6) признание в установленном  порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;

7) определение порядка ведения  органами местного самоуправления  учета граждан в качестве нуждающихся  в жилых помещениях, предоставляемых  по договорам социального найма;

8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

9) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

Статья 14. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений

1. К компетенции органов местного  самоуправления в области жилищных  отношений относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена  семьи, и стоимости имущества,  находящегося в собственности  членов семьи и подлежащего  налогообложению, в целях признания  граждан малоимущими и предоставления  им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3) ведение в установленном порядке  учета граждан в качестве нуждающихся  в жилых помещениях, предоставляемых  по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления  жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

5) предоставление в установленном  порядке малоимущим гражданам  по договорам социального найма  жилых помещений муниципального  жилищного фонда;

6) принятие в установленном порядке  решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

7) согласование переустройства  и перепланировки жилых помещений;

8) признание в установленном  порядке жилых помещений муниципального  жилищного фонда непригодными  для проживания;

9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

10) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Иные вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации.

6. Понятие жилого помещения, его целевое назначение. Виды жилых помещений.

 

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ), например, противопожарным, градостроительным и техническим. Следует обратить внимание на то, что ЖК РФ жилым считает только то помещение, которое пригодно для постоянного, а не временного проживания. При этом следует иметь в виду, что указанное жилое помещение может предоставляться как во временное, так и в постоянное пользование. 
Жилые помещения формируют понятие жилищного фонда. Жилые помещения отличаются от иных строений и помещений функциональным предназначением - конструктивной возможностью проживания в них. В строениях смешанного типа, в которых наряду с жилыми имеются и нежилые помещения (административные, лечебные, коммунально-бытовые и т.п.), к жилищному фонду относятся только собственно жилые помещения. 
К жилым помещениям относятся: 
1) жилой дом, часть жилого дома; 
2) квартира, часть квартиры; 
3) комната.  
ЖК РФ в ст. 16 дает краткую юридическую характеристику указанных помещений. 
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Следовательно, жилым домом признается постройка (строение), предназначенная для проживания людей и отвечающая соответствующим строительным, техническим, противопожарным, санитарно-гигиеническим требованиям. Иногда в это понятие в широком смысле включаются также земельный участок, на котором находится дом, подсобные хозяйственные постройки, многолетние зеленые насаждения и т.д. 
К жилым помещениям относится и часть жилого дома, которая также должна отвечать определенным критериям, т.е. предназначаться для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. 
Кроме того, в качестве особой разновидности жилого дома ЖК РФ называет многоквартирный дом. Однако ЖК РФ не содержит нормативного определения понятия "многоквартирный дом". В то же время это вид жилого дома, к которому применимо общее определение жилого дома, установленное в ст. 16 ЖК РФ. Многоквартирный жилой дом как специфический комплексный объект состоит: а) из жилых помещений; б) из нежилых помещений; в) из помещений, предназначенных для обслуживания жилых и нежилых помещений и доступа к ним (вспомогательные помещения), тесно связанных с ними предназначением и следующих юридической судьбе жилых и нежилых помещений. Жилые и нежилые помещения могут находиться в частной собственности любых субъектов права собственности независимо от ее формы, а вспомогательные помещения - только в общей долевой собственности указанных субъектов. 
Часть жилого дома как объект жилищного права может состоять из квартир (в многоквартирном доме) и комнат. Следовательно, в составе жилых домов (части жилого дома) особо следует выделить квартиры и жилые комнаты, которые непосредственно служат жилищем для граждан. 
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. На практике квартирой считается предназначенная и используемая для проживания отдельная жилая площадь, которая имеет отдельный выход на улицу (во двор, на лестничную клетку или в общий коридор) и отдельную кухню*(57). В качестве признаков квартиры называется также отсутствие в ее пределах функциональных частей (площадей, объемов) других квартир (мест общего пользования)*(58). 
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Комната - это обособленная постоянными стенами часть квартиры*(59). По своему предназначению комнаты подразделяются на жилые (спальни, гостиные и др.) и вспомогательные (коридоры, кухня, ванная комната, туалет, кладовые). Жилой комнатой считается обособленная постоянными стенами часть помещения, предназначенная и используемая для жилья*(60). Площадь жилой комнаты или жилых комнат квартиры является площадью основного (главного) назначения. Указанное деление имеет важное значение, так как согласно ст.ст. 16 и 60 ЖК РФ и ст. 673 ГК РФ предметом договора найма жилого помещения может быть лишь изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в том числе одна или несколько комнат. Не могут быть самостоятельным предметом договора найма часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), подсобные помещения. 
Важное практическое значение имеет выделение внутри помещения: 1) полезной (общей) площади, т.е. площади всех жилых комнат квартиры и имеющихся в ней вспомогательных (подсобных) помещений (коридоры, кухня, ванная комната, кладовые и т.д.), и 2) жилой площади, которая включает только площадь жилых комнат, в том числе площадь спальных и столовых комнат, комнат для игр, учебы и отдыха, а также площадь утепленных веранд, оборудованных для проживания*(61).

Информация о работе Понятие жилищного права, его предмет и метод. Место жилищного права в системе права