Понятие жилищного права, его предмет и метод. Место жилищного права в системе права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:28, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие жилищного права, его предмет и метод. Место жилищного права в системе права.
2. Принципы жилищного права.
3. Источники жилищного права (понятие, виды).

Работа содержит 1 файл

Жил. право.doc

— 448.00 Кб (Скачать)

В качестве примера можно также  привести нормы п. 18 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции», согласно которому милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, в частности, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. При этом обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 ч.

Указанный основополагающий принцип  жилищного законодательства соответствует  нормам, содержащимся в ст. 25 Конституции  РФ: «Жилище неприкосновенно. Никто  не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц  иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

За нарушение неприкосновенности жилища предусмотрена уголовная  ответственность. Незаконное проникновение  в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, наказывается в соответствии со ст. 139 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. (далее – УК РФ). Под жилищем в указанной статье понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания;

2) недопустимость произвольного лишения жилища – никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами. Данный принцип гарантирует стабильность жилищных прав граждан, в первую очередь устойчивость в положении нанимателей жилых помещений по договорам социального найма. Он также соответствует конституционному принципу, который содержится в ст. 40 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». То есть с указанным принципом непосредственно связан принцип, в соответствии с которым за каждым закреплено конституционное право на жилище. В отношении защиты права собственности действует также ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Об этом говорится в ст. 242 ГК РФ, которая допускает осуществление такого правового акта, как реквизиция. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

При этом необходимо обратить внимание на нормы ст. 243 ГК РФ о конфискации. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). Определение понятию конфискации дано также в Сводном законе РСФСР от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества», который хотя и применяется со значительными ограничениями, но тем не менее допускает принудительное и безвозмездное отчуждение имущества в пользу государства, производимое по приговорам суда, а равно в случаях, особо указанных в законе, по распоряжениям уполномоченных на то государственных органов;

3) свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации – в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании ЖК РФ или федерального закона. Согласно п. 4 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании ЖК РФ, другого федерального закона. Статья 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит перечень оснований ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, а также на выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России может быть ограничено:

а) в пограничной полосе – данное положение регулируется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации». Статья 17 этого Закона предписывает осуществлять въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами и пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений;

б) в закрытых военных городках;

в) в закрытых административно-территориальных  образованиях – в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном  образовании» на указанных территориях  установлен особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов. Он включает в себя ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение;

г) в зонах экологического бедствия – например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ст. 6 основывается, в частности, на следующих требованиях:

– на необходимости завершения обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы;

– на положении о том, что гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население  подлежит обязательному отселению, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства;

д) на отдельных территориях и  в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний  и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения  и хозяйственной деятельности;

е) на территориях, где введено:

– чрезвычайное положение согласно ст. 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». В этом случае должны быть установлены ограничения на свободу  передвижения по указанной территории, а также введен особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

– военное положение в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». На территории, на которой введено военное положение, вводится и обеспечивается особый режим въезда и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

4) доступность пользования жилым фондом – принцип, содержащийся в ст. 40 ч. 3 Конституции РФ, гласит, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Кроме того, в соответствии с этим принципом граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных  жилищным законодательством оснований. Но при этом граждане, осуществляя  жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан;

5) целевое использование жилых помещений – жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ;

6) недопустимость ограничения жилищных прав – жилищные права могут быть ограничены только на основании федерального закона и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. То есть цели предусмотренных ограничений перечислены в ЖК РФ и не могут толковаться расширительно.

Вышеназванные принципы, содержащиеся в ст. 1 ЖК РФ, свойственны только жилищному праву. Именно они способны оказать влияние на жилищные правоотношения в целом, а также на применение норм жилищного законодательства.

Они проявляются в жилищных отношениях независимо от оснований их возникновения  и категории жилого фонда.

Регулирование жилищных отношений  должно осуществляться в целях обеспечения  указанных выше конституционных  прав граждан, которое повлечет укрепление законности в области жилищных отношений.

3.           Источники жилищного права (понятие, виды).

Жилищное законодательство – это совокупность нормативных правовых актов, система правовых норм, с помощью которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы. То есть именно посредством законов, подзаконных актов, входящих в систему жилищного законодательства, осуществляется регулирование жилищных правоотношений.

Таким образом, систему жилищного законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения (источники жилищного права).

Эти нормативные правовые акты, которые  изданы органами государственной и  муниципальной власти Российской Федерации и содержат указанные правоотношения, являются источниками жилищного права.

До декабря 2004 г. действующее на тот момент жилищное законодательство было фактически сформировано в 1984 г. с  утверждением Жилищного кодекса  РСФСР с учетом внесенных в  него поправок (далее по тексту – ЖК РСФСР) и принятием на его основе законов и подзаконных актов. Их устаревшие положения, не соответствовавшие требованиям времени и сформировавшейся в стране правовой, экономической и политической ситуации, явились причиной реформирования жилищного законодательства. Этот процесс должен был стать длительным, так как было необходимо не только изменить или внести соответствующие поправки в тот или иной документ.

В результате предпринятых действий должна была сложиться иная концепция жилищного законодательства.

Она была сформирована после принятия ряда нормативных документов, в корне  изменивших правовое регулирование в жилищной сфере:

1) основные направления реформы  жилищного законодательства содержались  в пакете из 27 законопроектов (проекты нового ЖК РФ, законов о внесении необходимых изменений в Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, в федеральные законы «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и другие нормативные правовые акты), принятых Государственной Думой в 2004 г.;

2) в конце 2004 г. законодатель  принял пакет законов, в котором  значительную долю составили  жилищные акты, во многом существенно  изменившие правоотношения в  данной сфере.

При подготовке ЖК РФ законодателем был проделан большой объем работы по приведению в соответствие с ним всего блока жилищного, гражданского, земельного законодательства Российской Федерации. В результате были оставлены в силе нормативные акты, соответствующие требованиям времени, начата реформа жилищных правоотношений.

Новый ЖК РФ был введен в действие с 1 марта 2005 г. в соответствии с Федеральным  законом «О введении в действие Жилищного  кодекса Российской Федерации». С  введением его в действие произошли  значительные изменения в нормативной базе. С этого дня:

1) утратили силу ЖК РСФСР,  законы «Об основах федеральной  жилищной политики» и «О товариществах  собственников жилья», признаны  недействующими на территории  РФ Основы жилищного законодательства  Союза ССР и союзных республик 1981 г., так как в этих актах имеются положения, противоречащие новому ЖК РФ. Таким образом, в результате этих действий была отменена часть нормативных документов, законов, подзаконных актов, содержащих нормы, регулирующие взаимодействие его с иными нормами жилищного законодательства, а также ряд подзаконных актов, касающихся порядка введения в действие ЖК РСФСР. Необходимо учесть, что указанные документы на территории РФ уже фактически не применялись по причине несоответствия их положений сложившейся в стране политической и экономической ситуации;

2) другие нормативные правовые  акты, регулировавшие правоотношения  в жилищной сфере до вступления  в действие нового ЖК РФ, подлежат  применению до приведения их  в соответствие с новым ЖК  РФ, а пока применяются в части, ему не противоречащей. К ранее возникшим жилищным отношениям ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие;

3) до 1 марта 2010 г. продолжают  действовать некоторые нормы  жилищного законодательства Российской Федерации. На период с 1 марта 2005 г. и до 1 марта 2010 г. будет иметь юридическую силу, например, раздел 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», содержащий основные принципы и условия приватизации жилых помещений.

Информация о работе Понятие жилищного права, его предмет и метод. Место жилищного права в системе права