Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:17, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств.
Целью исследования является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений, возникающих в процессе аренды транспортных средств, исследование нормативно-правового регулирования аренды транспортных средств с учетом современного действующего законодательства и практики его применения, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка рекомендации по совершенствованию соответствующей правовой базы.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
- анализ понятия, признаков и содержания договора аренды транспортных средств;
- изучение существенных условий договора; отграничение его от смежных договоров; классификация договоров аренды транспортного средства;
- анализ особенностей правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа;
- изучение проблемных вопросов ответственности сторон по договору аренды транспортного средства.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, складывающиеся в сфере заключения, изменения и прекращения договора аренды транспортных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств......... 6
1.1 Понятие, квалифицирующие признаки и существенные условия договора аренды транспортных средств………..........................................................................
6
1.2 Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств…….. 14
2 Основные виды договоров аренды транспортных средств……………………… 30
2.1 Классификация договоров аренды транспортных средств…………………. 30
2.2 Особенности правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем…………………………………………………………….........
38
2.3 Особенности правового регулирования договора аренды транспортного средства без экипажа………………………………………………………………….
45
Заключение…………………………………………………………………………….. 50
Глоссарий……………………………………………………………………………… 55
Список сокращений………………………………………………………………….... 58
Список использованных источников……………………………………………….... 59
Приложение А.…………………………………............................................................ 64
Приложение Б..………..........……………………..................……………................... 65
Приложение В………………………………………………………………………..... 70
Приложение Г………........…………………………………………………………..... 71

Работа содержит 1 файл

ВКР ДАТС.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

      При бербоут-чартере фрахтователь несет  ответственность перед третьими лицами также по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией  судна, в том числе и по деликтным  обязательствам (ст. 219 КТМ РФ).

      Следует отметить еще один важный момент, касающийся регулирования договора аренды (фрахтования  на время) транспортного средства на морском транспорте: содержащиеся в  КТМ РФ нормы, регламентирующие как тайм-чартер, так и бербоут-чартер, применяются только в том случае, если соглашением сторон не предусмотрено иное (ст. 199, 212 КТМ РФ). Данное правило означает, что все нормы КТМ РФ, определяющие особенности аренды (фрахтования на время) морских судов, являются диспозитивными.

      В специальную главу выделены вопросы аренды судов в гл. X Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. В нем так же, как и в других транспортных кодексах, содержится общая норма о договоре аренды и несколько специальных. Так, в соответствии с п. 5 ст. 60 КВВТ РФ передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна. Расходы, связанные с доставкой судна в указанный пункт, несет сторона, передающая судно или арендатор (при аренде судна с экипажем) вправе назначить на судно своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана судна обязательными (п. 3 ст. 62 КВВТ РФ).

      Арендодатель  обязан передать арендатору документы, предусмотренные законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ, необходимые для эксплуатации судна (п. 1 ст. 63 КВВТ РФ). В случае задержки внесения арендной платы более сем на 15 суток арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесенные в связи с этим убытки (п. 5 ст. 65 КВВТ РФ). Установлены и некоторые другие специальные правила.

      Так же как и в КВВТ РФ, имеется норма, в которой говорится, что установленные ею правила применяются, если иное не предусмотрено договором аренды. Эта норма придает диспозитивный характер всем положениям гл. X КВВТ РФ. Следует, однако, иметь в виду, что она не может распространяться на положения, связанные с обеспечением надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатации сдаваемого в аренду судна. Принцип диспозитивности не распространяется на нормы, регулирующие вопросы, которые в силу своего характера и общих предписаний закона не подлежат регламентации договорам.

      Договор аренды (фрахтования на время) транспортного  средства может применяться и на воздушном транспорте. Следует обратить внимание на неудачную формулировку определения понятия «договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)» в ст. 104 ВК РФ, согласно которой в одном договоре фрахтования воздушного судна объединены по сути два различных договора, относящихся к разным типам гражданско-правовых договоров. Когда говорится о том, что по договору фрахтования воздушного судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов, то речь может идти о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (ст. 632 ГК РФ). Когда же утверждается, что по тому же договору фрахтования воздушного судна фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю часть воздушного судна для перевозки пассажиров, багажа или почты, то речь может идти только о договоре фрахтования (чартере) как отдельном виде договора перевозки (ст. 787 ГК РФ).

      Вопрос  о том, имел ли в виду законодатель, принимая новую редакцию ВК РФ, допустить применение договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства на воздушном транспорте, лишен практического значения, поскольку ВК РФ не устанавливает никаких особенностей аренды воздушных судов, а также запретов или ограничений заключения таких договоров на воздушном транспорте. Поэтому в случае передачи в аренду воздушных судов, требующих квалифицированного управления и технической эксплуатации их силами профессионального экипажа, соответствующие отношения подпадают под действие норм ГК РФ о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (§ 3 гл. 34), которые подлежат применению без учета каких-либо особенностей в силу отсутствия таковых в ВК РФ.

      О повсеместном применении договоров  аренды (фрахтования на время) воздушных судов свидетельствует, например, включение в Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации, утвержденные, специальных положений о порядке сертификации эксплуатанта воздушного судна, переданного в аренду как с экипажем, так и без экипажа.49

      Для каждой транспортной отрасли характерны различные требования к арендаторам  и арендодателям, что чаще всего  отражено в нормативных актах  регулирующих соответствующую отрасль, но, к сожалению не всегда, и не в исчерпывающем объеме, что свидетельствует о необходимости дальнейшего развития законодательства в области рассматриваемых нами отношениях аренды транспортного средства. 

      2.2 Особенности правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем 

      Согласно  ч. 1 ст. 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

      В этом определении договора отражены три его специфические черты (см. Приложение А):

      предмет договора - транспортное средство любого вида транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, космического, способное к перемещению в пространстве;

      управление  и техническую эксплуатацию транспортного  средства осуществляет арендодатель своими силами, при помощи экипажа, а именно работника (работников), состоящего с арендодателем в трудовых или иных отношениях, в рамках которых производится выполнение работ, например, основанных на договоре подряда.

      транспортное  средство передается арендатору во владение и пользование. Арендодатель владение предметом договора не сохраняет. Однако транспортным средством продолжают управлять работники арендодателя, через которых обычно и происходит владение соответствующим имуществом.50

      Анализируя  определение договора аренды транспортного  средства с экипажем, возникает вопрос: можно ли отнести этот договор к так называемому смешанному договору. Специалисты отвечают на этот вопрос возможностью отнесения его к договору, который формирует обязательства. Входящие в состав двух и более урегулированных законом типичных договорных отношений, в данном случае - к договору, по которому обязательства, вытекающие из договора аренды, тесно связаны с обязательствами, вытекающими из договора о предоставлении услуг. Однако рассматриваемый договор, едва ли, можно признать смешанными, то есть «договором, в котором содержаться элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами» (п. 3 ст. 421 ГК РФ), так как он специально урегулирован ГК РФ.51

      Целью фрахтования на время является обеспечение  арендатору возможности осуществлять коммерческую эксплуатацию транспорта транспортного средства, управление и техническое обслуживание которого производит арендодатель.

      Форма договора аренды транспортного средства с экипажем является письменной независимо от срока аренды. К аренде транспортных средств с экипажем, как было отмечено, не применяются правила о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества.

      Срок  в договоре аренды транспортного  средства с экипажем регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК РФ) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. Срок аренды транспортного средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в договоре фрахтования судна на время (ст. 200 КТМ РФ).

      Содержание  договора аренды транспортного средства с экипажем по сравнению, с общими правилами об аренде изменено в сторону расширения круга обязанностей арендодателя (см.: Приложение Б).

      На  арендодателя по договору аренды транспортного  средства с экипажем возложены следующие  обязанности:

      1) Арендодатель обязан передать  арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для немедленного использования. Это предполагает надлежащее техническое состояние транспортного средства, его прочность, надежность систем, конструкций, механизмов и приспособлений.

      В понятие коммерческой пригодности входит также наличие топлива (бункера), смазочных масел, обтирочных материалов, ветоши, в необходимых случаях - провизии и других запасов, вместительных и чистых пассажирских или грузовых помещений, нужных документов с соответствующим сроком годности и т.п. Конкретным содержанием требование пригодности транспортного средства наполняется в зависимости от целей и срока аренды52. Так, в п. 1 ст. 203 КТМ РФ указано, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту передачи его фрахтователю: принять меря по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. В течение срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

      2) Арендодатель в течение всего  срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ). Указанная обязанность вытекает из сущности самого договора, по которому арендодатель принимает на себя все заботы по технической эксплуатации транспортного средства, что предполагает и поддержание его в надлежащем состоянии. Выполнение этой обязанности не предполагает, однако, что арендодатель должен нести расходы также и по содержанию арендованного имущества. Он освобождается от расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (ст. 636 ГК РФ).

      3) Арендодатель обязан предоставлять  арендатору услуги по управлению  и технической эксплуатации транспортного средства (п. 1 ст. 635 ГК РФ). Объем таких услуг должен соответствовать целям аренды, указанным в договоре. Эти цели различны в зависимости от предназначения транспортного средства (перевозка пассажиров или грузов), срока пользования и т.п. В договоре может быть предусмотрено предоставление арендатору дополнительных услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например, по организации питания и иного обслуживания пассажиров при сдаче судна в аренду для туристических целей. Оказание этих услуг возлагается на экипаж. Возникает закономерный вопрос о количественном составе экипажа и есть ли необходимость определять его сторонами рассматриваемого договора. ГК РФ не дает определения экипажу транспортного средства, соответственно это вопрос регулируют транспортные кодексы и уставы.

      Например, в соответствии с п. 1 ст. 56 ВК РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа и кабинного экипажа (обслуживающего персонала). Летный экипаж выполняет наиболее сложные и ответственные функции: самолетовождение и эксплуатацию воздушного судна, а обслуживающий персонал таких функций не выполняет53. Исходя из этого, законодатель по-разному подходит к установлению окончательно сформированного состава экипажа. В частности, количество членов летного экипажа в полете не должно быть меньше минимально установленного состава (п.1 ст. 56 ВК РФ). Значит, минимальное количество членов экипажа, в обязанность которых входит непосредственно управлять транспортным средством, устанавливается в императивной форме (примером может служить Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов. Состав обслуживающего персонал, исходя из анализа соответствующих норм транспортных кодексов и уставов, определяется в окончательном варианте уже на локальном уровне.

      Безопасность  эксплуатации транспортного средства во многом зависит от квалификации и опыта лиц, управляющих им. П. 2 ст. 635 ГК РФ обязывает арендодателя укомплектовывать экипаж соответствующими специалистами. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора.

      Лица, управляющие воздушными судами должны соответствовать требованиям, предусмотренным  гл. VII («авиационный персонал») и гл. VIII («экипаж воздушного судна») ВК РФ. Статья 52 ВК РФ определяет, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 55 ВК РФ).

Информация о работе Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств