Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:17, дипломная работа
Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств.
Целью исследования является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений, возникающих в процессе аренды транспортных средств, исследование нормативно-правового регулирования аренды транспортных средств с учетом современного действующего законодательства и практики его применения, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка рекомендации по совершенствованию соответствующей правовой базы.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
- анализ понятия, признаков и содержания договора аренды транспортных средств;
- изучение существенных условий договора; отграничение его от смежных договоров; классификация договоров аренды транспортного средства;
- анализ особенностей правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа;
- изучение проблемных вопросов ответственности сторон по договору аренды транспортного средства.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, складывающиеся в сфере заключения, изменения и прекращения договора аренды транспортных средств.
Введение………………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств......... 6
1.1 Понятие, квалифицирующие признаки и существенные условия договора аренды транспортных средств………..........................................................................
6
1.2 Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств…….. 14
2 Основные виды договоров аренды транспортных средств……………………… 30
2.1 Классификация договоров аренды транспортных средств…………………. 30
2.2 Особенности правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем…………………………………………………………….........
38
2.3 Особенности правового регулирования договора аренды транспортного средства без экипажа………………………………………………………………….
45
Заключение…………………………………………………………………………….. 50
Глоссарий……………………………………………………………………………… 55
Список сокращений………………………………………………………………….... 58
Список использованных источников……………………………………………….... 59
Приложение А.…………………………………............................................................ 64
Приложение Б..………..........……………………..................……………................... 65
Приложение В………………………………………………………………………..... 70
Приложение Г………........…………………………………………………………..... 71
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Понятие
и общая характеристика |
6 |
1.1
Понятие, квалифицирующие признаки и существенные
условия договора аренды транспортных
средств……….................... |
6 |
1.2 Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств…….. | 14 |
2 Основные виды договоров аренды транспортных средств……………………… | 30 |
2.1
Классификация договоров |
30 |
2.2
Особенности правового |
38 |
2.3
Особенности правового |
45 |
Заключение…………………………………………………… |
50 |
Глоссарий……………………………………………………… |
55 |
Список
сокращений…………………………………………………… |
58 |
Список
использованных источников……………………………………………….. |
59 |
Приложение
А.…………………………………............... |
64 |
Приложение
Б..………..........……………………...... |
65 |
Приложение
В……………………………………………………………………….. |
70 |
Приложение
Г………........……………………………………………… |
71 |
Введение
Объективным фактором развития общества является научно-технический прогресс. Один из его результатов - создание и постоянное совершенствование самодвижущихся механических средств перевозки (передвижения) граждан, грузов и багажа. В эксплуатации появляются всё новые виды и типы транспортных средств. И, если в XIX в. таковыми были, главным образом, морские, речные суда и суда внутреннего водного плавания, то в последствии появились и нашли широкое применение воздушные, железнодорожные и автомобильные транспортные средства. Механический транспорт в настоящее время стал значимым, неотъемлемым и распространенным объектом экономического оборота.
Данный фактор развития общества, а также специфика рассматриваемого объекта (как источника повышенной опасности и сложного технического устройства) гражданских правоотношений, с одной стороны, и существенные изменения в гражданском праве, связанные с утверждением рыночных экономических отношений, и как следствие, высокой степенью востребованности гражданско-правового института аренды, с другой, - выявили исключительную актуальность договора аренды транспортного средства, необходимость его более детального рассмотрения и системного научного исследования.
Как
следствие вышеуказанных причин
в Гражданском кодексе
В соответствии со ст.ст. 641 и 649 ГК РФ особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут быть установлены отраслевыми транспортными кодексами и уставами. К сожалению, принимаемые законодателем нормативные правовые акты зачастую не содержат в себе положений, указывающих на специфику аренды того или иного вида транспортных средств, создавая тем самым значительные трудности в соответствующем локальном договорном регулировании отношений сторон. Таким образом, налицо существенная неполнота и недостаточная нормативная разработанность аренды транспортных средств.
Указанные выше недостатки законодательного регулирования, вызваны, в первую очередь, отсутствием общих комплексных научно-теоретических исследований по данной теме.
Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств.
Целью исследования является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений, возникающих в процессе аренды транспортных средств, исследование нормативно-правового регулирования аренды транспортных средств с учетом современного действующего законодательства и практики его применения, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка рекомендации по совершенствованию соответствующей правовой базы.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
- анализ понятия, признаков и содержания договора аренды транспортных средств;
- изучение существенных условий договора; отграничение его от смежных договоров; классификация договоров аренды транспортного средства;
- анализ особенностей правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа;
- изучение проблемных вопросов ответственности сторон по договору аренды транспортного средства.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, складывающиеся в сфере заключения, изменения и прекращения договора аренды транспортных средств.
Предметом исследования является институт аренды транспортных средств и его роль в гражданском обороте, а также нормы права, регулирующие договор аренды транспортных средств.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Теоретическую основу настоящей работы составили труды российских исследователей в этой области Брагинского М.И., Витрянского В.В., Вавилина Е.В., Корнийчука Г.А., Калпина А.Г., Калеминой В.В., Рябченко Е.А. и правоприменительная практика.
1 Понятие и общая
характеристика договора аренды
транспортных средств
1.1
Понятие, квалифицирующие
признаки и существенные
условия договора
аренды транспортных
средств
Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства - гражданско-правовой договор, по которому арендатору предоставляется за плату транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг (ст. 632, 642 ГК РФ).
ГК РФ различает отдельные виды аренды и аренду отдельных видов имущества. На первый взгляд может показаться, что договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства не представляет собой отдельного вида аренды, а выделяется по признаку особого вида арендуемого имущества - транспортного средства. Однако более внимательное рассмотрение данного договора приводит к выводу о том, что речь идёт об отдельном виде договора аренды со специфическим предметом вытекающего из него обязательства, который не сводится только к арендуемому имуществу.
Договоры, направленные на передачу имущества (к каковым относится и договор аренды), имеют предмет, включающий в себя как минимум два объекта: объект первого рода - действия по передаче имущества: объект второго рода - само передаваемое имущество. Применительно к предмету договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства можно говорить и об объекте третьего рода, а именно о действиях сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации2.
К сожалению, общего нормативного определения «транспортного средства» в российском законодательстве не содержится. В Таможенном кодексе Российской Федерации3 (далее – ТамК РФ) под ним понимают «…любые морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров». В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»4 указано, что транспортное средство - это «…устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём».
В
Общероссийском классификаторе основных
фондов к транспортным средствам
отнесены средства передвижения, предназначенные
для перемещения людей и
Автомобили, прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственных бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и подлежат учету как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) или оборудование.
В научной литературе понятие транспортного средства чаще рассматривалось с точки зрения административной и уголовной ответственности за автотранспортные преступления6. Применительно к аренде А.А.Иванов определяет транспортное средство как «…техническое устройство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, движущееся в пространстве». Там же указанный автор уточняет, что «…транспортное средство, как правило, является сложным техническим устройством и одновременно источником повышенной опасности для окружающих»7.
На
основании имеющихся
Учитывая изложенное, транспортные средства можно определить как объекты, передвигающиеся самостоятельно или с помощью внешнего движителя, функционально предназначенные и используемые для перемещения людей и/или имущества в пространстве. К транспортным средствам не относят лишенные движителя вещи индивидуального применения, хотя бы и попадающие под установленные признаки (например, хозяйственные сумки на колесах, лыжи, коньки и т.п.), а также объекты конструктивно встроенные в недвижимое имущество (например, лифты в зданиях)8.
К аренде эскалаторов, канатных дорог, лифтов и других подобных объектов, которые также используются для перемещения людей и имущества, учитывая их полную зависимость от недвижимости, в рамках которой они существуют, следует применять не положения о договорах аренды транспортных средств, а правила об аренде зданий и сооружений, как это принято для найма трубопроводов.
Информация о работе Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств