Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:17, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств.
Целью исследования является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений, возникающих в процессе аренды транспортных средств, исследование нормативно-правового регулирования аренды транспортных средств с учетом современного действующего законодательства и практики его применения, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка рекомендации по совершенствованию соответствующей правовой базы.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
- анализ понятия, признаков и содержания договора аренды транспортных средств;
- изучение существенных условий договора; отграничение его от смежных договоров; классификация договоров аренды транспортного средства;
- анализ особенностей правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа;
- изучение проблемных вопросов ответственности сторон по договору аренды транспортного средства.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, складывающиеся в сфере заключения, изменения и прекращения договора аренды транспортных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств......... 6
1.1 Понятие, квалифицирующие признаки и существенные условия договора аренды транспортных средств………..........................................................................
6
1.2 Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств…….. 14
2 Основные виды договоров аренды транспортных средств……………………… 30
2.1 Классификация договоров аренды транспортных средств…………………. 30
2.2 Особенности правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем…………………………………………………………….........
38
2.3 Особенности правового регулирования договора аренды транспортного средства без экипажа………………………………………………………………….
45
Заключение…………………………………………………………………………….. 50
Глоссарий……………………………………………………………………………… 55
Список сокращений………………………………………………………………….... 58
Список использованных источников……………………………………………….... 59
Приложение А.…………………………………............................................................ 64
Приложение Б..………..........……………………..................……………................... 65
Приложение В………………………………………………………………………..... 70
Приложение Г………........…………………………………………………………..... 71

Работа содержит 1 файл

ВКР ДАТС.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

      б) договор аренды транспортных средств носит реальный характер;

      в) договор аренды транспортных средств является консенсуальным;

      г) к предмету данного договора относятся исключительно транспортные средства;

      д) транспортные средства подлежат обязательной передаче и в пользование, и во владение арендатору. Передача транспортных средств в одно лишь пользование невозможна, поскольку они перемещаются в пространстве и при любых обстоятельствах выбывают из сферы хозяйственного господства арендодателя.

      е) на договоры аренды транспортных средств не распространяется общие правила ГК РФ о возможном возобновлении договора на неопределенный срок по истечении периода его действия и фактическом продолжении пользования имуществом и о преимущественном праве арендатора на заключение нового договора аренды транспортных средств на последующий период (ст.ст. 621, 632 и 642 ГК РФ). Это не лишает арендатора права по истечении срока аренды транспортных средств повторно взять транспортное средство внаём, но уже на основе нового договора, заключаемого на общих основаниях.

 

      2 Основные виды договоров аренды транспортного средства 
 

      2.1 Классификация договоров  аренды транспортного  средства 

      В юридической литературе высказываются  разные точки зрения относительно понятия  договора аренды транспортного средства, его правовой природы и особенностей. Однако, касательно разновидностей договоров аренды транспортного средства, оснований классификации таких договоров многие авторы сходятся во мнении, что основным принципом деления является предоставление (не предоставление) дополнительных услуг, а именно услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства.

      По  этому основанию выделяют:

      договор аренды транспортного средства с  экипажем (фрахтование на время) ст. 632 ГК РФ;

      договор аренды транспортного средства без  экипажа ст. 642 ГК РФ.

      Этот  принцип деления договоров аренды транспортного средства является основным, по мнению большинства ученых42, а также единственным закрепленным в ГК РФ.

      Можно, также разделять рассматриваемые  договоры по виду транспорта:

      а) договор аренды автомобильного транспорта;

      б) договор аренды морского судна, который в свою очередь делиться:

      договор фрахтования судна на время (тайм-чартер);

      рейсовый  чартер;

      договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер);

      димайз-чартер;

      в) договор аренды воздушного судна (воздушный чартер);

      г) договор аренды железнодорожного транспорта, из которого можно отдельно выделить договор аренды железнодорожного вагона.

    Как правило, договоры аренды транспортного  средства, которые делятся по указанному основанию, регулируются не только нормами  ГК РФ, но и соответствующими специальными нормами. Так, например, рейсовый чартер, договор фрахтования судна на время (тайм-чартер), договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) и димайз-чартер регулируются КТМ РФ.

      Рассмотрим  некоторые договоры аренды транспортного  средства по последнему принципу классификации.

      В сфере торгового мореплавания довольно широкое распространение имеют  две разновидности договора аренды (фрахтования на время) транспортного  средства: договор фрахтования судна  на время (тайм-чартер) и договор  фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)43. В КТМ РФ нормы, регулирующие указанные договоры, выделены в две самостоятельные главы (X и XI), тем самым подчеркивается значение тайм-чартера и бербоут-чартера как отдельных видов договора аренды транспортного средства, которые по своей правовой природе отличается от договора морской перевозки.

      По  договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется  за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров, или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ).

      По  договору фрахтования судна без  экипажа (бербоут-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ).

      К существенным условиям тайм-чартера относятся: наименование сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ РФ). Круг существенных условий бербоут-чартера расширяется за счет условий о классе судна, флаге, а также количестве расходуемого им топлива.

      Следует подчеркнуть, что как при тайм-чартере, так и при бербоут - чартере  пользование судном со стороны фрахтователя имеет целевое назначение: судно фрахтуется для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. При этом под иными целями понимаются: ведение морских промыслов, осуществление буксирных операций, проведение морских научных исследований, разведка минеральных и других ресурсов морского дна и его недр и др.44

      Существенное  значение для обеих разновидностей договора фрахтования имеет условие  о сроке действия тайм-чартера (бербоут-чартера). Типовые (стандартные) проформы предусматривают различные сроки аренды, выраженные в определенном числе календарных месяцев или лет (от двух месяцев до десяти и более лет). Период нахождения судна в аренде может быть определен и иным образом - например, посуточно, подекадно, помесячно либо на время проведения определенных работ или совершения определенных рейсов. Течение срока начинается со дня приема судна фрахтователем. По окончании срока фрахтователь должен возвратить судно его владельцу. В тоже время допускается возможность в определенных случаях увеличить срок аренды (в разумных пределах), например в пределах срока, необходимого фрахтователя для завершения последнего рейса.

      Названные разновидности договора фрахтования - тайм-чартер и бербоут-чартер - различаются  по предмету договора. Во-первых, при тайм-чартере судно передается в пользование фрахтователя, а при бербоут-чартере - в его владение и пользование. Во-вторых, по тайм-чартеру судно передается с экипажем, оказывающим услуги по управлению и технической эксплуатации судна; по бербоут-чартеру фрахтователь получает судно, не снаряженное и не укомплектованное экипажем45.

      По  общему правилу право фрахтователя пользоваться судном (при тайм-чартере) или владеть и пользоваться (при  бербоут-чартере) включает в себя правомочие фрахтователя на передачу судна в субаренду (соответственно в субтайм-чартер и суббербоут-чартер).

      Требования  КТМ РФ, предъявляемые к субтайм-чартеру и суббербоут-чартеру, являются идентичными: указанные договоры заключаются фрахтователем с третьими лицами от своего имени; как субтайм-чартер, так и суббербоут-чартер могут быть заключены на весь срок действия договора аренды судна или на часть этого срока. Заключение фрахтователем субтайм-чартера или суббербоут-чартера не освобождает последнего от выполнения обязательств перед судовладельцем, вытекающих из основного договора аренды (тайм-чартера или бербоут-чартера)46.

      Основной  обязанностью судовладельца по тайм-чартеру, как и всякого арендодателя по договору аренды, является передача фрахтователю морского судна в состоянии, пригодном  для его использования по назначению, предусмотренному договором. В этих целях судовладелец должен к моменту передачи судна фрахтователя привести его в мореходное состояние: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна47. Судовладелец обязан также в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна (ст. 203 КТМ РФ).

      При бербоут-чартере обязанность судовладельца  по приведению судна в мореходное состояние ограничена моментом передачи судна фрахтователю. В течение  же срока действия договора после передачи судна фрахтователю обязанность по поддержанию судна в мореходном состоянии возложена на фрахтователя, который укомплектовывает судно своим экипажем и в силу этого отвечает за техническое состояние и надлежащую эксплуатацию судна. Исключение составляют лишь случаи, когда выявляются скрытые недостатки судна, устранение которых вменено в обязанность судовладельцу.

      Что касается фрахтователя, то можно выделить три его основные обязанности  как по тайм-чартеру, так и по бербоут-чартеру. Во-первых, на фрахтователя возложена обязанность пользоваться зафрахтованным судном (а при тайм-чартере и услугами экипажа) в соответствии с целями и условиями его предоставления, предусмотренными договором, а также нести расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна. В дополнение к этому при бербоут-чартере на фрахтователе лежит обязанность осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора и страхование судна и ответственности фрахтователя, а также уплату сборов, взимаемых с судна (п. 1 ст. 204, п. 1 ст. 218 КТМ РФ).

      Во-вторых, фрахтователь обязан уплачивать судовладельцу  арендную плату (фрахт). Порядок и  сроки уплаты фрахта определяются по-разному  применительно к тайм-чартеру  и бербоут-чартеру. При тайм-чартере  фрахт выплачивается в порядке и в сроки, предусмотренные договором; фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния по обстоятельствам, не связанным с виновными действиями фрахтователя (п. 1 ст. 208 КТМ РФ). При бербоут-чартере фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами (п. 1 ст. 221 КТМ РФ). Неисполнение фрахтователем обязанности по уплате фрахта влечет для последнего весьма жесткие негативные последствия: в случае, если просрочка по внесению фрахта составляет свыше четырнадцати календарных дней, судовладелец получает право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные убытки (п. 2 ст. 208, п. 2 ст. 221 КТМ РФ).

      В-третьих, к числу основных, относится обязанность фрахтователя по окончании срока действия договора возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено фрахтователем, с учетом нормального износа судна. При несвоевременном возврате судна в течение всего периода задержки его возврата фрахтователь должен уплачивать судовладельцу фрахт по ставке, предусмотренной договором, либо по рыночной ставке, если последняя превышает договорную ставку фрахта (пп. 2, 3 ст. 204, п. 2 ст. 218 КТМ РФ).

      Вместе  с тем КТМ РФ (ст. 223) допускает применительно к бербоут-чартеру возможность заключения договора с условием о выкупе судна фрахтователем по истечении срока действия договора. В таком случае по окончании срока действия бербоут-чартера (при соблюдении всех его условий) судно не подлежит возврату судовладельцу, а переходит в собственность фрахтователя.

      Еще одна особенность правового регулирования  тайм-чартера и бербоут-чартера  проистекает из того, что пользование зафрахтованным судном предполагает вступление фрахтователя в различные правоотношения с третьими лицами. Речь идет о правоотношениях, связанных с перевозкой грузов или пассажиров, буксирными операциями и т.д. Кроме того, фрахтователь по бербоут-чартеру выступает ответственным за вред, причиненный в ходе эксплуатации судна имуществу граждан и организаций, а также жизни или здоровью граждан48.

      Так, фрахтователь по тайм-чартеру от своего имени заключает с третьими лицами договоры перевозки грузов, подписывает чартеры, выдает коносаменты, морские накладные и другие перевозочные документы. Естественно, что именно фрахтователь, а не судовладелец несет ответственность перед грузовладельцами по договорам перевозки грузов, предусмотренную КТМ РФ для перевозчика по договору морской перевозки (ст. 205 КТМ РФ).

Информация о работе Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств