Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:17, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств.
Целью исследования является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений, возникающих в процессе аренды транспортных средств, исследование нормативно-правового регулирования аренды транспортных средств с учетом современного действующего законодательства и практики его применения, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка рекомендации по совершенствованию соответствующей правовой базы.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:
- анализ понятия, признаков и содержания договора аренды транспортных средств;
- изучение существенных условий договора; отграничение его от смежных договоров; классификация договоров аренды транспортного средства;
- анализ особенностей правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа;
- изучение проблемных вопросов ответственности сторон по договору аренды транспортного средства.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, складывающиеся в сфере заключения, изменения и прекращения договора аренды транспортных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств......... 6
1.1 Понятие, квалифицирующие признаки и существенные условия договора аренды транспортных средств………..........................................................................
6
1.2 Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств…….. 14
2 Основные виды договоров аренды транспортных средств……………………… 30
2.1 Классификация договоров аренды транспортных средств…………………. 30
2.2 Особенности правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем…………………………………………………………….........
38
2.3 Особенности правового регулирования договора аренды транспортного средства без экипажа………………………………………………………………….
45
Заключение…………………………………………………………………………….. 50
Глоссарий……………………………………………………………………………… 55
Список сокращений………………………………………………………………….... 58
Список использованных источников……………………………………………….... 59
Приложение А.…………………………………............................................................ 64
Приложение Б..………..........……………………..................……………................... 65
Приложение В………………………………………………………………………..... 70
Приложение Г………........…………………………………………………………..... 71

Работа содержит 1 файл

ВКР ДАТС.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

      Следует отметить, что в законодательстве не четко решен вопрос о том, могут ли животные признаваться в качестве транспортных средств (так, в Правилах дорожного движения, погонщик вьючных животных и верховых животных именуется водителем), хотя «техническими устройствами» их, конечно, назвать нельзя.

      Помимо  ГК РФ, положения, регламентирующие аренду транспортных средств, исходя из отнесения их к различным видам транспорта, содержаться в Воздушном кодексе Российской Федерации (далее - ВК РФ), Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ), Уставе автомобильного транспорта Российской Федерации (далее - УАТ РФ), Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 17–ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также в принятых в соответствии с перечисленными документами подзаконных актах по отдельным видам транспорта.

      В юридической литературе высказывается и иная точка зрения относительно правовой природы договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства. Например, утверждается, что «…этот договор можно рассматривать как комплексный, устанавливающий обязательства: а) непосредственно связанные с предоставлением транспортного средства в аренду, и б) по оказанию арендатору услуг, связанных с управлением и его технической эксплуатацией. Договор, не предусматривающий предоставления таких услуг, носит чисто арендный характер…»9. При таком подходе вся специфика договора аренды транспортного средства с экипажем сводится к тому, что он является смешанным договором, включающим в себя элементы обязательств аренды и оказания услуг. Что же касается договора аренды транспортного средства без экипажа, то он представляется обычной арендой, смысл специального регулирования которой состоит лишь в необходимости учета особенностей арендуемого имущества.

      О значимости договора аренды транспортных средств свидетельствует то, что в ГК РФ, в отличие от Гражданского кодекса РСФСР10 1964 года, положения об аренде транспортных средств выделены в отдельная главу. Важность закрепления соответствующих норм, регулирующих отношения аренды транспортных средств, в кодифицированном гражданско-правовом акте не вызывает сомнения, т.к. во-первых, договор аренды данного вида имущества в настоящее время становится все более распространенным. В условиях ограниченного финансирования, а также негативных факторов социально-экономического преобразования, для некоторых отраслей экономики данный договор стал одним из важнейших средств экономической поддержки.

      Рассматриваемые отношения широко распространены и  в гражданско-правовом обороте других экономически развитых стран. В подтверждение этого, можно привести пример создания в 1984 году Европейской ассоциации аренды автомобилей (ECATR), в основе деятельности которой находиться обеспечение аренды транспортных средств на уровне Европейского Союза.11

      Во-вторых, предмет договора аренды транспортных средств относиться к числу дорогостоящего имущества.

      В-третьих, разновидность транспортных средств  велика, и как результат научно-технического прогресса имеет тенденцию к  дальнейшему росту. Техническая эксплуатация и управление имеет свои индивидуальные особенности, с чем связана необходимость иметь в системе законодательства отраслевые транспортные кодексы.

      В-четвертых, законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности, что, безусловно, свидетельствует о необходимости детального регулирования отношений по передаче собственником данных объектов в пользование и владение титульному владельцу для получения экономической выгоды.

      И, наконец, указанные ранее правовые нормы сформировали отправную базу, юридические конструкции для дальнейшего формирования законодательства об аренде транспортных средств, в том числе необходимых положений в новых транспортных кодексах и уставах. Тем самым обеспечили «…не только «экономию правового регулирования», но и то, что имеет гораздо большее значение, - необходимое единство самого регулирования»12.

      Договор аренды транспортных средств имеет  следующие квалифицирующие признаки: арендодатель – это собственник (владелец) транспортного средства (особенность в субъектном составе); в аренду передается транспортное средство с экипажем (командой) и без таковой, транспортное средство передается на условиях оказание услуг по управлению и технической эксплуатации или без таковых (особенности в предмете договора).

      Договор аренды транспортного средства регулируется не только нормами, закрепленными в ГК РФ, но и отраслевыми транспортными кодексами и уставами. Однако наиболее значимую роль играют именно положения ГК РФ, в котором содержатся нормы, регулирующие две основные разновидности договора аренды транспортного средства: договор аренды транспортного средства с экипажем и договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа).

      К общим особенностям правового регулирования аренды транспортных средств, которые позволяют выделить данный договор в самостоятельный вид договора аренды, относятся следующие.

      1. Основываясь на предмете договора, а именно: предоставление в аренду  транспортного средства, законодатель  исключил возможность применения к данным правоотношениям общих положений об аренде, наделяющих арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, по истечении срока договора аренды при прочих равных условиях преимущественным перед другими лицами правом на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК РФ).

      Из  этого следует, что арендатор транспортного средства в отличие от арендатора по обычному договору аренды не имеет права требовать перевода на себя прав и обязанностей арендатора по договору аренды транспортного средства, заключенному арендодателем с другим арендатором по истечении срока действия прежнего договора.

      2. Договор аренды транспортного  средства должен быть заключен  в письменной форме независимо  от срока и стоимости передаваемого  в аренду имущества (ст.ст. 633, 643 ГК РФ). К этому договору не применяются правила о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК РФ. Это принципиальный момент, поскольку определенные транспортные средства: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические транспортные средства - в силу закона являются недвижимым имуществом (ч. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). По общему правилу сделки с недвижимым имуществом, и в частности договор аренды недвижимости, требуют государственной регистрации (ст.ст. 164, 609 ГК РФ)

      3. На арендодателя законом возложена  обязанность в течение всего  срока действия аренды транспортного  средства поддерживать сданное  в аренду транспортное средство  в надлежащем состоянии, включая  осуществление как текущего, так и капитального ремонта. По общему правилу, обязанность осуществления капитального ремонта сданного в аренду имущества возлагается на арендодателя (п. 1 ст. 616 ГК РФ).

      4. Арендатор транспортного средства  вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду, если иное не предусмотрено договором. Применительно к договорам аренды иного имущества действует противоположное правило, согласно которому арендатор может передать арендованное имущество в субаренду только с согласия арендодателя (п. 2 ст. 615 ГК РФ).

      Кроме того, арендатор в рамках осуществления  коммерческой эксплуатации арендованного  транспортного средства вправе без  согласия арендодателя от своего имени  заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат указанным в договоре целям использования транспортного средства, либо назначению этого транспортного средства.

      Относительно  различий в правовом регулировании  двух разновидностей договора аренды транспортного средства необходимо отметить, что все они предопределены тем, что по договору аренды транспортного средства с экипажем обязанности по управлению и технической эксплуатации транспортного средства остаются на арендодателе, а по договору аренды транспортного средства без экипажа - осуществляются арендатором транспортного средства.

      По-разному, применительно к двум разновидностям договора аренды транспортного средства, решаются вопросы, касающиеся оплаты расходов, связанных с эксплуатацией транспортного  средства. Лицо, арендующее транспортное средство без экипажа, несет все расходы на содержание арендованного транспортного средства, включая его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).

      В случае, когда транспортное средство передается в аренду с экипажем, часть расходов на его эксплуатацию остается на арендодателе, в том числе расходы на страхование транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть причинен им в связи с его эксплуатацией, если такое страхование в силу закона или договора является обязательным (ст. 637 ГК РФ). Что касается арендатора, то он несет только те расходы, которые возникают в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, включая оплату сборов, а также топлива и других расходуемых в процессе такой эксплуатации материалов13.

      Принципиальные  различия в правовом регулировании  договоров аренды транспортного  средства соответственно с экипажем и без экипажа находятся в  сфере правоотношений, связанных  с ответственностью за вред, причиненный арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием, третьим лицам. При аренде транспортного средства с экипажем такая ответственность возлагается на арендодателя. Арендодатель может предъявить арендатору требование о возмещении сумм, выплаченных им третьим лицам, но только в регрессном порядке и при условии представления доказательств, подтверждающих, что вред причинен третьим лицам по вине арендатора (ст. 640 ГК).

      Если  по договору аренды арендатору передается транспортное средство без экипажа, ответственность за вред, причиненный третьим лицам этим транспортным средством, его механизмами, устройствами или оборудованием, несет арендатор (ст. 648 ГК РФ).

      При подготовке ГК РФ не преследовалась цель обеспечения исчерпывающего регулирования обязательств, возникающих из договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства. Напротив, более подробному определению особенностей аренды отдельных видов транспортных средств (как с предоставлением арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации, так и без таковых) было предоставлено место в отраслевых нормативных правовых актах (транспортных уставах и кодексах)14. 

      1.2 Ответственность сторон по договору аренды транспортных средств 

      Рассматривая  вопрос об ответственности арендатора и арендодателя по договору аренды транспортных средств важно различать отношения внутренние и внешние. Внутренние охватывают случаи ответственности каждой из сторон перед своим контрагентом, а внешние включают ответственность арендатора и (или) арендодателя перед третьими лицами, которым был причинен вред в процессе пользования транспортными средством во время действия договора аренды транспортного средства15.

      Прежде  всего, необходимо исследовать внутренние отношения, так как арендатор и арендодатель являются основными ответственными лицами по договору аренды транспортного средства. Подпараграф 2 §3 главы 34 ГК РФ не содержит статьи, посвященной вопросу ответственности арендатора перед арендодателем за вред, который может быть причинен арендованному транспортному средству в процессе его эксплуатации без использования услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию. Не представлены соответствующие нормы и в транспортных кодексах и уставах, то есть существенных особенностей ответственности арендатора за дефекты и неисправности в транспортном средстве при возврате его арендодателю не имеется.

      Однако  не во всех случаях арендатор отвечает за возврат транспортного средства «в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа» (ст. 622 ГК РФ). Арендодатель несет перед арендатором ответственность за техническое состояние предмета договора. В соответствии с п. 1 ст. 612 ГК РФ «убытки, причиненные из-за скрытых дефектов перевозочных средств, во всех случаях должны возмещается наймодателем»16.

Информация о работе Понятие и общая характеристика договора аренды транспортных средств