Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 11:02, курсовая работа
Цель работы рассмотреть ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов.
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть ответственность участников отношений по перевозке груза;
- исследовать обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности.
Введение 2
Глава I. Ответственность участников отношений по перевозке груза 4
1.1. Общие положения 4
1.2. Основания ответственности перевозчика 5
1.3. Объем ответственности перевозчика 7
1.4. Ответственность отправителя и получателя груза 9
1.5. Общая авария 10
Глава II. Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности 11
2.1. Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов 11
2.2. Освобождение от ответственности перевозчика грузов за несохранность грузов 17
2.3. Освобождение от ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов 20
Заключение 22
Содержание:
Договор перевозки груза - это соглашение сторон, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).
Договор перевозки груза реальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Стороны договора - отправитель груза и перевозчик.
Предмет договора - деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (ст. 785 ГК РФ).
Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами. Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция.
В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.
Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.
Формы транспортной накладной для отдельных видов перевозки определяются соответствующими уставами и кодексами или в установленном ими порядке.
Размер провозной платы в обычном договоре перевозки по общему правилу устанавливается соглашением сторон, а провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (ст. 790 ГК РФ).
Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке устанавливается законодательством, а также договором перевозки. Если ответственность перевозчика установлена законодательством, соглашения о ее ограничении и устранении в основном ничтожны (ст. 793 ГК РФ).
Цель работы рассмотреть ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов.
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть ответственность участников отношений по перевозке груза;
- исследовать обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств участники договора перевозки несут ответственность, предусмотренную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Основным является вопрос об ответственности перевозчика, поскольку исполнение им своих обязательств имеет решающее значение в договоре перевозки, по которому груз поступает в ведение перевозчика и должен быть им доставлен в пункт назначения в сохранности и в установленные сроки. Для охраны интересов грузовладельцев ГК придает нормам об ответственности перевозчика императивный характер. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК1). Такая возможность допускается лишь КТМ в исключительных случаях, при перевозках вне рамок обычных коммерческих операций, а также на период с момента принятия груза перевозчиком до его погрузки на судно и после выгрузки до сдачи грузополучателю (ст. 1752). С другой стороны, сложность технологии перевозок и опасности среды их осуществления (морское, воздушное пространство, автодорога), особые риски, связанные с использованием при перемещении груза скоростных средств транспорта, являющихся источником повышенной опасности, предопределили законодательные послабления в режиме ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза и просрочку его доставки. Это в первую очередь относится к основаниям и объему ответственности перевозчика, а также к порядку предъявления к нему требований.
Устанавливая для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, повышенную (независимую от вины) ответственность (п. 3 ст. 401), ГК предусматривает, что ответственность перевозчика за несохранность груза и просрочку его доставки возникает только при наличии его вины, которая предполагается, пока не доказано обратное. Законодательством вводятся также определенные ограничения по объему ответственности перевозчика. Такой подход является традиционным для транспортного права, он выражен в большинстве международных транспортных конвенций. Интересы грузовладельцев в этих случаях призвано обеспечить страхование грузов. Что касается нарушений иных условий договора перевозки (например, невыполнение указаний грузовладельца по переадресовке груза, выдача груза не в пункте его назначения, утрата перевозочных документов, несоблюдение дополнительных обязательств по договору), то, поскольку специальных указаний на этот счет ни в ГК, ни в транспортных уставах и кодексах не содержится, они должны влечь за собой ответственность перевозчика в форме возмещения убытков (ст. 15, 393 ГК), основанную на общих началах предпринимательского риска (п. 3 ст. 401 ГК).
Согласно п. 1 ст. 796 ГК3 за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что несохранность произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В развитие этого положения транспортные уставы и кодексы предусматривают перечень таких обстоятельств. К ним кроме непреодолимой силы относятся особые, естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств, недостатки тары и упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре в ходе приема груза к перевозке, сдача к перевозке груза с превышением норм влажности или без указания в накладной его особых свойств (ст. 166 КТМ4, ст. 95 УЖТ5, ст. 132 УАТ6, ст. 118 КВВТ7). Статья 118 УЖТ, ст. 168 КТМ, ст. 133 УАТ предусматривают ряд случаев, когда перевозчику достаточно лишь определенных обстоятельств для того, чтобы освободиться от ответственности за несохранность груза. В этих случаях доказывание вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. К таким обстоятельствам, в частности, относится сопровождение груза представителем отправителя или получателя, прибытие груза в исправной таре и за пломбами отправителя, наличие естественных причин, связанных с перевозкой грузов в открытом подвижном составе, и др. В названных ситуациях имеются достаточные основания считать, что перевозчик к несохранности груза непричастен. Специальное правило КТМ (ст. 167) освобождает перевозчика от ответственности, если тот докажет, что утрата, повреждение груза произошли вследствие ошибок капитана, членов экипажа судна либо лоцмана в судовождении или управлении судном (навигационная ошибка). Данное правило, правда, не распространяется на перевозки в каботаже. ГК не содержит указаний об основаниях ответственности перевозчика на случай, если груз не был доставлен в пункт назначения в установленный или в разумный срок. Транспортные уставы и кодексы за просрочку доставки груза, как и при несохранности груза, предусматривают возложение на перевозчика ответственности при наличии его вины (ст. 97 и 29 УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 137 УАТ, ст. 120 Воздушного кодекса8, ст. 116 КВВТ), которая презюмируется. Доказывая ее отсутствие, морской перевозчик может ссылаться на те же обстоятельства, которые освобождают его от ответственности за несохранность груза, включая и навигационную ошибку. Среди обстоятельств, освобождающих от ответственности за просрочку воздушного перевозчика, ст. 120 Воздушного кодекса9 называет устранение неисправности судна.
Ответственность перевозчика при несохранности груза ограничивается его стоимостью. Это правило ст. 796 ГК также является традиционным для транспортного права и одновременно изъятием из общего правила ст. 15 и 393 ГК. Ущерб, причиненный в случае утраты или недостачи груза, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза, а в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость. Стоимость несохранного груза должна определяться исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре, а при отсутствии такого указания - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК).
Воздушный кодекс (ст. 119) помимо этого устанавливает предел ответственности авиаперевозчика в размере 2 МРОТ за каждый килограмм веса несохранного груза. Практически это означает дополнительное ограничение ответственности по сравнению с ГК, однако сам подход отражает опыт международно-правовой регламентации и способствует более оперативному урегулированию претензий грузовладельца. КТМ, следуя правилам международных конвенций, устанавливает иные пределы ответственности перевозчика, которые не распространяются на перевозки в каботаже. Согласно ст. 170 КТМ ответственность морского перевозчика не может превышать 666,67 расчетной единицы10 за место либо 2 расчетных единиц за килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза (в зависимости от того, какая сумма выше).
При утрате груза, сданного к перевозке с объявлением ценности, перевозчик согласно п. 2 ст. 796 ГК отвечает в размере объявленной стоимости. Объявление стоимости груза освобождает грузовладельца от необходимости доказывать ее размер. При этом перевозчик не может быть лишен права доказывать превышение объявленной ценности над действительной стоимостью груза (ст. 138 УАТ). Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает грузовладельцу провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если она не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК). По правилам перевозок виновный в несохранности груза перевозчик должен также оплатить стоимость экспертизы и иные расходы, связанные с определением размера причиненного грузу ущерба. Судебной практикой учитывается и стоимость возвратной тары многократного пользования, а также дополнительные провозные платежи, когда экспертиза дает заключение о том, что несохранный груз может быть восстановлен только в производственных условиях изготовителя. За просрочку доставки груза в пункт назначения большинство транспортных уставов и кодексов предусматривает штраф. На автомобильном транспорте он равен 15%, на железнодорожном и внутреннем водном - 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, а на воздушном - 25% МРОТ за каждый час просрочки. Согласно УЖТ этот штраф ограничивается размером платы за перевозку, по УАТ - 90%, а по КВВТ и Воздушному кодексу - 50% провозной платы (ст. 97 УЖТ, ст. 137 УАТ, ст. 116 КВВТ, ст. 120 Воздушного кодекса).
На морском транспорте такая санкция не предусмотрена и грузовладельцу возмещаются убытки, возникшие в результате просрочки доставки груза, в пределах провозной платы (п. 2 ст. 170 КТМ). Поскольку уставы и кодексы на всех видах транспорта, кроме автомобильного (ст. 152 УАТ), специально не оговаривают исключительный характер предусмотренных неустоек (штрафов), то в силу п. 1 ст. 394 ГК соответствующие грузовладельцы также вправе требовать возмещения причиненных просрочкой убытков в части, не покрытой неустойкой. Груз, не прибывший в пункт назначения по истечении 30 дней с момента, когда он должен был прибыть, считается утраченным, и у грузополучателя возникает право требовать возмещения в порядке ст. 796 ГК. На воздушном транспорте право на предъявление претензии об утрате груза появляется уже через 10 дней (ст. 126 Воздушного кодекса). При смешанном сообщении установлен особый срок - груз считается утраченным, если он не прибыл через 4 месяца со дня его приема к перевозке (ст. 45 УЖТ, ст. 139 УАТ).
Ответственность за несоблюдение условий договора перевозки груза несут также грузовладельцы - отправители и получатели груза. Прежде всего, они несут ответственность за несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза, которая выражается в уплате процентов (ст. 395 ГК). Отправитель отвечает за неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе, снижающее стоимость перевозки или влияющее на безопасность транспорта.
Грузоотправитель
несет ответственность за отправление
запрещенных для перевозок
Информация о работе Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности