Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:20, лекция
Раскрыть общие положения об обязательствах, их видах, способах обеспечения их исполнения и основаниях прекращения. Развивать гражданско – правовой понятийный аппарат. Воспитывать уважение к букве закона.
с утратой товаром своих свойств;
с исчезновением условий, характерных для данного региона и необходимых для производства товара;
с ликвидацией юридического лица - обладателя свидетельства;
с заявлением правообладателя.
Вывод: Коммерческое обозначение может служить для индивидуализации производственных единиц (предприятия, магазина, ресторана, цеха или отдельного производства), не являющихся юридическими лицами. Оно может использоваться в рекламе, в отношениях с контрагентами по договорам и т.п. Коммерческое обозначение состоит только из оригинального названия, не требует специальной регистрации и должно охраняться в силу своей известности.
Право использования наименования места происхождения товара предоставляется только при производстве товара, отвечающего определенным стандартам, в данном географическом месте. При переводе предприятия в другую местность оно утрачивается. Распоряжение таким правом невозможно. В этом смысле наименования мест происхождения товаров кардинально отличаются от товарных знаков.
Вопросы лекционного занятия № 3
1. Понятие, функции и виды товарных знаков.
2. Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны
1. Товарным знаком (знаком обслуживания) признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими или физическими лицами. Товарный знак подлежит регистрации в патентном ведомстве на имя физического или юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет исключительное право его владельца на данный товарный знак. Это дает право его владельцу пользоваться и распоряжаться товарным знаком по своему усмотрению, а также запрещать другим лицам его использование.
Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет, по истечении которых оно может быть продлено на следующие 10 лет при уплате соответствующей пошлины.
С помощью товарного знака отличают продукцию одной компании от однородной продукции другой компании.
Товарный знак имеет отличительную и рекламную функции, а также следующие виды: словесный, объемный, изобразительный, иные.
Правообладатель, зарегистрировавший свое право на товарный знак, имеет право его использовать и запрещать использовать другим лицам. При регистрации товарного знака выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет его приоритет.
Нарушением прав правообладателя является использование:
товарного знака без согласия правообладателя;
сходного с товарным знаком до степени смешения иного обозначения.
Коллективный товарный знак обозначает товары, объединенные качеством или иным единым свойством, выпускаемые союзом или ассоциацией юридических лиц.
2. Товарный знак подлежит обязательной регистрации в патентном ведомстве. Заявку на такую регистрацию может подать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель как самостоятельно, так и через патентного поверенного.
Заявка должна содержать:
заявление о регистрации товарного знака;
заявляемое обозначение;
перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
описание заявленного обозначения;
документ, подтверждающий уплату пошлины;
устав коллективного знака, если заявка подается на его регистрацию.
Датой подачи заявки считается дата поступления полного комплекта документов или последнего из них.
При регистрации товарного знака производятся две экспертизы - формальная и экспертиза заявленного обозначения. В ходе формальной экспертизы проверяются необходимые документы и их соответствие установленным требованиям. Проходит она в течение 1 месяца со дня подачи заявки. Ее результат - решение в принятии заявки к рассмотрению или отказ в таком принятии.
Экспертиза заявленного обозначения проводится по итогам формальной экспертизы, при этом проверяется соответствие товарного знака определенным требованиям закона (не допускается регистрации общепринятых символов и терминов, сходных обозначений до степени смешения и др.), а также его приоритет. Результатом такой проверки является решение о регистрации или об отказе в регистрации.
В случае если заявитель не согласен с решением, он вправе обжаловать его в Палату по патентным спорам в течение 3 месяцев с даты получения решения.
Конечной стадией регистрации являются:
оплата госпошлины за регистрацию;
внесение сведений о товарном знаке в Государственный реестр товарных знаков - в течение 1 месяца со дня оплаты;
выдача свидетельства заявителю - в течение 1 месяца после регистрации.
Исключительное право на товарный знак дает право его обладателю пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, а также запрещать его использование другим лицам. Оно действует в течение 10 лет, по истечении которых может быть продлено на следующие 10 лет при уплате соответствующих пошлин.
Исключительное право на товарный знак прекращается в следующих случаях:
истечение срока действия регистрации;
отказ от него правообладателя;
при использовании товарного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками, - на основании решения суда;
досрочное прекращение в случае его неиспользования в течение 3 лет - на основании решения патентного ведомства;
досрочное прекращение в случае ликвидации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
досрочное прекращение в случае превращения товарного знака в обозначение определенного вида товаров всеобщего употребления.
Вывод: Товарные знаки являются инструментом индивидуализации товаров, работ и услуг субъекта предпринимательской деятельности. Они позволяют отличать товары, работы и услуги от других однородных с ними товаров, работ и услуг, повышают их конкурентоспособность.
Вопросы лекционного занятия № 4.
1. Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак.
2. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака.
По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне - приобретателю исключительного права.
Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак является двухсторонним, возмездным, реальным ("передает свое исключительное право") или консенсуальным (обязуется передать).
Сторонами договора являются - с одной стороны - правообладатель, с другой стороны - приобретатель исключительного права.
Правоотношения, возникающие между правообладателем и приобретателем исключительных прав на товарный знак, являются обязательственными, а между приобретателем и всеми иными лицами, за исключением лицензиатов по ранее выданным лицензиям, - абсолютными.
Предметом договора выступают исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, которое правообладатель переуступает приобретателю.
Срок договора ограничен пределами сроков действия исключительного права на соответствующий товарный знак, установленных законом.
Цена договора определяется соглашением сторон. При отсутствии в договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются.
Любой договор об отчуждении исключительного права на товарный знак должен быть заключен в письменной форме. В противном случае договор является недействительным, исключительное право считается не переданным.
Права и обязанности, вытекающие из определения договора об отчуждении исключительного права на товарный знак, характеризуются следующим:
- правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне; следовательно, первоначальный владелец исключительного права на товарный знак полностью лишается права на его использование, распоряжения им, права по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам его использование;
- приобретатель исключительного права обязан принять в установленный договором срок и уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
В ст. 1488 ГК содержится запрет на отчуждение исключительного права на товарный знак по договору, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
2. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака является двухсторонним, реальным ("предоставляет право использования товарного знака") или консенсуальным (обязуется предоставить). Лицензионные договоры являются возмездными, за исключением случаев приобретения исключительных прав без цели коммерческого использования и без права предоставления другим лицам.
Предоставление права использования товарного знака, включающего в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, которому на территории Российской Федерации предоставлена правовая охрана, допускается только при наличии у лицензиата исключительного права пользования таким наименованием.
Сторонами договора являются - с одной стороны - лицензиар (обладатель исключительного права на товарный знак), с другой стороны - лицензиат.
Предметом лицензионного договора о предоставлении товарного знака является право использования товарного знака.
Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на соответствующий товарный знак.
В случае, когда в лицензионном договоре о предоставлении права использования товарного знака срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Что касается территории, на которой допускается использование товарного знака, то она может быть указана в лицензионном договоре о предоставлении права использования объекта смежных прав, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности. Если территория, на которой допускается использование товарного знака, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории Российской Федерации.
Цена договора определяется соглашением сторон. При отсутствии в лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются.
Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака заключается письменной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. По общему правилу, установленному ст. 1235 ГК, несоблюдение письменной формы влечет недействительность лицензионного договора.
Права и обязанности, вытекающие из определения лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака, характеризуются следующим:
- лицензиар обязан предоставить лицензиату право использования соответствующего товарного знака в установленных договором пределах;
- лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением условия соответствия качества производимых или реализуемых им товаров, на которых лицензиат помещает лицензионный товарный знак;
- лицензиат обязан принять в установленный договором срок и уплатить лицензиару предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
- лицензиат может использовать переданный ему по лицензионному договору товарный знак только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены договором. Право использования товарного знака, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату;
- лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром.
- по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.
В ст. 1490 ГК закреплена необходимость государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности договора об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак.