Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:20, лекция
Раскрыть общие положения об обязательствах, их видах, способах обеспечения их исполнения и основаниях прекращения. Развивать гражданско – правовой понятийный аппарат. Воспитывать уважение к букве закона.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Костанайский филиал
Кафедра права
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры права
Протокол № ___от «___»_________200__г.
Заведующий кафедрой
________________ А.Б. Бекмагамбетов
«_____» ___________ 200___ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
по преподаванию дисциплины
«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ЧАСТЬ 2»
Костанай 2010
Методические рекомендации преподавателю составлены Военной Т.А.,ст. преподавателем кафедры права
Методические рекомендации преподавателю обсуждены на заседании методической комиссии кафедры права
Протокол № ___ от «____» _________ 200__ г.
Председатель метод. комиссии
Методические рекомендации по чтению лекций
Лекция (проблемная, установочная, обзорная) – один из видов аудиторного учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических и проблемных вопросов уголовно-процессуального права в логической последовательности, а также состояния и перспектив практического использования теоретических концепций уголовно-процессуального права.
Каждая лекция должна представлять собой логически взаимосвязанные части соответствующей темы программы. Объём материала в ходе проведения лекции должен быть реально выполнимым и соответствовать указанному количеству часов. В каждой теме программы должны быть перечислены основные вопросы, подлежащие изложению в лекции.
Лекционный курс должен начинаться с вступительной лекции. В ней должен быть дан обзор современного состояния данной отрасли, науки, обзор и классификация основных объектов изучения, должны быть указаны место уголовно-процессуального права в учебном плане и методы предстоящего изучения. В лекции должны быть представлены основные понятия, теории, концепции уголовно-процессуального права. В лекции могут приводиться также научные и исторические факты в развитие и становление науки или теории, научные выводы и т.д.
Лекция должна предваряться организационными сведениями: название темы, перечень вопросов, выносимых для рассмотрения, перечень основных понятий по теме, указание литературы и источников для работы. Особое внимание следует уделять выводам в конце лекции.
Методические рекомендации для преподавателя по проведению семинарских занятий по курсу Гражданское право. Часть 2.
Семинарское занятие является основной формой проведения занятий по гражданскому праву. Ход проведения семинарского занятия включает следующие элементы:
- организационный момент, в ходе которого указывается тема занятия, цель, задачи, вопросы, выносимые на обсуждение;
- основная часть, в ходе которой студентами раскрываются теоретические вопросы, решаются задачи, выполняются задания.
- заключительная часть, в ходе которой делается вывод по всей теме, оценивается работа студентов, дается задание на СРС.
Целью семинарских занятий по гражданскому праву является закрепление знаний, полученных студентами в ходе лекционных занятий. При проведении семинарских занятий преподаватель должен добиваться от студентов всестороннего глубокого понимания студентами природы и сущности гражданско-правовых отношений.
Обучить студента гражданскому праву без привития навыков суждений о содержании гражданско-правовых отношений, об их структуре и состоянии невозможно. Именно эти навыки и умения юриста обеспечивают грамотное использование и применение гражданско-правовых норм и принципов в ходе решения социальных задач и достижения частноправовых интересов, в том числе и в процессе принудительного осуществления субъективных гражданских прав. Поэтому семинарское занятие по гражданскому праву в обязательном порядке включает рассмотрение теоретических вопросов темы.
Выносимые на обсуждение вопросы семинарского занятия, основываются на вопросах, которые содержатся в экзаменационных билетах по гражданскому праву. На эти вопросы студенты должны дать исчерпывающие ответы, которые базируются на знаниях полученных студентами, в первую очередь, из учебников и конспектов лекций. Однако, студенты, должны продемонстрировать и знание нормативных источников по соответствующей теме. Изучение таких правовых актов непосредственно в процессе подготовки к семинарам, будет способствовать успешному усвоению материала в целом.
Студент должен продемонстрировать и знание материалов судебной практики (Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ).
Необходимо добиваться от студентов четкой схемы ответа, на которую нанизывается материал, почерпнутый из учебников, конспектов лекций и иной дополнительной литературы.
Преподавателю необходимо руководствоваться принципом полной и частичной неповторяемости поставленных перед обучающимися вопросов.
Необходимым условием проведения семинарского занятия является побуждение студентов делать самостоятельно выводы, высказывать спорные и коллизионные моменты рассматриваемой темы и аргументированную собственную позицию по ним.
При проведении семинарских занятий по гражданскому праву, помимо освещения теоретических вопросов, необходимо включать элементы практических занятий – решение задач, тесты, составление правовых документов, выполнение иных заданий. Задания предлагаются выборочно и на тот период времени, который необходим для его выполнения (по усмотрению преподавателя). Преподаватель вправе давать студентам не все предлагаемые в настоящих указаниях задания. Необходимо следить только за тем, чтобы в период проведения семинарских занятий происходило обязательное чередование теоретических и практических ответов студента.
Освещение теоретических вопросов семинарского занятия и выполнение практических заданий на семинарском занятии должно способствовать пониманию смысла нормативно-правовых актов и привитию навыков применения изученных правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам.
Решение задач на семинарском занятии также является важным элементом. С этой целью могут быть использованы задачи, содержащиеся в Практикуме по гражданскому праву. Часть 2./ Под ред. Н.Д. Егорова, а.П. Сергеева.- М., 2000., в Практикуме по гражданскому праву. Часть 2. / Под редКорнеевой И.Л. – М., 1999.
При решении задач преподаватель должен в доступной форме довести до обучающих методику решения задач. Ориентироваться на то, что студент должен уяснить содержание предложенных условий, существо спора, выявить круг обстоятельств, значимых для правильного решения задач по гражданскому праву. Следить за тем, чтобы правовая оценка предложенной в задаче ситуации опиралась на нормативный правовой материал (конкретные правовые нормы), данные судебной практики (конкретные судебные акты), теорию гражданского права. При этом следует учитывать, что студенты должны иметь отдельные тетради для фиксации результатов полученных в ходе решения задач и выполнения предложенных заданий.
Тематика, вопросы и задания семинарских занятий по курсу Гражданское право. Часть 2.
Тема 25. Общие положения об обязательствах.
СЗ -8 часов.
Форма проведения занятия: семинар с элементами дискуссии.
Цель занятия: закрепление знаний об общих положениях обязательственного права и привитие навыков применения законодательных положений к конкретным жизненным обстоятельствам.
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Понятие, система и основные тенденции развития обязательственного права.
2. Понятие, признаки и содержание обязательства.
3. Виды обязательств.
4. Субъекты обязательств.
5. Понятие, принципы и условия исполнения обязательств.
6. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязательств.
7. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств. Общая характеристика.
8. Содержание залоговых правоотношений.
9. Понятие и виды неустойки как способа обеспечения исполнения обязательств.
10. Задаток как способ обеспечения исполнения обязательств.
11. Банковская гарантия и поручительство как способы обеспечения исполнения обязательств.
12. Удержание как способ обеспечения исполнения обязательств.
13. Понятие и основания прекращения обязательств.
14. Отдельные способы прекращения обязательств.
Ситуация 1
Попович заключил договор аренды с Николаевым, по которому Николаев (собственник) предоставил Поповичу во владение и пользование отдельно стоящее нежилое помещение.
Согласно заключенному договору Николаев должен нести расходы по содержанию арендованного имущества, в том числе по его добровольному имущественному страхованию.
Через полгода после начала аренды здание загорелось от молнии и было уничтожено. Выяснилось, что в договоре добровольного имущественного страхования здания указано, что право на получение суммы страхового возмещения принадлежит Николаеву. При рассмотрении спора установлено, что договор аренды остался незаключенным, поскольку стороны недолжным образом определили предмет аренды.
Вопросы:
1. Дайте понятие договорных и внедоговорных обязательств, определите виды обязательств, существующих в приведенной ситуации.
2. Как следует квалифицировать действия сторон по предоставлению здания в аренду, являются ли эти действия исполнением договорного обязательства. Объясните, почему.
3. Существует ли обязательство страховщика по выплате страхового возмещения и, если существует, в адрес кого оно должно быть исполнено?
Ситуация 2
ООО "Н-ское" с мая по октябрь поставляло ОАО "Ням-Ням" коровье молоко по разовым заявкам ОАО. В заявках указывалось: "Просим Вас поставить в наш адрес X тонн коровьего молока не позднее
Х.Х.Х года". Поставки молока оформлялись накладными, в которых ООО "Н-ское" указывало наименование товара, его количество и фактическую жирность молока. Принимая продукцию, представители ОАО расписывались в накладной.
На протяжении полугода ООО "Н-ское", считая, что ОАО ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по оплате поставляемой продукции, неоднократно обращалось к ОАО "Ням-ням" и требовало доплатить разницу в цене за молоко. ОАО "Ням-Ням" оплачивало молоко исходя из фактической массы поставляемой продукции и средней цены за литр молока по области. Другие получатели продукции ООО "Н-ское" рассчитывались, исходя из методики определения цены по фактической жирности молока, и ООО "Н-ское" указывало это как довод, а также ссылалось на ГОСТ 16825-97, который устанавливает, что за каждую 0,1% жира и белка выше установленных средних показателей делаются надбавки к цене, а при показателях ниже средних - соответственно скидки с цены за литр молока.
По мнению ООО "Н-ское", если имеется нормативный акт, определяющий способ формирования цены продукции, усмотрение сторон не может являться основанием для определения цены возмездного обязательства.
В ответ на неоднократные обращения ОАО "Ням-Ням" сообщило, что его не касается, по какой методике ООО определяет цены в обязательствах с другими получателями своей продукции, главным в их отношениях является то, что они не договаривались о методике расчета цены за поставляемую продукцию, и это означает, что оплата должна производиться исходя из средней цены за литр молока. Данная цена согласована фактическими действиями сторон по оплате и получению денег и не подлежит изменению в одностороннем порядке.
Вопросы:
1. Какие юридические факты являются основанием обязательства ОАО "Ням-Ням" по оплате молока, каким способом установлено данное обязательство?
2. Найдите в законе статью, которая определяет способы установления цены исполнения возмездного обязательства. Правильно ли мнение ООО "Н-ское" по поводу ГОСТ?
3. Определите вид обязательства по поставке молока; по оплате молока. Действительно ли цена на молоко согласована сторонами так, как об этом пишет ОАО "Ням-ням"? Каким способом должна быть определена цена обязательства ОАО "Ням-Ням" по оплате молока?