Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:20, лекция
Раскрыть общие положения об обязательствах, их видах, способах обеспечения их исполнения и основаниях прекращения. Развивать гражданско – правовой понятийный аппарат. Воспитывать уважение к букве закона.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Костанайский филиал
Кафедра права
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры права
Протокол № ___от «___»_________200__г.
Заведующий кафедрой
________________ А.Б. Бекмагамбетов
«_____» ___________ 200___ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
по преподаванию спецкурса
«Интеллектуальная собственность»
Костанай 2008
Методические рекомендации преподавателю составлены Военной Т.А.,ст. преподавателем кафедры права
Методические рекомендации преподавателю обсуждены на заседании методической комиссии кафедры права
Протокол № ___ от «____» _________ 200__ г.
Председатель метод. комиссии
1. Общие положения
Изучение права интеллектуальной собственности имеет большое значение в подготовке квалифицированных юристов широкого профиля, способных эффективно применять полученные знания в профессиональной деятельности в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в любой сфере экономике страны.
Следует отметить, что намерение России интегрироваться в мировое сообщество в качестве члена Всемирной торговой организации (ВТО) придает особую актуальность изучению вопросов этой правовой сферы, поскольку членство в ВТО предполагает соблюдение требований ВТО по интеллектуальной собственности.
Для освоения изучаемого спецкурса необходимы умения и навыки работы с законодательно-нормативными материалами России в сфере интеллектуальной собственности.
Знания, полученные в ходе усвоения спецкурса «Интеллектуальная собственность» используются при изучении дисциплины Гражданский процесс, а также при изучении спецкурса «Особенности гражданского права РК», «Особенности гражданского процесса РК».
Целевое назначение спецкурса «Интеллектуальная собственность» состоит не только в закреплении ранее полученных из курса гражданского права знаний об интеллектуальной собственности, но и в привитии навыков и умений анализировать отдельные проблемы правовой охраны интеллектуальной собственности.
Спецкурс «Интеллектуальная собственность» предусматривает проведение лекционных занятий и самостоятельной работы студентов, на которых студенты более углубленно рассматривают институты интеллектуальной собственности: авторское и патентное право, нетрадиционные объекты и средства индивидуализации участников гражданского оборота. Нетрадиционными объектами интеллектуальной собственности являются открытия, селекционные достижения, рационализаторские предложения, топология интегральных микросхем. К средствам индивидуализации участников гражданского оборота относятся: фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, место происхождения товара.
Спецкурс «Интеллектуальная собственность» предусмотрен для студентов в рамках гражданско-правовой специализации.
Изучение данного спецкурса позволит студентам рассмотреть интеллектуальную собственность как с позиций требований основных международных соглашений в рассматриваемой области и принятого в мире понимания главных проблем авторского и патентного права, так и с позиций российского законодательства и его соответствия международным стандартам.
1. Регулярное посещение лекционных занятий по спецкурсу «Интеллектуальная собственность»
2. Выполнять в отдельной тетради задания СРС, подлежащих контролю преподавателя; задачи следует решать письменно и с развернутой мотивировкой (обоснованность и ссылки на статьи, конкретного нормативного акта)
3. Активно пользоваться при изучении материала по спецкурсу СПС «Гарант»
По окончании изучения предмета «Интеллектуальная собственность» студент должен уметь:
1). Свободное владение терминологией по спецкурсу «Интеллектуальная собственность»
2). Детально знать содержание основных источников по интеллектуальной собственности
3). Ориентироваться в основных дискуссионных вопросах по предмету
2. Методические рекомендации по чтению лекций
Лекция (проблемная, установочная, обзорная) – один из видов аудиторного учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических и проблемных вопросов уголовно-процессуального права в логической последовательности, а также состояния и перспектив практического использования теоретических концепций уголовно-процессуального права.
Каждая лекция должна представлять собой логически взаимосвязанные части соответствующей темы программы. Объём материала в ходе проведения лекции должен быть реально выполнимым и соответствовать указанному количеству часов. В каждой теме программы должны быть перечислены основные вопросы, подлежащие изложению в лекции.
Лекционный курс должен начинаться с вступительной лекции. В ней должен быть дан обзор современного состояния данной отрасли, науки, обзор и классификация основных объектов изучения, должны быть указаны место уголовно-процессуального права в учебном плане и методы предстоящего изучения. В лекции должны быть представлены основные понятия, теории, концепции уголовно-процессуального права. В лекции могут приводиться также научные и исторические факты в развитие и становление науки или теории, научные выводы и т.д.
Лекция должна предваряться организационными сведениями: название темы, перечень вопросов, выносимых для рассмотрения, перечень основных понятий по теме, указание литературы и источников для работы. Особое внимание следует уделять выводам в конце лекции.
В процессе чтения лекции по спецкурсу «Интеллектуальная собственность» необходимо обратить внимание студентов на следующую особенность курса. Сложившийся на сегодняшний день подход к изучению правового регулирования отношений в процессе создания, использования и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности основан в основном на применении норм патентного и авторского права, традиционно разделенных по критерию охраноспособности объектов интеллектуальной собственности. Однако, достижения науки и техники приводят к созданию результатов творческой деятельности, которые не подпадают под критерии охраноспособности, принятые в патентном или авторском праве. Данное обстоятельство ставит перед законодателями задачу создания нормативной базы, обеспечивающей правовую охрану и защиту прав интеллектуальной собственности на ранее неизвестные объекты интеллектуальной собственности. Частично данная задача была решена в связи с принятием части четвертой ГК РФ.
Однако, анализ международных соглашений в области интеллектуальной собственности свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства РФ для достижения определенной унификации в регулировании правоотношений в соответствии с международными нормами.
В процессе чтения лекций по спецкурсу «Интеллектуальная собственность» преподавателю следует обращать внимание студентов на выявление и анализ правоотношений в области исключительных прав с учетом значения интеллектуальной собственности во всех сферах деятельности человека в современном информационном обществе, базирующемуся на широком и повсеместном использовании результатов творческой, интеллектуальной деятельности авторов произведений науки, литературы, искусства, объектов промышленной собственности, нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.
3. Методические рекомендации для преподавателя по проведению семинарских занятий по спецкурсу «Интеллектуальная собственность».
Семинарское занятие является основной формой проведения. Ход проведения семинарского занятия включает следующие элементы:
-вводная часть, в ходе которой указывается наименование темы, ее практическое значение, связь с предыдущей темой, количество часов, вопросы, выносимые на обсуждение, цель занятия, форма проведения занятия, методическое обеспечение, проверка присутствующих, наличие вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию и т.п.
- основная часть, в ходе которой студентами раскрываются теоретические вопросы, решаются задачи, выполняются задания.
а) фронтальный опрос по теме практического занятия, в ходе которого закрепляются необходимые для практического занятия понятия (в рамках семинарского занятия также возможен фронтальный опрос, в случае наличия связи с предыдущими темами);
б) теоретические ответы студентов на вопросы, выносимые на обсуждение; их следует чередовать с иными методами проведения семинарского занятия (составление сравнительных таблиц, схем, тестирование, составление тестов, решение правовых ситуаций, составление документов и т.п.)
в) дополнения студентами ответов других, резюмирование.
- заключительная часть, в ходе которой делается вывод по всей теме, дается оценка преподавателем готовности группы к занятию, анализ и оценка работы каждого студента.
Целью семинарских занятий по спецкурсу «Интеллектуальная собственность» является закрепление знаний, полученных студентами в ходе лекционных занятий, а также ранее полученных знаний по гражданскому праву. Часть.1. При проведении семинарских занятий преподаватель должен добиваться от студентов всестороннего глубокого понимания студентами природы и сущности правовых отношений в сфере исключительных прав.
Семинарское занятие по спецкурсу в обязательном порядке включает рассмотрение теоретических вопросов темы.
Вопросы, выносимые на обсуждение должны соответствовать вопросам конкретной темы рабочей программы. Количество вопросов не более четырех на одно двухчасовое занятие. Вопросы семинарского занятия не должны копировать вопросы лекционного занятия. Допускается рассмотрение на семинарском занятии вопросов, которые не рассматривались в ходе лекционного занятия. Необходимо учитывать, что вопросы лекционного, семинарского занятия, самостоятельной работы студентов в совокупности должны охватывать материал учебной программы по конкретной теме.
На вопросы семинарского занятия студенты должны дать исчерпывающие ответы, которые базируются на знаниях полученных студентами, в первую очередь, из учебников и конспектов лекций. Однако, студенты, должны продемонстрировать и знание нормативных источников по соответствующей теме. Изучение таких правовых актов непосредственно в процессе подготовки к семинарам, будет способствовать успешному усвоению материала в целом.
Студент должен продемонстрировать и знание материалов судебной практики (Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ).
Необходимо добиваться от студентов четкой схемы ответа, на которую нанизывается материал, почерпнутый из учебников, конспектов лекций и иной дополнительной литературы.
Преподавателю необходимо руководствоваться принципом полной и частичной неповторяемости поставленных перед обучающимися вопросов.
Необходимым условием проведения семинарского занятия является побуждение студентов делать самостоятельно выводы, высказывать спорные и коллизионные моменты рассматриваемой темы и аргументированную собственную позицию по ним.
При проведении семинарских занятий по спецкурсу, помимо освещения теоретических вопросов, необходимо включать элементы практических занятий – решение задач, тесты, составление правовых документов, выполнение иных заданий. Задания предлагаются выборочно и на тот период времени, который необходим для его выполнения (по усмотрению преподавателя). Преподаватель вправе давать студентам не все предлагаемые в настоящих указаниях задания. Необходимо следить только за тем, чтобы в период проведения семинарских занятий происходило обязательное чередование теоретических и практических ответов студента.
Освещение теоретических вопросов семинарского занятия и выполнение практических заданий на семинарском занятии должно способствовать пониманию смысла нормативно-правовых актов и привитию навыков применения изученных правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам.