Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:20, лекция
Раскрыть общие положения об обязательствах, их видах, способах обеспечения их исполнения и основаниях прекращения. Развивать гражданско – правовой понятийный аппарат. Воспитывать уважение к букве закона.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Костанайский филиал
Кафедра права
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры права
Протокол № ___от «___»_________200__г.
Заведующий кафедрой
________________ А.Б. Бекмагамбетов
«_____» ___________ 200___ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по изучению спецкурса
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»
Костанай 2008
Методические рекомендации для студентов составлены Военной Т.А., ст. преподавателем кафедры права
Методические рекомендации для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры права
Протокол № ___ от «____» _________ 200__ г.
Председатель метод. комиссии
Методические указания для практических (семинарских) занятий
Пояснительная записка.
Целевое назначение спецкурса «Интеллектуальная собственность» состоит не только в закреплении ранее полученных из курса гражданского права знаний об интеллектуальной собственности, но и в привитии навыков и умений анализировать отдельные проблемы правовой охраны интеллектуальной собственности.
Спецкурс «Интеллектуальная собственность» предусматривает проведение лекционных занятий и самостоятельной работы студентов, на которых студенты более углубленно рассматривают институты интеллектуальной собственности: авторское и патентное право, нетрадиционные объекты и средства индивидуализации участников гражданского оборота. Нетрадиционными объектами интеллектуальной собственности являются открытия, селекционные достижения, рационализаторские предложения, топология интегральных микросхем. К средствам индивидуализации участников гражданского оборота относятся: фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, место происхождения товара.
Спецкурс «Интеллектуальная собственность» предусмотрен для студентов в рамках гражданско-правовой специализации.
Изучение данного спецкурса позволит студентам рассмотреть интеллектуальную собственность как с позиций требований основных международных соглашений в рассматриваемой области и принятого в мире понимания главных проблем авторского и патентного права, так и с позиций российского законодательства и его соответствия международным стандартам.
1. Регулярное посещение лекционных и семинарских занятий по спецкурсу «Интеллектуальная собственность»
2. Выполнять в отдельной тетради задания СРС, подлежащих контролю преподавателя; задачи следует решать письменно и с развернутой мотивировкой (обоснованность и ссылки на статьи, конкретного нормативного акта)
3. Активно пользоваться при изучении материала по спецкурсу СПС «Гарант»
По окончании изучения предмета «Интеллектуальная собственность» студент должен уметь:
a. Свободное владение терминологией по спецкурсу «Интеллектуальная собственность»
b. Детально знать содержание основных источников по интеллектуальной собственности
c. Ориентироваться в основных дискуссионных вопросах по предмету
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
При подготовке к семинарским занятиям необходимо наряду с учебниками, монографиями, указанными в перечне литературы по каждой теме, обращаться к нормативным актам.
Весьма удобным является пользование автоматизированными базами данных («Гарант», «Юрист») по действующему законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан.
При изучении нормативных актов необходимо учитывать то, что во многие из них внесены изменения и дополнения.
Подготовка к занятию должна начинаться с изучения соответствующей учебной и специальной литературы по теме занятия. Усвоив прочитанное, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием рекомендованных к теме нормативных актов, сделать конспект рассматриваемого вопроса, а затем приступить к выполнению заданий для самостоятельной работы студента (СРС).
После выполнения заданий необходимо самостоятельно проверить уровень усвоения материала, ответив на вопросы для самоконтроля, указанные к каждому семинарскому занятию.
При необходимости можно обратиться за консультацией к преподавателю.
Методические рекомендации по решению задач и практических ситуаций:
Условия задач, предложенные для решения, как правило, включают все фактические обстоятельства, необходимые для вынесения определенного решения по вопросу, сформулированному в тексте задачи. Помимо поставленных вопросов при решении задачи могут возникать и дополнительные, которые необходимо студенту продумать, обратившись к законодательству, а также к пройденному материалу.
Приступая к решению задачи, студент должен прежде всего уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела. Далее, необходимо внимательно проанализировать доводы сторон и дать им оценку с точки зрения действующего законодательства. Если в задаче уже приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность. Помимо этого, необходимо ответить на теоретические вопросы, поставленные в задаче в связи с определенной ситуацией.
Решение задачи предоставляется в письменном виде и проверяется преподавателем. Все содержащиеся в решении выводы, юридическая оценка доводов сторон, обосновываются на конкретных правовых нормах.
Тема 1. Интеллектуальная собственность: понятие, виды. Место и роль интеллектуальной собственности в системе гражданского права.
СЗ – 2 часа.
Цель семинарского занятия: рассмотреть и закрепить понятие интеллектуальной собственности, ее виды, объекты.
Основные понятия: интеллектуальная собственность, промышленная собственность, художественная собственность, объекты интеллектуальной собственности, автор, правообладатель, исключительные права.
Вопросы семинарского занятия:
1. Понятие интеллектуальной собственности, источники.
2. Объекты и субъекты интеллектуальной собственности.
3. Содержание интеллектуальной собственности.
4. Соотношение интеллектуальной собственности и права собственности.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. В чем заключается понятие интеллектуальной собственности?
2. Каковы основные источники интеллектуальной собственности?
3. Каковы виды интеллектуальной собственности?
4. Какое место занимает интеллектуальная собственность в системе гражданского права?
5. Какие общие черты обладает интеллектуальная собственность и право собственности?
Основная литература
Нормативно-правые акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Всемирная конвенция об авторском праве в редакции 1971 г.
3. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
4. Стокгольмская Конвенция, учредившая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г.
Учебная литература
1. Гражданское право: Учебник. Т.3 /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. –М., 2006
2. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. –М., 2004
3. Интеллектуальная собственность (права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации): учебное пособие / под общ. Ред. Н.М. Коршунова – М.: Норма, 2008.
4. Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: сб. научных трудов. Т.1 / под оед. В.Н. Лопатина. – М.: «Издательство Юрайт», 2008.
1. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность. –М., 2000
Тема 2: Авторское право и смежные права.
СЗ – 8 часов (2 – 5 неделя)
Цель семинарского занятия: уяснить основные понятия, объекты и субъекты авторского права и смежных прав и их место в системе субъективных прав.
Основные понятия: автор, авторское право, личные (неимущественные ) права, исключительные права, договор авторского заказа, свободное использование произведения, производные произведения, составные произведения, публикатор, обнародование.
Вопросы семинарского занятия № 1:
1. Общая характеристика авторского права.
2. Объекты авторского права.
3. Субъекты авторского права.
Вопросы семинарского занятия № 2.
1. Права автора. Виды. Признаки.
2. Личные права автора.
3. Исключительные права автора.
Вопросы семинарского занятия № 3.
1. Понятие свободного использования произведений.
2. Виды ограничений авторских прав.
3. Договоры в авторском праве.
Вопросы семинарского занятия № 4.
1. Исполнительство.
2. Права изготовителей фонограмм.
3. Права организаций эфирного и кабельного вещания
4. Права публикатора и изготовителя базы данных.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Какие правоотношения регулируются авторским правом?
2. В чем заключается сущность и значение авторского права?
3. Назовите основные принципы авторского права?
4. Назовите международные и российские источники авторского права?
5. Каковы общие определения и характеристики объектов авторского права?
6. По каким признакам классифицируются объекты авторского права
7. Какие произведения относятся к первоначальным и какие к производным?
8. Какие произведения не являются объектами авторского права?
9. Кто является субъектом авторского права?
10. Являются ли соавторы субъектами авторского права?
11.В чем суть права следования
12.Какие права автора являются неотчуждаемыми.
13.В чем суть права доступа.
14. Что означает понятие репродуцирование
Основная литература
Нормативно-правовые акты
1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
3. Международная конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания (Рим, 1961 г.)
4. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.
5. ГК РФ Часть 4
6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»
1. Гражданское право: В 3-х т. Т.3: Учебник /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. –4-е изд., доп. и перераб. –М., 2004
2. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. –М., 2004
3. Мэггс П.Б., Сергеев А.П, Интеллектуальная собственность. –М., 2000
1. Ананьева Е. Авторское право и реклама// Интеллектуальная собственность 2001. N 1
2. Гаврилов Э.П. Авторское право и фольклор// Советское государство и право 1985 N 5
3. Дедова Е.А. Особенности гражданско-правовой защиты смежных прав //Законодательство. – 2005. - N 10