Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:20, лекция
Раскрыть общие положения об обязательствах, их видах, способах обеспечения их исполнения и основаниях прекращения. Развивать гражданско – правовой понятийный аппарат. Воспитывать уважение к букве закона.
Основные понятия: фирменное наименование, коммерческое обозначение, наименование места происхождения товара, товарный знак, знак обслуживания, неохраняемые элементы.
Вопросы лекционного занятия № 1.
1. Общая характеристика средств индивидуализации участников гражданского оборота.
2. Фирменное наименование.
1. К средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг относятся нематериальные объекты, представляющие собой различные обозначения (словесные, изобразительные, звуковые и т.п.), позволяющие выделить лицо, его товар, работу или услугу из числа им подобных. Средства индивидуализации получают правовую охрану в интересах лиц, участвующих в гражданском обороте в качестве предпринимателей.
Статья 128 ГК приравнивает средства индивидуализации к результатам интеллектуальной деятельности, распространяя на них правовой режим исключительных прав (интеллектуальной собственности). ГК относит к средствам индивидуализации фирменное наименование и коммерческое обозначение, товарный знак и знак обслуживания, а также наименование места происхождения товара (ст. 138, 1027 ГК). Объединение указанных объектов в одну родственную группу средств индивидуализации обусловлено их главной и общей функцией распознавания товаров и их производителей, которую они призваны выполнять в гражданском обороте. Между тем наличие общей функции не отвергает ряда принципиальных отличий между ними. Так, товарный знак или знак обслуживания, а равно наименование места происхождения товара, для целей получения правовой охраны подвергаются экспертизе заявленного обозначения, а право на их использование удостоверяется специальными охранными документами - свидетельством на товарный знак и свидетельством на право пользования наименованием места происхождения товара. Фирменное наименование хотя и подлежит специальной регистрации по действующему российскому законодательству, не подвергается процедурам экспертной оценки, а право на его использование не удостоверяется специальным охранным документом.
2. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Обязательные элементы фирменного наименования - указание на его организационно-правовую форму, что упорядочивает их отношения со всеми третьими лицами, и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
Обозначения, которые не могут включаться в фирменные наименования:
- полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
- полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
- полные или сокращенные наименования общественных объединений;
- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Особый порядок установлен для включения в фирменное наименование государственного унитарного предприятия, которое может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.
Для включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, которое допускается по разрешению Правительства Российской Федерации, если более 75% акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.
Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
В ст. 1475 ГК содержится безусловный запрет на распоряжение фирменным наименованием (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования).
Однако права на фирменные наименования могут переходить в результате правопреемства от одного юридического лица другому, а именно в результате реорганизации юридического лица.
Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
В случае использования коммерческой организацией фирменного наименования, сходного с ним до степени смешения, речь идет об оценочном понятии. При этом запрет распространяется только на случаи, когда другое лицо осуществляет аналогичную деятельность. Другими словами, нарушитель должен производить такую же продукцию или оказывать такие же услуги, что и правообладатель.
Вывод: Статья 128 ГК приравнивает средства индивидуализации к результатам интеллектуальной деятельности, распространяя на них правовой режим исключительных прав (интеллектуальной собственности). ГК относит к средствам индивидуализации фирменное наименование и коммерческое обозначение, товарный знак и знак обслуживания, а также наименование места происхождения товара (ст. 138, 1027 ГК).
Вопросы лекционного занятия № 2.
1. Коммерческое обозначение.
2. Наименование места происхождения товара.
1. Коммерческие обозначения - приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации предприятий. Под предприятиями в этом случае имеются ввиду не субъекты права - юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами) и индивидуальные предприниматели, а объекты права - предприятия как имущественные комплексы, используемые для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ).
Как и иные средства индивидуализации, коммерческие обозначения не являются результатами интеллектуальной деятельности, так как творческий элемент при их создании сведен к минимуму. Коммерческим обозначениям лишь предоставляется правовая охрана в аналогичном правовом режиме.
Как уже было отмечено, коммерческие обозначения в соответствии с п. 1 ст. 1538 ГК РФ индивидуализируют торговые, промышленные и иные предприятия как имущественные комплексы, используемые для предпринимательской деятельности.
Коммерческие обозначения не являются фирменными наименованиями.
Отличия коммерческих обозначений от фирменных наименований состоят в следующем. Коммерческие обозначения не подлежат включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц, а фирменные наименования - подлежат. Коммерческие обозначения индивидуализируют предприятия (объекты права - имущественные комплексы), а фирменные наименования индивидуализируют юридические лица (субъекты права). Кроме того, с даты вступления в силу Части четвертой ГК РФ юридические лица, - независимо от того, являются ли они коммерческими организациями или нет, - должны иметь полное фирменное наименование, в то время как использование коммерческих обозначений носит добровольный характер. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ в редакции до 1 января 2008 г. юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ в редакции с 1 января 2008 г. во взаимосвязи с п. 3 ст. 1473 ГК РФ любое юридическое лицо должно иметь полное фирменное наименование.
В заключение следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. 1538 ГК РФ коммерческое обозначение может индивидуализировать одно или несколько предприятий, однако одно предприятие не может быть индивидуализировано двумя и более коммерческими обозначениями.
2. Наименование места происхождения товара - обозначение, содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, товара, особые свойства которого определяются характерными для этого региона условиями, например: "тульские пряники", "уральские самоцветы", минеральная вода "Ессентуки".
Наименование места происхождения товара будет охраняться только после соответствующей регистрации такого наименования, кроме того, оно может быть зарегистрировано несколькими юридическими или физическими лицами. Лицо, зарегистрировавшее место происхождения товара, имеет право пользования им.
Следует различать регистрацию наименования места происхождения товара, которая действует бессрочно, и предоставление права пользования таким наименованием. Данное право удостоверяется свидетельством на право пользования и действует в течение 10 лет.
Заявка на регистрацию наименования места происхождения товара подается заинтересованным лицом самостоятельно или через патентного поверенного и включает:
заявление о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара;
заявляемое обозначение;
указание товара, в отношении которого испрашиваются регистрация и предоставление права пользования;
указание места происхождения товара;
описание особых свойств товара;
документ, подтверждающий уплату пошлины.
Заявка подается на русском языке. Датой подачи считается дата поступления всего комплекта документов или последнего из них.
Заявка подлежит экспертизе - формальной и экспертизе заявленного обозначения. В ходе формальной экспертизы, которая проводится в течение 2 месяцев со дня подачи заявки, проверяются необходимые документы и их соответствие установленным требованиям.
При положительном результате проводится экспертиза заявленного обозначения на его соответствие требованиям закона и обоснованности указания места происхождения товара. Результатом экспертизы является решение о регистрации или об отказе в ней наименования места происхождения товара и о предоставлении права пользования этим обозначением.
Заявитель может отозвать заявку на любом этапе ее рассмотрения до внесения в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров Российской Федерации сведений о регистрации наименования места происхождения товара.
При несогласии с решением, принятым по его заявке, заявитель может его обжаловать в течение 3 месяцев со дня его получения в Палату по патентным спорам.
Заключительными этапами являются:
внесение сведений в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров Российской Федерации;
выдача свидетельства на право пользования таким наименованием.
Свидетельство действует в течение 10 лет со дня подачи заявки и может продлеваться по заявлению обладателя свидетельства каждый раз на 10 лет при условии, что он производит в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий указанными в Реестре свойствами.
Лицо, имеющее свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, вправе помещать его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе и т.д. Обладатель свидетельства также вправе проставлять предупредительную маркировку рядом с наименованием места происхождения товара, свидетельствующую о его государственной регистрации, но не вправе предоставлять право пользования таким наименованием другим лицам (например, путем выдачи лицензии).
Действие свидетельства прекращается в связи: