Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 12:23, дипломная работа

Описание работы

Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Процедура банкротства является «санитаром» экономики устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован. Убыточные предприятия имели возможность пользоваться поддержкой государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава I Общая характеристика антикризисного законодательства

1.1. Понятие, экономическая сущность несостоятельности

(банкротства)………………………………………………….6

1.2. Институт несостоятельности в зарубежном праве.

Мировой опыт………………………………………………..11

1.3. Российское законодательство о несостоятельности


(банкротстве). История и настоящий день………………….20


Глава II Понятие и признаки несостоятельности юридического лица


2.1. Понятие и признаки несостоятельности юридического


лица………………………………………………………….31


2.2. Процессуальные особенности банкротства……………..45


Глава III Процедуры банкротства юридического лица


3.1. Наблюдение……………………………………………………54


3.2. Финансовое оздоровление……………………………………58


3.3. Внешнее управление………………………………………….61


3.4. Конкурсное производство……………………………………64


3.5. Мировое соглашение…………………………………………66

Заключение …………………………………………………………..68

Библиография ………………………………………………………70

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

Еще одна страховка  на случай конфликта интересов - это предоставление лицами, претендующими на проведение финансового оздоровления, доказательств того, что они выполнят график погашения задолженности. Иными словами, арбитражный суд должен быть уверен, что уводя предприятие из-под банкротства, учредители, собственники или третьи лица имеют возможность оплатить долги данного предприятия.  

Исполнение должником  обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может  быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами (пункт 1 статьи 79 Закона обанкротстве 2002 г.). В тоже время исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. 

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (пункт 1 статьи 80 Закона о банкротстве). Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Административный управляющий согласно пункта 2 статьи 83 действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом. 

В определении  о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. 

Определения о  введении финансового оздоровления, об отстранении руководителя должника от должности в ходе финансового  оздоровления, об освобождении или отстранении административного управляющего от исполнения обязанностей административного управляющего, вынесенные арбитражным судом в ходе финансового оздоровления, могут быть обжалованы в соответствии с пунктом 5 статьи 80, пунктом 2 статьи 219, пунктом 2 статьи 82 и соответственно с пунктом 5 статьи 83 Закона о банкротстве 2002 г.  

В соответствии со статьей 88 должник не позднее  чем за месяц до истечения срока  финансового оздоровления предоставляет  административному управляющему отчет  о результатах проведения финансового оздоровления. Последний рассматривает отчет и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. После получения заключения административного управляющего или ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов финансового оздоровления, по итогам рассмотрения которого принимается один из судебных актов: 

определение о  прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; 

определение о  введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; 

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротств. 

Кроме того возможно досрочное окончание финансового  оздоровления (статья 86), а также  его досрочное прекращение (статья 87).  

3.3. Внешнее управление 
 

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях восстановления его платежеспособности; вводится арбитражным  судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен. К компетенции первого собрания кредиторов относится, в том числе, принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством (Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу № А35-3728/02г) Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу № А35-3728/02г. (Архив Арбитражного суда Курской области. 2003. Дело № А35-3728/02г)..  

В соответствии со статьями 95, 96 Закона о банкротстве  с даты введения внешнего управления: 

прекращаются  полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, причем последний вправе издать приказ об увольнении руководителя должника;  

прекращаются  полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий по принятию решений, необходимых для размещения дополнительных обыкновенных акций должника , а также об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, об избрании представителя учредителей (участников) должника, о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;  

отменяются ранее  принятые меры по обеспечению требований кредиторов; 

аресты на имущество  должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим  ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; 

вводится мораторий  на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. 

Изложенное подтверждается судебной практикой: С момента введения внешнего управления снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, а аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащимему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве (Постановление ФАС Московского округа от 06.03.2003 г. по делу № А40-41548/02-95-254.) Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Московского округа от 06.03.2003 г. по делу № А40-41548/02-95-254. (Архив Арбитражного суда города Москва. 2003. Дело № А35-3728/02г).. 

Не позднее  чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника и представить его собранию кредиторов для утверждения (пункт 1 статьи 106). 

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены  следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: 

перепрофилирование  производства; 

закрытие нерентабельных производств; 

взыскание дебиторской  задолженности; 

продажа части  имущества должника (статья 111); 

уступка прав требования должника (статья 112); 

исполнение обязательств должника собственником имущества  должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим  лицом или третьими лицами (статья 113); 

увеличение уставного  каптала должника за счет взносов  участников и третьих лиц(новая  мера - введена Законом о банкротстве 2002 г., статья 109); 

размещение дополнительных обыкновенных акций должника (новая  мера - введена Законом о банкротстве 2002 г., статья 114); 

продажа предприятия  должника (статья 110); 

замещение активов  должника(новая мера - введена Законом  о банкротстве 2002 г., статья 115); 

Кроме того могут  применяться иные меры по восстановлению платежеспособности должника. 

3.4. Конкурсное  производство 
 

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Наличие у  должника признаков несостоятельности  и установление невозможности восстановления его платежеспособности является основанием для принятия арбитражным судом решения об открытии в отношении должника конкурсного производства (Постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2002 г. по делу № А14-1949/02/70/16б) Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2002 г. по делу № А14-1949/02/70/16б. (Архив Арбитражного суда Воронежской области. 2002. Дело № А14-1949/02/70/16б).. 

В соответствии с действующим законодательством  с момента принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника (Постановление ФАС Центрального округа от 26.12.2002 г. по делу № А23-2011/02А-5-116) Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Центрального округа от 26.12.2002 г. по делу № А23-2011/02А-5-116 . (Архив Арбитражного суда Калужской области. 2002. Дело № А23-2011/02А-5-116)., а все претензии имущественного характера могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства (Постановление ФАС Центрального округа от 09.12.2002 г. по делу № А-62-3101/2002) Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Центрального округа от 09.12.2002 г. по делу № А-62-3101/2002 . (Архив Арбитражного суда Смоленской области. 2002. Дело № А-62-3101/2002).. Кроме того статья 126 Закона о банкротстве 2002 г. предусматривает следующие последствия открытия конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в специальном порядке; прекращается исполнение по исполнительным документам, которые в этом случае подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему; снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. 

При принятии решения  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного  управляющего и размер его вознаграждения, о чем выносит определение (статья127). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд отстраняет конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей и назначает нового по ходатайству собрания кредиторов либо комитета кредиторов (Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу № А23-151/7-2000-Г) Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу: Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу № А23-151/7-2000-Г . (Архив Арбитражного суда Калужской области. 2003. Дело № А23-151/7-2000-Г ).. 

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.  

3.5. Мировое соглашение 
 

Мировое соглашение, заключаемое в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве - это  соглашение (договор) между должником  и его конкурсными кредиторами  об урегулировании между ними отношений  долга путем реструктуризации долгов (отсрочки (рассрочки) выплаты по долгам, скидки с долгов и т.п.). С юридической точки зрения это соглашение можно рассматривать как новацию, поскольку заключение этого соглашения приводит к замене прежних обязательств должника перед кредиторами новыми обязательствами, предусматривающими иной способ исполнения. Вместе с тем, мировое соглашение - не обычный гражданско - правовой договор; для его заключения не достаточно одного лишь волеизъявления сторон. Это соглашение подлежит судебному рассмотрению и считается заключенным только в случае его утверждения арбитражным судом. В то же время, правоприменительная практика исходит из того, что при утверждении мирового соглашения арбитражный суд проверяет только соблюдение требований по форме и порядку его заключения. Особое мнение судьи Конституционного суда Российской Федерации В.Г. Ярославцева по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник Конституционного суда Рос. Федерации. - 2003. - № 1 . - С. 5. 

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридического лица